Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.03.2016 по делу N А05-6866/2015
Требование: О признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ, за воспрепятствование деятельности ТСЖ по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на жилой дом.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в действиях общества отсутствует событие вмененного ему правонарушения, обязанность по передаче документов ТСЖ исполнена обществом своевременно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу в„– А05-6866/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В., рассмотрев 21.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2015 (судья Шишова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 (судьи Смирнов В.И., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу в„– А05-6866/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие", место нахождения: 164512, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Серго Орджоникидзе, д. 2а, каб. 14, ОГРН 1102902001179, ИНН 2902065289 (далее - ОАО "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), от 26.12.2014 в„– 01-10/796 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 22.09.2015 суд удовлетворил заявленные требования.
Постановлением от 09.12.2015 апелляционный суд оставил решение от 22.09.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по обращению председателя товарищества собственников жилья "Кондор" (далее - "Кондор") Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка Общества на предмет соблюдения требований жилищного законодательства к порядку передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом в„– 102а по улице Ломоносова в городе Северодвинске, о чем составлен акт от 26.11.2014 в„– ОК-04/07-01/510.
В ходе проведения проверки Инспекция установила нарушение Обществом порядка передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, и установлено, что Общество воспрепятствовало деятельности по управлению многоквартирным домом и им нарушены обязательные требования части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 в„– 416 (далее - Правила в„– 416).
По результатам проверки должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2014 в„– ОК-04/07-04/139, в котором деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствие законного представителя Общества, которому разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и статей 24.2, 24.3, 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 30.1 КоАП РФ.
В связи с этим Инспекция 26.12.2014 вынесла постановление в„– 01-10/796 о привлечении ОАО "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ в виде взыскания 150 000 руб. штрафа.
ОАО "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие" оспорило указанное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, указав на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу введенной в действие с 16.05.2014 части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения могут образовывать такие конкретные действия (бездействие), как отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Согласно частям 3 и 9 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил в„– 416.
На основании пункта 18 Правил в„– 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Согласно пункту 19 Правил в„– 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана передать техническую документацию вновь избранной управляющей организации. Такая передача должна состояться за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 22 Правил в„– 416 установлено, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов организацию, выбранную собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, орган управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одного из собственников, указанного в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Согласно пунктам 18, 19 раздела 5 названных Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 раздела 5 данных Правил техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491.
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы товариществу собственников жилья, а часть 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за отказ или уклонение от исполнения данной обязанности или нарушение порядка и сроков передачи такой документации.
Как установлено судами на основании материалов дела, Общество осуществляло управление многоквартирным домом в„– 102а по улице Ломоносова в городе Северодвинске Архангельской области на основании договора управления многоквартирным домом от 01.10.2010 в„– IV-102а.
Согласно протоколу общего собрания от 15.11.2012 собственники помещений названного дома приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в форме товарищества собственников жилья. В соответствии с указанным решением создано ТСЖ "Кондор".
Уведомление от 06.12.2012 об изменении способа управления многоквартирным домом вручено Обществу 06.12.2012. Этим же уведомлением Обществу предложено передать ТСЖ "Кондор" техническую документацию на указанный многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением этим домом, в течение 24 дней. Факт получения этих документов Общество не оспаривает.
Вместе с тем доводы о наличии у Общества обязанности по передаче технической документации ТСЖ "Кондор" обоснованно отклонены судами в связи с тем, что при вынесении постановления административным органом не было учтено решение общего собрания собственников от 06.12.2012.
Внеочередным общим собранием собственников многоквартирного дома в„– 102а по ул. Ломоносова в г. Северодвинске 06.12.2012 принято решение о сохранении действующего по состоянию на 01.11.2012 способа управления многоквартирным домом - управляющей организацией, а именно ОАО "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие", на тех же условиях, что указаны в договоре от 01.10.2010 в„– IV-102а.
Указанное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в„– 102а, расположенного по ул. Ломоносова в г. Северодвинске, от 06.12.2012 оспорено в судебном порядке, и решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 28.08.2014 по делу в„– 2-31-14 иск удовлетворен, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 102а, оформленного протоколом от 06.12.2012, признано недействительным.
Вместе с тем, поскольку названное решение вступило в силу только 15.01.2015 (апелляционное определение Архангельского областного суда от 15.01.2015 по делу в„– 33-24), оснований для привлечения Общества к ответственности на дату вынесения оспариваемого постановления у Инспекции не имелось.
Как установлено судами, обязанность по передаче документов ТСЖ "Кондор" исполнена своевременно - 23.01.2015.
Следовательно, как правомерно указали суды, на дату вынесения оспариваемого постановления (26.12.2014) у Общества не возникла обязанность передать ТСЖ "Кондор" техническую документацию на многоквартирный дом, а в действиях Общества отсутствует событие правонарушения, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного постановление Инспекции о назначении административного наказания от 26.12.2014 в„– 01-10/796 обоснованно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2015 по делу в„– А05-6866/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА


------------------------------------------------------------------