Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.10.2016 N Ф07-8950/2016 по делу N А56-68633/2015
Требование: Об обязании передать в собственность РФ нежилое здание.
Обстоятельства: Комитет имущественных отношений отказал управлению Росимущества в согласовании передачи здания в федеральную собственность.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорное здание не может находиться в собственности субъекта РФ, оно используется федеральным государственным учреждением и необходимо для осуществления полномочий Российской Федерации по начислению и выплате пенсий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А56-68633/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В., при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Загребельной Я.А. (доверенность от 30.12.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 18.12.2015), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга Ванеевой А.А. (доверенность от 12.01.2016), от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Зейналовой Н.В. (доверенность от 22.12.2015), рассмотрев 19.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2016 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу в„– А56-68633/2015,

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - ТУ ФАУГИ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, в котором просило Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), передать в собственность Российской Федерации нежилое здание площадью 4071,2 кв. м с кадастровым номером 78:7532:0:25, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Московском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А, ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Управление), Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования в„– 2 Московского района Санкт-Петербурга" (в настоящее время - государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Морская школа" Московского района Санкт-Петербурга; далее - Центр), место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 164, лит. А, ОГРН 1027804895051, ИНН 7810140369.
Решением от 29.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2016, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, суды не учли разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 30.06.2006 в„– 8-П (далее - Постановление в„– 8-П), согласно которым установленный в пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает необходимость волеизъявления последних на такую передачу, достижение договоренностей между органами государственной власти и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации; действующее законодательство не содержит указания на обязанность передачи в федеральную собственность помещений, занимаемых отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд); поскольку Центр в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" отказал в передаче находящегося у него на праве оперативного управления здания в федеральную собственность, у судов отсутствовали основания для удовлетворения иска; передача объекта из одного уровня публичной собственности в другой не может быть осуществлена в отсутствие доказательств перераспределения соответствующих полномочий между государственными органами.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Отделения и Управления - в отзыве на нее, пояснив, что Управление, занимающее спорное здание, образовано в связи с передачей Фонду от субъектов Российской Федерации полномочий по начислению и выплате пенсий.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров аренды от 03.06.2002 в„– 12-В003366 и безвозмездного пользования от 01.04.2013 в„– 43, заключенных Управлением с правопредшественником Комитета - Комитетом по управлению городским имуществом (арендодателем, далее - КУГИ) и Центром (ссудодателем) соответственно, Управление занимает нежилое здание площадью 4019,5 кв. м с кадастровым номером 78:7532:21:88, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. А, принадлежащее на праве собственности Санкт-Петербургу и переданное им в оперативное управление Центру.
ТУ ФАУГИ 29.12.2014 на основании поступивших 08.09.2014 и 12.11.2014 писем Управления и Отделения в„– 20/14167 и 05-27/841 обратилось к КУГИ с предложением о передаче на основании статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ занимаемого Управлением здания из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Письмом от 25.03.2015 в„– 7971-18 КУГИ, сославшись на письма Комитета по образованию от 06.03.2015 в„– 03-18-570/15-0-1 и администрации Московского района Санкт-Петербурга от 03.03.2015 в„– 01-37-1487/15-0-1, из которых следует, что изъятие используемого Управлением здания из системы образования названного района является нецелесообразным в связи с сохраняющейся нехваткой дошкольных учреждений для жителей района и возможностью передачи данного объекта в оперативное управление государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Дворец детского (юношеского) творчества", отказал в согласовании такой передачи.
ТУ ФАУГИ, ссылаясь на нарушение Комитетом требований части 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ, обратилось в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорное здание не может находиться в государственной собственности Санкт-Петербурга, поскольку используется федеральным государственным учреждением и необходимо для осуществления полномочий Российской Федерации по начислению и выплате пенсий, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 117 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 в„– 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пунктом 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (с последующими изменениями и дополнениями) полномочиями по назначению и выплате пенсий были наделены органы краевой, областной администрации.
Согласно пунктам 1 - 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 в„– 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" (далее - Указ в„– 1709) за Фондом и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий; Правительству Российской Федерации предложено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решить вопрос о передаче материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, в федеральную собственность; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в течение 2001 года заключить с Фондом соглашения о передаче его территориальным органам полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий.
Порядок передачи имущества из региональной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации регламентируется частью 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ.
Абзацами 2, 4, 9 - 11 части 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении в„– 8-П и определении от 07.12.2006 в„– 542-О, положения части 11 той же статьи, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что во исполнение Указа в„– 1709 Фонд и губернатор Санкт-Петербурга 24.08.2001 заключили соглашение в„– 092-0075-С, в котором предусмотрели наряду с обязанностью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга организовать передачу Отделению полномочий по назначению и выплате государственных пенсий в соответствии с согласованным графиком и утвержденным порядком взаимодействия органов социальной защиты населения Санкт-Петербурга и Отделения в переходный период, также принять решение о предоставлении Отделению помещений, необходимых для размещения органов Фонда, которые будут заниматься вопросами назначения и выплаты государственных пенсий; спорный объект недвижимого имущества используется Управлением для обеспечения публичных функций с 2002 года. Документы, подтверждающие использование Центром спорного объекта до момента предоставления его Управлению, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах с учетом письма от 24.05.2012 в„– 02-259/12, в котором Центр сообщил Управлению о согласовании передачи спорного здания, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска.
Довод подателя жалобы об отсутствии оснований для передачи спорного объекта в федеральную собственность отклоняется судом кассационной инстанции как противоречащий фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
С учетом того, что суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, а также правильно применили нормы материального права, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 по делу в„– А56-68633/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
А.В.КАДУЛИН


------------------------------------------------------------------