Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2016 N Ф07-870/2016 по делу N А52-1905/2015
Требование: Об оспаривании решений таможенного органа о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и требований об уплате таможенных платежей.
Обстоятельства: Таможенный орган классифицировал ввезенный обществом товар как "кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов".
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ввезенный товар по описанию, функциональным признакам и материалу, из которого он изготовлен, соответствует классификационным признакам товарной позиции, избранной таможенным органом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. по делу в„– А52-1905/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Александровой Е.Н., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Промкомплектсервис" Григорьева В.А. (доверенность от 04.02.2016), от Псковской таможни Красновой О.М. (доверенность от 31.12.2015 в„– 11-38/38386), Малкова А.Б. (доверенность от 13.01.2016 в„– 11-38/00428), рассмотрев 28.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промкомплектсервис" на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.09.2015 (судья Циттель С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Пестерева О.Ю.) по делу в„– А52-1905/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Промкомплектсервис" (место нахождения: 180007, г. Псков, Коммунальная ул., 73А, ОГРН 1126027003387, ИНН 6027143102; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением об оспаривании решений Псковской таможни (место нахождения: 180017, г. Псков, Рабочая ул., 9, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; далее - таможня) о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД) от 30.04.2015 в„– РКТ-10209000-15/00049, РКТ-10209000-15/00050, РКТ-10209000-15/00051, РКТ-10209000-15/00052, РКТ-10209000-15/00053, РКТ-10209000-15/00054, РКТ-10209000-15/00055, РКТ-10209000-15/00056, РКТ-10209000-15/00057, РКТ-10209000-15/00058, РКТ-10209000-15/00059, РКТ-10209000-15/00060, РКТ-10209000-15/00061, РКТ-10209000-15/00062, РКТ-10209000-15/00063, РКТ-10209000-15/00064, РКТ-10209000-15/00065, РКТ-10209000-15/00066, РКТ-10209000-15/00067, РКТ-10209000-15/00068, РКТ-10209000-15/00069, а также адресованных обществу требований таможни об уплате таможенных платежей от 20.05.2015 в„– 1424, 1425, 1426, 1427, 1428, 1429, 1430, 1431, 1432, 1433, 1434, 1435, 1436, 1437, 1438, 1439, 1440, 1441, 1442, 1443, 1444.
Решением суда от 14.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2015, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела, настаивая на наличии у рассматриваемых товаров классификационных признаков товарной позиции 7326 ТН ВЭД (код 7326 90 980 8 ТН ВЭД). В связи с этим общество ссылается на опубликованные на сайте Федеральной таможенной службы действующие предварительные классификационные решения, необоснованное отклонение судами соответствующего довода общества. Податель жалобы также оспаривает вывод судов о разъяснительном характере решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 в„– 122 "О классификации кронштейнов из недрагоценных металлов по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", которое напрямую влияет на увеличение таможенных платежей. Вместе с тем общество подчеркивает, что вопросы о классификации товара по ТН ВЭД должны рассматриваться в рамках нормативной базы, действующей на момент подачи таможенной декларации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представители таможни отклонили их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 29.08.2012 по 01.11.2013 общество подало в таможню декларации на товары (ДТ) в„– 10209090/290812/0003083, 10209090/220313/0002890, 10209090/030413/0003391, 10209090/040413/0003463, 10209090/040413/0003465, 10209090/050413/0003515, 10209090/270513/0005745, 10209090/270513/0005746, 10209090/270513/0005747, 10209090/270513/0005748, 10209090/270513/0005749, 10209090/270513/0005774, 10209090/030613/0006099, 10209090/050613/0006183, 10209090/060613/0006263, 10209090/070613/0006280, 10209090/100613/0006334, 10209090/100613/0006352, 10209090/240913/0010220, 10209090/211013/0011279, 10209090/011113/0011813 с целью оформления ввоза на территорию Российской Федерации товара - подвеска для телевизора, металлическая (из черных металлов), окрашенная, состоящая из металлического кронштейна с креплением к стене с технологическими пазами и отверстиями, способ изготовления - сборка, площадки для жесткого крепления телевизора и поворотного устройства для регулирования положения и направления различных марок (товарные знаки ARMMEDIA, KROMAX, TUAREX), моделей, изготовителей.
