Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.10.2016 N Ф07-8659/2016 по делу N А21-5446/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа во внесении изменений в инвестиционную декларацию общества в части ежегодного объема инвестирования.
Обстоятельства: Общество является резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области. Оспариваемый отказ мотивирован тем, что обществом занижен объем инвестиций по сравнению с установленным законом минимальным объемом капитальных вложений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку закон не содержит запрета на уточнение инвестиционной декларации по уже проверенным периодам реализации инвестиционного проекта.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. по делу в„– А21-5446/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С., при участии от акционерного общества "Аэропорт "Храброво" Малкиной Н.В. (доверенность от 01.08.2016 в„– 75) и Старковой Г.В. (доверенность от 10.06.2016 в„– 49), от министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области Нагорной Н.В. (доверенность от 01.09.2015 в„– 3037-02) и Готовчика А.Л. (доверенность от 06.10.2016 в„– 3554-00), рассмотрев 11.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Аэропорт "Храброво" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А21-5446/2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Полубехина Н.С.),

установил:

Закрытое акционерное общество "Аэропорт "Храброво" (в настоящее время - акционерное общество "Аэропорт "Храброво"), место нахождения: 238300, Калининградская область, Гурьевский район, поселок Храброво, ОГРН 1093925037931, ИНН 3917505777 (далее - Общество, ЗАО "Аэропорт "Храброво"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области, осуществляющего полномочия администрации "Особой экономической зоны" в Калининградской области (далее - ОЭЗ), место нахождения: 236007, Калининград, улица Дм.Донского, дом 1, ОГРН 1113926006700, ИНН 3906230908 (далее - Минпромторг, Министерство), во внесении изменений в "Инвестиционную декларацию" ЗАО "Аэропорт "Храброво". Заявитель просил суд обязать Министерство в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ЗАО "Аэропорт "Храброво" принять решение о внесении изменения в указанную "Инвестиционную декларацию"; а также взыскать с Минпромторга в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 30.11.2015 (судья Сычевская С.Н.) заявление ЗАО "Аэропорт "Храброво" удовлетворено в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 указанное решение отменено; в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Аэропорт "Храброво", ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенное по данному делу постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы со ссылкой на подпункт 3 пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2006 в„– 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 16-ФЗ) считает правомерным внесение Обществом изменений в объемы финансирования инвестиционного проекта в соответствии с уточненной "Инвестиционной декларацией" от 20.03.2015, в том числе за первый год реализации указанного проекта - в сумме 131,2 млн руб. По мнению заявителя, апелляционный суд, исследовав вопрос включения в спорную декларацию конкретных инвестиций, вышел за пределы рассмотрения настоящего спора. Также податель жалобы полагает, что факты, приведенные Министерством и положенные судом апелляционной инстанции в основу постановления от 14.07.2016, не соответствуют действительности.
В судебном заседании представители ЗАО "Аэропорт "Храброво" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Министерства возражали против ее удовлетворения.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество внесено в "Единый реестр резидентов "Особой экономической зоны в Калининградской области" за номером 12002: как субъект инвестиционной деятельности, реализующий инвестиционный проект "Техническое перевооружение и строительство здания аэровокзала ЗАО "Храброво". Первоначальные сведения об условиях реализации данного проекта были отражены в "Инвестиционной декларации" от 09.04.2012 в„– 002 (том 1, лист 29).
В течение первых двух лет реализации указанного инвестиционного проекта Обществом вносились определенные изменения в декларацию, касающиеся как видов деятельности (исключена деятельность воздушного транспорта (код ОКВЭД 62), так и объемов финансирования в целом и по годам. Согласно инвестиционной декларации от 04.04.2014 в„– 2/3 общий объем финансирования того же инвестиционного проекта составил 2048,9 млн руб. (на реконструкцию зданий и сооружений - 1777,07 млн руб.; инвестиции в машины, оборудование, инструмент, инвентарь - 271,85 млн руб.). График осуществления ежегодного объема инвестиций в первые три года реализации данного проекта определен следующим образом: первый год - 7 123 270 руб.; второй год - 30 319 770 руб.; третий год - 2 011 475 395 руб.
ЗАО "Аэропорт "Храброво" на основании пункта 12 статьи 4 Закона в„– 16-ФЗ письмом от 20.03.2015 в„– 1-361 обратилось в Министерство с заявлением о принятии уточненной инвестиционной декларации в„– 2/4. Согласно этой же представленной Обществом декларации общий объем инвестирования, осуществленный резидентом ОЭЗ в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта, составил 167 088 790 руб., из которых: в первый год - 131 175 667 руб., во второй год - 22 098 432 руб., а в третий год - 13 814 691 руб.
