Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.10.2016 N Ф07-6160/2016 по делу N А56-69221/2015
Требование: О взыскании долга по договорам на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на наличие у нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, задолженности по оплате оказанных коммунальных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в соответствии с условиями договоров жилищное агентство лишь обеспечивает перечисление денежных средств, поступивших от нанимателей в счет оплаты за содержание, ремонт общего имущества и коммунальные услуги, но не обязывается погашать долги нанимателей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. по делу в„– А56-69221/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Шпачевой Т.В., Серовой В.К., при участии от товарищества собственников жилья "Меншиковский пр., дом 19" Савельевой Ю.А. (доверенность от 01.03.2016 в„– 2), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" Трофимовой Ю.В. (доверенность от 21.06.2016 в„– 01-2022/16-0-0), рассмотрев 29.09.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 (судьи Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б., Сотов И.В.) по делу в„– А56-69221/2015,

установил:

Товарищество собственников жилья "Меншиковский пр., дом 19", место нахождения: 195273, Санкт-Петербург, Меншиковский пр., д. 19, оф. 40, ОГРН 1057812413251, ИНН 7804322233 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 33, ОГРН 1037808052248, ИНН 7804070681 (далее - Учреждение, Агентство), о взыскании 312 424 руб. 54 коп. задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, оплате коммунальных услуг на основании договоров от 23.03.2010 в„– 945/10-ТСЖ, от 06.02.2013 в„– 945/13-ТСЖ, от 21.03.2014 в„– 945/14-ТСЖ, от 05.02.2015 в„– 9415/15-ТСЖ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства", место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, лит. "А", ОГРН 1027809228116, ИНН 7825402384 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 28.12.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016, исковые требования ТСЖ удовлетворены.
В кассационной жалобе Агентство ссылается на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также на нарушение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем просит вынесенные решение от 28.12.2015 и постановление от 20.04.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении исковых требований Товарищества.
Как указывает податель жалобы, у судов двух инстанций не было оснований для возложения на Агентство обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также коммунальных услуг, в связи с наличием такой обязанности у нанимателей помещений.
В поступивших возражениях на кассационную жалобу ТСЖ указывает на обоснованность выводов судов двух инстанций, в связи с чем просит оставить решение от 28.12.2015 и постановление от 20.04.2016 без изменения.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ТСЖ против ее удовлетворения возражал.
Предприятие, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, между Агентством (заказчик) и ТСЖ (исполнитель) были заключены договоры от 23.03.2010 в„– 945/10-ТСЖ, от 06.02.2013 в„– 945/13-ТСЖ, от 21.03.2014 в„– 945/14-ТСЖ и от 05.02.2015 в„– 9415/15-ТСЖ (далее - Договоры), в соответствии с пунктами 1.1 которых исполнитель принял на себя обязательство по обеспечению выполнения работ и оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Меншиковский пр., д. 19, в котором расположены жилые и нежилые помещения, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга; а также по обеспечению предоставления в помещения коммунальных услуг согласно условиям договоров, а заказчик обязался обеспечивать внесение исполнителю платы за выполненные работы и оказанные услуги.
Ссылаясь на наличие у нанимателей жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, задолженности за период 11.09.2012-10.09.2015 по оплате оказанных услуг на основании Договоров, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, сделав вывод, что положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не освобождают собственника помещений от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома в случае неисполнения нанимателями обязанности по внесению платы, если такая обязанность собственника предусмотрена договором.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе Агентства доводы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу положений частей 1, 2 статьи 153 ЖК РФ наниматели жилого помещения по договору социального найма с момента заключения договоров обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за наем; плату за содержание жилого помещения, включающую в себя - плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 44, с частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ.
В многоквартирном доме в„– 19 по Меншиковскому проспекту города Санкт-Петербурга создано товарищество собственников жилья, которое осуществляет управление данным многоквартирным домом.
Объем прав и обязанностей нанимателей, предусмотренный главой 8 "Социальный наем жилого помещения" Жилищного кодекса Российской Федерации, не поставлен в зависимость от выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом.