Товар ввезен обществом на основании внешнеторгового контракта от 27.06.2012 в„– РУ/38843540/00001, заключенного обществом (покупатель) с компанией "MAXNET L.P." (продавец, Великобритания).
В графе 33 ДТ в отношении товара обществом указан код ТН ВЭД - 7326 90 980 8 (за исключением товара, ввозимого по ДТ в„– 10209097/290812/0003083; в этой ДТ указан код 7326 90 980 9 ТН ВЭД, исключенный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.08.2012 в„– 149): "изделия прочие из черных металлов: - прочие: -- изделия прочие из черных металлов: --- прочие: ---- прочие", которому соответствует ввозная таможенная пошлина по ставке 11,3 процента (в период с 01.09.2013 по 31.08.2014) и 15 процентов (в период с 29.08.2012 по 31.08.2013) от таможенной стоимости товара, налог на добавленную стоимость (НДС) - 18 процентов.
В подтверждение заявленных сведений о наименовании и коде товара при его декларировании обществом представлены внешнеторговый контракт с приложением в„– 1, дополнительное соглашение в„– 1, спецификации к нему на каждую партию поставки, инвойсы, CMR. Товар выпущен таможней для внутреннего потребления в установленные законом сроки без корректировок и изменения кода ТН ВЭД.
После выпуска товара по указанным ДТ на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможней в период с 09.10.2014 по 30.04.2015 проведена камеральная таможенная проверка правильности классификации товара по ТН ВЭД; по результатам проверки таможенным органом составлен акт от 30.04.2015 в„– 10209000/400/300415/А0122, в котором отражен вывод о неверной классификации обществом указанного товара.
Таможней 30.04.2015 приняты решения о классификации товара, согласно которым задекларированному по рассматриваемым ДТ товару присвоен код 8302 50 000 0 ТН ВЭД: "Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов: - вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия". Все решения (двадцать одно, за упомянутыми выше номерами) обоснованы правилами 1 и 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Изменение кода товара повлекло для общества увеличение таможенных пошлин и налогов: ставка ввозной таможенной пошлины 18,4 процента (в период с 01.09.2013 по 31.08.2014) и 20 процентов (в период с 29.08.2012 по 31.08.2013) от таможенной стоимости товара.
На основании этих классификационных решений таможня 20.05.2015 выставила обществу требования об уплате таможенных платежей в„– 1424, 1425, 1426, 1427, 1428, 1429, 1430, 1431, 1432, 1433, 1434, 1435, 1436, 1437, 1438, 1439, 1440, 1441, 1442, 1443, 1444 на общую сумму 2 083 192 руб. 70 коп. (в том числе: таможенные платежи - 1 740 390 руб. 59 коп., пени - 342 802 руб. 11 коп.).
Не согласившись с решениями и требованиями таможни, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у таможенного органа в данном случае правовых и фактических оснований для иной классификации ввезенного обществом товара.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 1 статьи 51 ТК ТС).
Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 названного Кодекса (пункты 1 - 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 в„– 54 утверждены единая ТН ВЭД Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 в„– 522.
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД. Согласно пунктам 5 и 6 Положения ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне; они применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно. Правило 6 ОПИ ТН ВЭД применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При рассмотрении спора по существу, сопоставлении значимых товарных позиций 7326 и 8302 ТН ВЭД применительно к рассматриваемому товару суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 7326 в данную товарную позицию включаются все изделия из черных металлов, полученные ковкой или вырубкой, резкой или штамповкой или другими способами, такими как гибка, сборка, сварка, обточка, вальцовка или перфорация, кроме изделий, включенных в предыдущие товарные позиции данной группы или оговоренных в примечании 1 к разделу XV, или включенных в группу 82 или 83, или более конкретно поименованных в других товарных позициях Номенклатуры.
Согласно примечанию 2 к разделу XV ТН ВЭД изделия, включаемые в группу 82 или 83, исключаются из групп 72 - 76 и 78 - 81.
