Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2016 N Ф07-8620/2016 по делу N А44-2607/2016
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении областного автономного образовательного учреждения к ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неисполнение обязанности по размещению в единой информационной системе в сфере закупок информации о заключенных по итогам проведения закупок договорах и информации об изменении данных договоров.
Решение: Требование удовлетворено частично, размер назначенного штрафа снижен, поскольку учтено, что учреждение является образовательной некоммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, приняло меры к устранению нарушений.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Новгородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2016 г. по делу в„– А44-2607/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Кудина А.Г., при участии от областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новгородский институт развития образования" Калабина Т.Б. (доверенность от 09.03.2016), рассмотрев 19.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новгородский институт развития образования" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2016 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу в„– А44-2607/2016,

установил:

Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Новгородский институт развития образования" место нахождения: 173001, Новгородская область, город Великий Новгород, Новолучанская улица, дом 27, ОГРН 1025300802350, ИНН 5321033367 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области, место нахождения: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 3, ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553 (далее - УФАС, Управление), от 18.03.2016 о наложении штрафа по делу в„– 5 об административном правонарушении. Данным постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде 110 000 руб. административного штрафа.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2016 оспариваемое постановление УФАС от 18.03.2016 о наложении штрафа по делу в„– 5 об административном правонарушении изменено в части размера назначенного административного наказания - штраф снижен судом до 50 000 руб.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции от 28.04.2016 и постановление апелляционного суда от 05.07.2016 и принять новый судебный акт - о полном удовлетворении требований заявителя. Податель жалобы не согласен с толкованием антимонопольным органом и судами положений части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, считает, что в действиях Учреждения отсутствует состав вмененного административного правонарушения. По мнению подателя жалобы, допущенное им правонарушение является несущественным и малозначительным.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы.
Приобщен к делу отзыв УФАС, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения и рассмотреть кассационную жалобу без участия его представителя.
УФАС, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в результате проверки, проведенной в феврале 2016 года, заместитель прокурора Новгородской области 19.02.2016 вынес в отношении Учреждения постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в связи с неразмещением при проведении Учреждением в 2015 году трех закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон в„– 223-ФЗ) информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в единой информационной системе в сфере закупок. Указанное постановление было направлено прокуратурой для рассмотрения в УФАС.
Постановлением от 18.03.2016 о наложении штрафа по делу в„– 5 об административном правонарушении антимонопольный орган признал в действиях Учреждения административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и применил наказание в виде наложения штрафа в размере 110 000 руб.
Посчитав указанное постановление административного органа незаконным и нарушающим его права, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив в действиях (бездействии) заявителя наличие события и состава вмененного административного правонарушения, при этом приняв во внимание, что Учреждение является образовательной некоммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании и приняло меры к устранению нарушений, решением от 28.04.2016 счел возможным снизить размер штрафа до 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 05.07.2016 решение суда первой инстанции от 28.04.2016 оставил без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает судебные акты законными и обоснованными.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона в„– 223-ФЗ названный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Согласно статье 6 Закона в„– 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 статьи 2 Закона в„– 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с указанными требованиями Закона в„– 223-ФЗ наблюдательным советом Учреждения 05.03.2015 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новгородский институт развития образования" (новая редакция).
Как установлено в части 1 статьи 3 Закона в„– 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, помимо прочего, принципом информационной открытости закупки.
В силу части 5 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Согласно требованиям статьи 4.1 Закона в„– 223-ФЗ (введена Федеральным законом от 28.12.2013 в„– 396-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 4.1 названного Закона).
В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора (часть 2 статьи 4.1 названного Закона). Перечень документов и порядок формирования реестра договоров установлены Правилами ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 в„– 1132.
В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе (часть 2 статьи 4.1 названного Закона).
Согласно части 19 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ на заказчика возлагается обязанность размещать в единой информационной системе в срок не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в отношении закупок следующие сведения: 1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг; 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи; 4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 8 Закона в„– 223-ФЗ).
Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 18 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ).
Во исполнение Закона в„– 223-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 в„– 908, вступившим в силу с 01.10.2012, утверждено Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке, которым регламентирован порядок размещения отчетности о заключенных договорах (далее - Положение в„– 908).