Отсутствие в части 6 статьи 155 ЖК РФ указания на нанимателей жилых помещений по договору социального найма и по договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме как на субъектов, обязанных вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги товариществу собственников жилья, не исключает этой обязанности, основанной на части 4 статьи 155 ЖК РФ.
Таким образом, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 в„– 15066/12.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что указанная позиция не подлежит применению в случае, если обязанность собственника по оплате управляющей компании задолженности нанимателей предусмотрена договором, заключенным собственником с управляющей компанией.
Суд апелляционной инстанции установил, что такое условие содержится в пунктах 3.3 Договоров, согласно которому Агентство обеспечивает перечисление ТСЖ платежей нанимателей жилых помещений за содержание и текущий ремонт общего имущества, за коммунальные услуги, а также пеней в размере, рассчитанном в соответствии с действующим законодательством, поступивших на счет расчетно-вычислительного центра на основании предъявленных нанимателям жилых помещений платежных документов для внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества и предоставление коммунальных услуг, формируемых расчетно-вычислительным центром по договору с заказчиком. Если размер вносимой нанимателями жилых помещений платы за содержание и текущий ремонт общего имущества меньше, чем размер платы, установленной договором, оставшаяся часть вносится заказчиком в установленном договором порядке.
Вместе с тем, выводы апелляционного суда не могут быть признаны законными и обоснованными в связи со следующим.
В силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Суды при рассмотрении дела и толковании Договоров не приняли во внимание положения данной нормы.
Из пункта 3.3 Договоров следует, что обязанность у собственника помещений, используемых нанимателями, по возмещению расходов ТСЖ на содержание и ремонт общего имущества, оплате коммунальных услуг возникает в случае, если установленный для нанимателей размер платы меньше платежа, установленного Договорами.
Пунктом 3.4 Договоров, устанавливающим состав платежей, включаемых в цену договора применительно к жилым помещениям, в который входят платежи нанимателей жилых помещений, предусмотрены платежи, перечисляемые расчетно-вычислительным центром на расчетный счет ТСЖ (пункт 3.4.1 Договоров), а также выплаты, осуществляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (пункт 3.4.2 Договоров).
При этом к выплатам за счет средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены платежи в отношении пустующих помещений и дополнительные платежи в размере, равном величине превышения размера платы за услуги, установленные решением общего собрания членов ТСЖ, над размером платы, установленном для нанимателей уполномоченным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что по условиям Договоров в обязанности ответчика входит обеспечение перечисления Товариществу платежей, поступивших от нанимателей за содержание и текущий ремонт жилых помещений, платежей за коммунальные услуги, а также пеней, начисленных нанимателям в соответствии с действующим законодательством.
Как установлено судами двух инстанций, следует из позиции истца и не оспаривается Агентством, спорная сумма задолженности возникла в связи с неисполнением нанимателями находящихся в собственности Санкт-Петербурга квартир многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Меншиковский пр., д. 19, коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества, предоставленных ТСЖ.
Поскольку в соответствии с условиями Договоров Агентство лишь обеспечивает перечисление денежных средств, поступивших от нанимателей в счет оплаты за содержание, ремонт общего имущества и коммунальные услуги, но не обязывается погашать долги нанимателей, то оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании задолженности с ответчика у судов не имелось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении решения от 28.12.2015 и постановления от 20.04.2016 неправильно применили статью 210 ГК РФ, статьи 153, 154, 155 ЖК РФ, в связи с чем данные судебные акты подлежат отмене, как принятые при неправильном применении норм материального права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе ТСЖ в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отменой принятых судебных актов судебные расходы Агентства по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам распределяются в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 по делу в„– А56-69221/2015 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Меншиковский пр., дом 19", место нахождения: 195273, Санкт-Петербург, Меншиковский пр., д. 19, оф. 40, ОГРН 1057812413251, ИНН 7804322233, в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, д. 33, ОГРН 1037808052248, ИНН 7804070681, 6000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам.

Председательствующий
А.Е.ФИЛИППОВ

Судьи
Т.В.ШПАЧЕВА
В.К.СЕРОВА


------------------------------------------------------------------