Оценив полученную от заявителя уточненную декларацию в„– 2/4, Минпромторг пришло к выводу о занижении резидентом объема инвестиций (менее 150 млн руб.) по сравнению с установленным статьей 4 Закона в„– 16-ФЗ минимальным объемом капитальных вложений. Проверяющие посчитали, что в случае принятия данной декларации в„– 2/4 итоговый объем инвестиций Общества составит лишь 53,172 млн руб. (подтвержденные актами проверок за первый и второй год - 39,357 млн руб. и 13,815 млн руб. - за третий год деятельности). Произведенный подобным образом расчет итогового объема инвестиций основан на выводах Министерства о том, что резиденты ОЭЗ не могут вносить изменения в инвестиционные декларации за предыдущие периоды, по которым уже окончена проверка контролирующим органом и приняты соответствующие решения. В связи с этим, Минпромторг не приняло уточненные объемы инвестиций за первые два года в сумме 131 175 667 руб. и 22 098 432 руб. В качестве объемов капитальных вложений за первые два года были приняты объемы, заявленные по предыдущей инвестиционной декларации (в„– 2/3) и подтвержденные актами проверки; а за третий год - объемы, указанные Обществом в уточненной инвестиционной декларации в„– 2/4 (13,815 млн руб.). Поскольку при сложении сумм описанным выше способом объемы инвестиций составили менее 150 млн руб., Министерство со ссылкой на подпункт 3 пункта 13 статьи 4 Закона в„– 16-ФЗ отказало ЗАО "Аэропорт "Храброво" во внесении изменений в инвестиционную декларацию в„– 2/3.
Не согласившись с указанным отказом Минпромторг, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции надлежащим образом оценил доказательства и доводы, представленные участниками спора; установил все обстоятельства дела и удовлетворил заявленные требования ЗАО "Аэропорт "Храброво" в полном объеме. Суд исходил из того, что подача уточненной декларации является правом резидента, гарантированным частью 12 статьи 4 Закона в„– 16-ФЗ. Названный Закон не содержит запрета на уточнение инвестиционной декларации по уже проверенным контролирующим органом периодам реализации инвестиционного проекта. Как отметил суд, Министерство должно было совершить необходимые действия в соответствии с требованиями Закона в„– 16-ФЗ: в частности должно было провести проверку третьего года реализации инвестиционного проекта, а также итоговую проверку.
Апелляционный суд отменил указанное решение суда первой инстанции от 30.11.2015, согласившись с доводами Минпромторг, которое настаивало, что заявленные Обществом в уточненной декларации в„– 2/4 расходы на приобретение недвижимого имущества в 2012 году не могут быть признаны инвестициями в смысле, придаваемом понятию "инвестиции в форме капитальных вложений" Законом в„– 16-ФЗ. Суд указал, что осуществленные резидентами инвестиции в качестве капитальных вложений должны быть направлены именно на новое строительство, на осуществление проектно-изыскательских работ и техническое перевооружение, на модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, и на приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, а не на приобретение недвижимого имущества в целях формального выполнения требований к резидентам о минимальном количестве инвестиционных вложений. Суд апелляционной инстанции посчитал, что объем выполненных резидентом инвестиций за три года инвестиционной деятельности составил менее 150 млн руб., что не соответствует установленным требованиям, указанным в подпункте 4 пункта 10 статьи 4 Закона в„– 16-ФЗ, в связи с чем признал правомерным отказ Министерства во внесении изменений в инвестиционную декларацию в„– 2/3.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ЗАО "Аэропорт "Храброво" подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Законом в„– 16-ФЗ урегулирован специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности на территории Калининградской области. Статьей 17 Закона в„– 16-ФЗ установлено, что резидентами ОЭЗ применяется особый порядок уплаты налога на имущество организаций, установленный статьей 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В силу статей 2 и 4 Закона в„– 16-ФЗ действия настоящего Закона распространяются среди прочего и на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью в ОЭЗ, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом резиденты ОЭЗ должны осуществлять свою деятельность в рамках реализации инвестиционного проекта согласно условиям зарегистрированной инвестиционной декларации, установленным в соответствии с требованиями и ограничениями Закона в„– 16-ФЗ (пункт 6 статьи 2).
В целях применения Закона в„– 16-ФЗ с учетом нормы статьи 385.1 НК РФ капитальными вложениями, учитываемыми при определении минимальной стоимости инвестиционного проекта, являются инвестиции в основной капитал, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету и отражению на балансе организации, являющейся резидентом ОЭЗ.