В силу пунктов 51 и 52 Положения в„– 908 для внесения изменений в документы, предусмотренные пунктами 45, 47, 49 и 50(1) настоящего Положения, представитель заказчика в соответствии с указанными пунктами формирует измененную редакцию таких документов, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 настоящего Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.07.2014 в„– 697). Изменения в документы, предусмотренные пунктами 45, 47, 49 и 50(1) настоящего Положения, считаются размещенными в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 51 настоящего Положения.
Кроме того, в соответствии с положениями части 2 статьи 4.1 Закона в„– 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
В силу части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами указанного правонарушения являются лица, ответственные за размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг.
Объектом данного правонарушения является установленный Законом в„– 223-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами, не противоречащими названному Закону, порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в неразмещении в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Из материалов дела следует, что Учреждение в период с 10.02.2015 по 16.02.2016 осуществляло закупки в соответствии с Законом в„– 223-ФЗ.
УФАС по материалам проверки установило, что 20.04.2015 дополнительным соглашением в„– 1 в договор на оказание услуг в„– 78 от 06.03.2015, заключенный по результатам проверки запроса предложений в„– 31502088833 (от 03.03.2015) с предпринимателем Егоровым С.А. внесены изменения в части уменьшения цены договора, однако в нарушение требований части 5 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ сведения об изменении условий договора в единой информационной системе по состоянию на 16.02.2016 не размещены.
Также УФАС по материалам проверки установило, 01.09.2015 заключен договор в„– 60/09-15 с предпринимателем Васильевым С.С. на сумму 108 895 руб., однако сведений о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства, в единой информационной системе Учреждением не размещено.
Таким образом, Учреждение допустило нарушение частей 18, 19 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ и части 5 статьи 4, части 2 статьи 4.1 Закона в„– 223-ФЗ, не исполнив обязанность размещать на официальном сайте информацию и заключенных по итогам проведения закупок договорах, а также информацию об изменении данных договоров.
В действиях Учреждения имеется событие и состав, предусмотренный частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. Поскольку Учреждение относится к числу заказчиков со специальной правосубъектностью (часть 2 статьи 1 Закона в„– 223-ФЗ), оно должно было соблюдать порядок опубликования сведений, что им исполнено не было.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 в„– 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 и части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как правильно установлено судами, в данном случае вина заявителя выразилась в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных, свидетельствующих о принятии Учреждением таких мер, а также доказательств объективной невозможности исполнения заказчиком (Учреждением) требований Закона в„– 223-ФЗ, УФАС и судами не выявлено. Размер штрафа, назначенного при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствует санкции части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
При этом следует отметить, что диспозицией части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ административная ответственность установлена именно за неисполнение обязанности по размещению информации в единой информационной системе в сфере закупок, которая до введения единой информационной системы в эксплуатацию подлежит исполнению посредством публикации сведений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о правомерности привлечения Учреждения к административной ответственности.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, противоречат обстоятельствам дела, по сути направлены на иную оценку доказательств и установленных по делу обстоятельств, и свидетельствуют о неправильном толковании Учреждением положений части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в совокупности с требованиями частей 18, 19 статьи 4 Закона в„– 223-ФЗ и части 5 статьи 4, части 2 статьи 4.1 Закона в„– 223-ФЗ, отдельные нарушения которого вменены Учреждению в соответствии с постановлением от 18.03.2016 в„– 5.
Суды не усмотрели при принятии обжалуемых судебных актов оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения и степени его общественной опасности. Применение либо неприменение названной нормы с учетом обстоятельств конкретного дела является правом суда, а не обязанностью, в связи с чем выводы судов иной оценке не подлежат.
При этом судом первой инстанции учтено, что заявитель является образовательной некоммерческой организацией, находится на бюджетном финансировании, принял меры к устранению нарушений и недопущению их впредь, в связи с чем суд смягчил первоначально назначенное нарушителю наказание, снизив размер штрафа со 110 000 руб. до 50 000 руб.
В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки выводов судов и установленных по делу фактических обстоятельств.
Доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают законных и обоснованных выводов судов обеих инстанций. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами доказательств и установленных фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены судебных актов.
Нарушений судами при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены или изменения обжалуемых судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 28.04.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 по делу в„– А44-2607/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу областного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Новгородский институт развития образования" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------