Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2016 N Ф07-6750/2016 по делу N А56-53815/2015
Требование: Об оспаривании решений налогового органа.
Обстоятельства: Обществу отказано в возмещении НДС в связи с неправомерным предъявлением к вычету сумм налога, предъявленного контрагентами по расходам на производство социально значимых программ и оказание услуг связи для целей телевизионного вещания.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку распространение социально значимых программ, затраты на производство и трансляцию которых возмещены из бюджета Санкт-Петербурга, рассматривается для целей НДС как операции по реализации товаров , признаваемые объектом налогообложения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу в„– А56-53815/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Журавлевой О.Р., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 25 по Санкт-Петербургу Назарова Н.П. (доверенность от 10.12.2015), Рыбинцева Д.С. (доверенность от 13.01.2016) и Шишканова А.О. (доверенность от 19.01.2016), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Шишканова А.О. (доверенность от 01.03.2016) от акционерного общества "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" Гуляева А.В. (доверенность от 14.01.2016), Трофимовой С.В. (доверенность от 26.01.2016) и Коваля И.А. (доверенность от 14.01.2016), рассмотрев 18.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (судьи Згурская М.Л., Горбачева О.В., Третьякова Н.О.) по делу в„– А56-53815/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Городское агентство по телевидению и радиовещанию", место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, ул. Чапыгина, д. 6, ОГРН 1057812160240, ИНН 7841320717 (далее - ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 25 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция), от 29.01.2015 в„– 3527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в„– 27 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, а также решений Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191180, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление) от 08.05.2015 в„– 16-13/20435 и 16-13/20434. Кроме того, Общество просило обязать Инспекцию возместить налогоплательщику из бюджета 10 561 847 руб. 91 коп. НДС путем возврата указанной суммы на расчетный счет налогоплательщика.
Решением суда первой инстанции от 02.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.06.2016, заявленные требования удовлетворены.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (том дела 3, листы 141 - 183) в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) сообщило об изменении наименования на акционерное общество "Городское агентство по телевидению и радиовещанию".
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 02.12.2015 и постановление от 06.06.2016 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно приняло к вычету суммы налога по операциям, не являющимся объектом налогообложения согласно главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а относящимся к бесплатному распространению телевизионных программ, затраты на производство и трансляцию которых возмещаются в рамках договоров субсидирования. Инспекция считает, что Общество получило компенсацию всех понесенных расходов, связанных с трансляцией социально значимых программ, посредством выделения ему субсидии с учетом НДС, соответственно, получение налогоплательщиком налоговых вычетов неправомерно в связи с тем, что у него отсутствовали расходы, связанные с предъявлением ему сумм налога.
В представленных объяснениях по делу Управление просит суд кассационной инстанции отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить кассационную жалобу Инспекции.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к ней, а также в отзыве на объяснения Управления Общество, считая принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Определением суда кассационной инстанции от 20.09.2016 на основании части 5 статьи 158 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 18.10.2016.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2016 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Соколовой С.В. в очередном отпуске произведена ее замена на судью Корабухину Л.И.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали приведенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней доводы, а представители Общества просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 21.07.2014 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за II квартал 2014 года, согласно которой предъявило к возмещению из бюджета 14 278 583 руб. НДС. Согласно декларации сумма налога, исчисленная с базы, облагаемой НДС, составила 1 842 392 руб., сумма налоговых вычетов - 16 120 975 руб.
Инспекция по результатам камеральной проверки составила акт от 06.11.2014 в„– 4747 и приняла решения от 29.01.2015 в„– 3527 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в„– 27 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению.
В соответствии с решением от 29.01.2015 в„– 3527 налоговый орган уменьшил на 14 278 583 руб. НДС, заявленный налогоплательщиком к возмещению из бюджета, и рекомендовал налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 29.01.2015 в„– 27 Инспекция отказала Обществу в возмещении 14 278 583 руб. НДС за II квартал 2014 года.
Управление решениями от 08.05.2015 в„– 16-13/20435 и 16-13/20434 отменило решения налогового органа в части вывода о завышении Обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 3 716 735 руб. 09 коп. (14 278 583 руб. - 10 561 847 руб. 91 коп.).
Общество оспорило решения Инспекции и Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основанием для принятия оспариваемых решений Инспекции послужил ее вывод о неправомерном, в нарушение пункта 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, предъявлении Обществом к вычету 14 278 583 руб. НДС. В обоснование своей позиции налоговый орган сослался на отсутствие у налогоплательщика правовых оснований для применения налоговых вычетов по НДС, предъявленному контрагентами по расходам на производство социально значимых программ, а также операторами связи по услугам связи для целей телевизионного вещания, поскольку данные расходы не учитываются в операциях, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 146 НК РФ.
Управление при рассмотрении апелляционных жалоб Общества на решения налогового органа посчитало, что налогоплательщик необоснованно предъявил к вычету 10 561 847 руб. 91 коп. НДС, поскольку затраты на приобретение товаров (работ, услуг), суммы налога по которым заявлены к вычету, возмещены Обществу Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее - Комитет). При этом вышестоящий налоговый орган отметил, что затраты на производство и трансляцию программ возмещены Обществу Комитетом с учетом сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 названного Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
Из положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что условиями для получения вычета по НДС по товарам (работам, услугам) являются приобретение товаров (работ, услуг), принятие их на учет (оприходование) и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров, с указанием суммы НДС. Предъявление сумм НДС к вычету также связано с целью приобретения товара: вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых им для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении Обществом условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ, для применения налоговых вычетов по НДС и отсутствия ограничений для применения указанных вычетов налогоплательщиком, получившим субсидию из бюджета субъекта Российской Федерации.