Согласно пункту 6 статьи 7 Закона в„– 16-ФЗ администрация ОЭЗ обязана ежегодно со дня включения юридического лица в реестр и до дня принятия решения о выдаче свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации проводить с составлением соответствующего отчета проверки деятельности резидентов в установленном порядке. Такой порядок утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.07.2008 в„– 175 (зарегистрирован в Минюсте 10.07.2008 в„– 11958) (далее - Порядок в„– 175).
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 10 указанного Порядка в„– 175 проверяющие самостоятельно определяют методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей применяемой резидентом системы бухгалтерского учета, его состояния и объемов подлежащей проверке документации); требуют и получают необходимые документы, такие как: оборотно-сальдовые ведомости по счетам, журнал-ордер по счетам, анализ и карточки счетов, договоры с контрагентами, акты о приемке выполненных работ, правоустанавливающие документы на земельный участок, разрешение на строительство либо разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, справка о стоимости выполненных работ и затрат и иные документы, подтверждающие объем инвестиций в форме капитальных вложений за проверяемый период, относящиеся к предмету проверки.
Помимо этого после выполнения условий инвестиционной декларации администрация ОЭЗ совместно с налоговым органом проводит проверку соответствия резидента требованиям Закона в„– 16-ФЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Закона в„– 16-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2006 в„– 615 утверждены "Правила проведения проверки соответствия деятельности резидента Особой экономической зоны в Калининградской области требованиям Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", осуществляемой администрацией Особой экономической зоны в Калининградской области совместно с налоговым органом по месту постановки резидента на налоговый учет" (далее - Правила в„– 615).
Проверяющие при проведении проверки руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; вправе самостоятельно определять методы и последовательность проведения проверки; требовать и получать в установленные проверяющими сроки необходимые документы и принадлежащие резиденту информационные базы данных, относящиеся к предмету проверки (пункт 3, подпункты "а" и "б" пункта 9 Правил в„– 615).
В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, в том числе реализации инвестиционного проекта, могут происходить изменения фактов хозяйственной деятельности (по тем или иным основаниям), которые могут повлиять на реальное финансовое состояние организации предыдущего периода и повлечь за собой искажение оценки объектов бухгалтерского учета и, как следствие, в этом случае требуют внесения изменений в регистры бухгалтерского учета, влияющих на показатели статей баланса организации, что в свою очередь может повлечь (как частный случай) изменения в графике ежегодного объема инвестирования.
Часть 8 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 в„– 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон в„– 402-ФЗ) позволяет вносить исправления в регистры бухгалтерского учета вне зависимости от обстоятельств предоставления и последующей проверки контролирующими органами отчета о финансовой деятельности организации.
Следовательно исходя из положений пункта 12 статьи 4, и из статьи 7 Закона в„– 16-ФЗ, а также из статьи 81 НК РФ, и статьи 10 Закона в„– 402-ФЗ в их взаимосвязи, резидент ОЭЗ имеет право на внесение изменений в инвестиционную декларацию в части ежегодного объема инвестирования (в пределах срока выполнения условий инвестиционной декларации), в том числе и в части уже проверенного администрацией ОЭЗ периода. В этом случае в силу положений Порядка в„– 175 либо Правил в„– 615 администрация ОЭЗ не лишена возможности проверить деятельность резидента на соответствие требованиям Закона в„– 16-ФЗ с учетом внесенных изменений, а резидент - подтвердить соблюдение условий реализации инвестиционного проекта соответствующими сведениями, отраженными в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных бухгалтерских документов.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о формальном подходе Министерства к заявлению Общества о принятии уточненной инвестиционной декларации и о наличии у Минпромторг реальной возможности в ходе проверки исследовать вопрос правомерности включения в указанную декларацию конкретных инвестиций следует признать обоснованными.
Поскольку объективно разрешить вопрос о том, будут ли вносимые изменения условий инвестиционного проекта в отношении того или иного объекта капитальных вложений являться нарушением законодательно установленных правил, можно только при рассмотрении фактических обстоятельств дела (включая первичные документы и показатели статей баланса), то вывод апелляционного суда об отсутствии в отношении ЗАО "Аэропорт "Храброво" нарушенного права ввиду несоответствия расходов заявителя на приобретение недвижимого имущества понятию инвестиций в форме капитальных вложений по смыслу Закона в„– 16-ФЗ, является преждевременным (исходя из сути спора).
Учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ для направления дела на новое рассмотрение, кассационная инстанция проверила законность принятого по данному делу судебного акта в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, после чего пришла к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции от 14.07.2016 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 30.11.2015 - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 по делу в„– А21-5446/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.11.2015 по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО


------------------------------------------------------------------