К товарной позиции 8302 ТН ВЭД отнесены крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов; мебельные колеса с крепежными приспособлениями из недрагоценных металлов; автоматические устройства из недрагоценных металлов для закрывания дверей.
Код 8302 50 000 0 ТН ВЭД присваивается вешалкам для шляп, крючкам для шляп, кронштейнам и аналогичным изделиям.
Согласно оспариваемым классификационным решениям таможня означила ввозимый обществом товар (для целей классификации) как "кронштейны различных видов и форм, изготовленные из недрагоценных металлов, предназначенные для крепления к стене изделий и устройств, в том числе бытовой техники и оборудования" и исходила при этом из того, что декларируемый товар с учетом его назначения, описания и материала прямо поименован в тексте соответствующей подсубпозиции.
При этом таможенный орган учел принятое в соответствии с пунктом 7 статьи 52 ТК ТС Коллегией Евразийской экономической комиссии решение от 18.07.2014 в„– 122 "О классификации кронштейнов из недрагоценных металлов по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза", согласно которому кронштейны различных видов и форм, изготовленные из недрагоценных металлов, предназначенные для крепления к стене изделий и устройств, в том числе бытовой техники и оборудования, в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД классифицируются в субпозиции 8302 50 000 0 ТН ВЭД. В приложении к указанному решению приведены примеры изображений кронштейнов из недрагоценных металлов, классифицируемых в соответствующей субпозиции ТН ВЭД.
Как указано в пункте 7 статьи 52 ТК ТС, в целях обеспечения единообразия толкования ТН ВЭД на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
Таким образом, упомянутое решение от 18.07.2014 в„– 122 призвано с учетом действующих и действовавших ранее норм таможенного права обеспечить их единообразное применение, не более того. Иными словами, данным решением не вносятся изменения в ТН ВЭД, а даются разъяснения как участникам ВЭД, так и таможенным органам по классификации товара в целях единого понимания ТН ВЭД.
При сопоставлении описания и изображения товара, декларируемого в спорных ДТ, с описанием и изображением товара согласно решению от 18.07.2014 в„– 122, таможней установлена аналогичность товаров по конструктивным и функциональным признакам; в рамках таможенного контроля проанализированы представленные обществом каталоги производителей, описание товара на сайтах правообладателей товарных знаков. После этого товар правильно идентифицирован таможней как настенные наклонные стальные подвески для жидкокристаллических телевизоров, позиционируемые производителями как "кронштейны" различных видов - наклонные, наклонно-поворотные и формы, изготовленные из недрагоценных металлов, предназначенные для крепления к стене изделий или устройств, в том числе бытовой техники (жидкокристаллических телевизоров). Кронштейны состоят из неподвижной части, которая крепится непосредственно к стене, площадки для жесткого соединения на ней телевизора или иного устройства и расположенного между ними поворотного различных видов механизма, предназначенного для регулировки положения устройства, закрепленного на кронштейне.
Ввиду приведенных выше нормативных положений, обстоятельств и доказательств суды правомерно констатировали, что ввезенный товар по описанию, функциональному предназначению, материалу из которого он изготовлен, соответствует классификационным признакам товарной позиции 8302 и прямо поименован в подсубпозиции 8302 50 000 0 ТН ВЭД.
Ссылки на предварительные классификационные решения Федеральной таможенной службы обоснованно отклонены судами, поскольку соответствующие решения приняты в отношении иных товаров. Общество же в порядке статей 53 и 54 ТК ТС не обращалось за принятием предварительного классификационного решения в отношении рассматриваемого товара.
По настоящему делу таможенный орган доказал правомерность и обоснованность оспариваемых решений о классификации товара и направленных обществу (в связи с этими решениями) требований об уплате таможенных платежей (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (чек-ордер от 05.02.2016 в„– 30, расходный кассовый ордер от 05.02.2016 в„– 1; том дела IV, листы 111 - 112).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 14.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 по делу в„– А52-1905/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промкомплектсервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Промкомплектсервис" (место нахождения: 180007, г. Псков, Коммунальная ул., 73А; ОГРН 1126027003387, ИНН 6027143102) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в„– А52-1905/2015 в суде кассационной инстанции по чеку-ордеру от 05.02.2016 в„– 30.

Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------