Как установлено судами, Общество является учредителем средства массовой информации "Телеканал "Санкт-Петербург", который согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 17.04.2012 и лицензии на осуществление телевизионного вещания имеет следующую направленность: информационное, аналитическое, общественно-политическое, социальное, культурно-просветительское и образовательное вещание; передачи для детей и молодежи; художественные и документальные фильмы. Телеканал также вправе распространять рекламные сообщения и материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во II квартале 2014 года Общество производило и транслировало через "Телеканал "Санкт-Петербург" программу "Петербургский дневник"; выпуски новостей: "Новости", "Новости спорта", "Бизнес-Петербург", "Новости. Итоги дня"; выпуски новостей в составе программы "Петербургское телевидение"; программу "Хорошее утро"; цикл программ "Папа, мама, я - спортивная семья"; цикл программ "Выходной"; цикл телевизионных программ "Искусство видать"; цикл телевизионных программ "Профессия: Выбор"; цикл программ "Малые Родины большого Петербурга".
Затраты на производство и трансляцию (вещание) указанных программ возмещены Обществу из бюджета Санкт-Петербурга.
На основании договоров от 11.06.2014 в„– 14-ДС-004, от 26.06.2014 в„– 14-ДС-005, 14-ДС-006, 14-ДС-007, 14-ДС-008, 14-ДС-009 Комитет предоставил Обществу средства бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидий (гранта) в целях возмещения затрат, понесенных в связи производством и трансляцией (вещанием) социально значимых телевизионных программ. Договоры заключены в соответствии с приложением в„– 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 06.06.2014 в„– 476 "О предоставлении в 2014 году субсидий в целях возмещения затрат, предусмотренных Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Законом Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на производство и трансляцию социально значимых телевизионных программ и телевизионной продукции, утвержденным названным Постановлением, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Санкт-Петербурга.
Субсидии предоставляются организациям, признанным победителями конкурсного отбора на право получения субсидий, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникших в 2014 году в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг при производстве и трансляции социально значимых телевизионных программ, телевизионной продукции, представляющих общественный и государственный интерес, тематически направленные на определенные цели.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 в„– 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон в„– 2124-1) под продукцией средства массовой информации понимается, в частности, отдельный выпуск телепрограммы, которой является совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (эфир) не реже одного раза в год.
Под распространением продукции средства массовой информации Закон в„– 2124-1 понимает, в том числе вещание телеканала (телевизионное вещание), а также вещание телепрограммы в составе соответственно телеканала.
Часть 2 статьи 25 названного Закона разграничивает коммерческое и некоммерческое распространение продукции средств массовой информации. Коммерческое распространение является возмездным, т.е. за него взимается плата. Некоммерческое распространение должно осуществляться безвозмездно.
В силу статьи 36 Закона в„– 2124-1 распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в целях налогообложения НДС не имеет значения, производится реализация товаров на возмездной или безвозмездной основе.
В силу положений статьи 39 НК РФ реализацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Следовательно, трансляция (вещание) Обществом в эфире средства массовой информации "Телеканал "Санкт-Петербург" программ и рекламных материалов в соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признается реализацией для целей исчисления НДС.
В рассматриваемом случае в спорном налоговом периоде имело место коммерческое распространение (вещание) в эфире "Телеканал "Санкт-Петербург" рекламных материалов. Выручка от реализации указанных операций отражена Обществом в налогооблагаемой базе по НДС.
Кроме того, Общество осуществляло распространение (вещание) социально значимых программ, затраты на производство и трансляцию которых возмещены из бюджета Санкт-Петербурга. Суммы полученных субсидий не включены заявителем в налоговую базу по НДС.
Из условий договоров от 11.06.2014 в„– 14-ДС-004, от 26.06.2014 в„– 14-ДС-005, 14-ДС-006, 14-ДС-007, 14-ДС-008, 14-ДС-009 усматривается, что выделенные Обществу средства из бюджета Санкт-Петербурга предназначались на возмещение затрат, связанных как с производством, так и реализацией (вещанием) социально значимых программ. Субсидии были выделены с учетом НДС.
В ходе камеральной проверки Инспекция не вменила Обществу нарушение положений статьи 154 НК РФ в связи с неотражением в налогооблагаемой базе соответствующих сумм субсидий. Основанием для принятия оспариваемых решений налогового органа и Управления послужил только вывод об отсутствии у заявителя права на налоговые вычеты по НДС.
Поскольку распространение социально значимых программ, затраты на производство и трансляцию которых возмещены из бюджета Санкт-Петербурга рассматривается для целей НДС как операции по реализации товаров (работ, услуг), бюджетные субсидии получены Обществом из бюджета Санкт-Петербурга и не предоставлялись непосредственного из федерального бюджета, то у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в праве на налоговый вычет по НДС.
При рассмотрении настоящего дела суды исследовали все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нормы материального права применены ими правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по делу в„– А56-53815/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА


------------------------------------------------------------------