Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2016 N Ф07-2438/2016 по делу N А05-1082/2015
Требование: О признании недействительным требования о возмещении в областной бюджет субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения.
Обстоятельства: Требование выставлено в связи с поставкой тепловой энергии в незаселенные жилые помещения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку поставка тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует получению субсидии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. по делу в„– А05-1082/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О., рассмотрев 22.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А05-1082/2015 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Смирнов В.И.),

установил:

Открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания", место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Попова, дом 17, ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253 (далее - Министерство), от 16.01.2015 в„– 203/06-04.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены религиозная организация "Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной церкви (Московский Патриархат) (далее - Монастырь), федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник" (далее - Музей), федеральное государственное бюджетное учреждение "Администрация морских портов Западной Арктики" (далее - Администрация), открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком").
Решением суда первой инстанции от 02.06.2015 (судья Быстров И.В.) требование Министерства признано недействительным в части предложения Обществу возместить в бюджет 5708 руб. 51 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 10.12.2015 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным требований Министерства от 16.01.2015 в„– 203/06-04 в части предложения возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством (стороной 1) и Обществом (стороной 2) во исполнение Закона Архангельской области от 17.12.2012 в„– 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон в„– 603-36-ОЗ) был заключен договор от 29.12.2012 в„– 271-19/12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Предметом названного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление стороной 1 стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением 17 к Закону 603-36-ОЗ.
Согласно пункту 1.2 договора субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории ряда муниципальных образований и городских округов, в том числе на территории муниципального образования "Соловецкое" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
Объем субсидии теплоснабжающей организации рассчитывается по формуле, содержащейся в пункте 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения от 02.07.2013 в„– 1).
Сумма возврата денежных средств за неиспользованный остаток каменного угля определяется на основании актов сверки между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013.
Расходование и учет неиспользованного остатка каменного угля теплоснабжающими организациями в 2013 году осуществляются на основании договоров с органами местного самоуправления поселений.
Сторона 1 осуществляет предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013 равными долями в течение трех лет.
В силу пункта 1.6 отпуск стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Министерство на основании распоряжения от 02.12.2014 провело в Соловецком филиале Общества плановую выездную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год.
В ходе проверки Министерство установило, что в расчетах потребности в средствах субсидии за 2013 год Общество завысило объем тепловой энергии на 140,714 Гкал, отпущенной населению муниципального образования "Соловецкое", и в связи с этим завысило на 592 972 руб. 23 коп. потребность в средствах субсидии.
Также Министерство пришло к выводу, что основания для отнесения юридических лиц - Администрацию, ОАО "Ростелеком", Монастырь, Музей к категориям "население" и "потребители, приравненные к населению" (исполнители коммунальных услуг по отоплению), с целью применения льготных тарифов на тепловую энергию в указанные периоды отсутствуют.
По итогам проверки составлен акт от 31.12.2014 в„– 203/01-20/95.
В акте проверки указано, что документы (копии договоров найма, поквартирных карточек, иных документов, свидетельствующих о регистрации граждан по месту пребывания (жительства), квитанций по оплате коммунальных услуг населением), указывающие, что названные организации являлись исполнителями коммунальных услуг по отоплению и приобретали тепловую энергию в указанный выше период для предоставления населению коммунальных услуг, Обществом не представлены. В связи с этим применение льготных тарифов на тепловую энергию и включение Обществом в расчет субсидии объема тепловой энергии, отпущенной указанным потребителям, необоснованно и свидетельствует о нарушении Обществом условий, целей, порядка предоставления субсидий, а также условий договора от на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения.
Министерство направило Обществу требование от 16.01.2015 в„– 203/06-04, в котором предложило в течение 15 дней со дня предъявления требования возместить в областной бюджет 592 972 руб. 23 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
Общество не согласилось с требованием Министерства и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования - в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, поселок Соловецкий, Заозерная улица, дом 25, корпус 2, квартира 3, установив, что указанное помещение было передано гражданке Лыковой А.Н. по договору найма жилого помещения; в отношении остальных помещений в удовлетворении требований отказано. Суд признал правомерным применение Обществом в отношении спорного помещения льготного тарифа, однако пришел к выводу, что заявитель не имеет права на получение субсидии в отношении других помещений в связи с недоказанностью факта проживания в нем населения. Суд указал, что юридические лица - владельцы жилых помещений выступали в качестве конечных потребителей, а не в качестве лиц, приобретающих коммунальный ресурс для предоставления коммунальной услуги гражданам, поэтому они не соответствуют понятию потребителей, приравненных к населению.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании недействительным требования в части предложения Обществу возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, посчитав, что поскольку при расчете стоимости потребленной тепловой энергии следует применять тариф для населения, то ресурсоснабжающая организация имеет право на возмещение убытков. В остальной части апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Как установлено пунктом 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Законом в„– 603-36-ОЗ утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг согласно приложению в„– 17 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 3.3 и 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Законом в„– 190-ФЗ и согласованные сторонами.
Пунктом 3.8 Порядка предусмотрено, что теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтвержденный данными бухгалтерского учета.
Пунктом 3.11 Порядка и пунктом 2.3.10 Договора установлено, что в случае выявления министерством нарушений Порядка и условий договора на возмещение убытков соответствующий объем субсидий подлежит возврату в областной бюджет в течение 15 дней со дня предъявления министерством письменного требования о возврате. При неисполнении получателем субсидий данного требования в установленный срок министерство вправе обратиться с требованием о возврате субсидии в суд.
"Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области", утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 в„– 58-пп (далее - Порядок в„– 58-пп), установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1, статьей 78.2 БК РФ.
Названным нормативным правовым актом установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляются главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств областного бюджета - в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, получивших субсидии из областного бюджета. Финансовый контроль осуществляется в части соблюдения указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами условий, целей и порядка предоставления субсидий из областного бюджета.
Согласно подпункту 3 пункта 49 Порядка в„– 58-пп по результатам рассмотрения акта ревизии, акта проверки должностное лицо главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшее акт ревизии, акт проверки, направляет требование о возврате субсидии объекту финансового контроля - юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, если выявлено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Такое требование должно соответствовать по форме и содержанию положениям пункта 58 Порядка в„– 58-пп, а именно: в нем указываются: наименование ("требование"), дата и место составления требования; сведения об объекте контрольного мероприятия (его наименование (фамилия, имя, отчество), место нахождения (место жительства), основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица); реквизиты акта проверки, на основании которого направлено требование; фамилия, имя, отчество и должность должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, подписавшего требование; сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; реквизиты счета, на который подлежит перечислению сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет; срок исполнения требования о возврате субсидии; подпись должностного лица главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств областного бюджета, рассмотревшего акт проверки.
В рассматриваемом случае судами установлено и из материалов дела следует, что Министерство предложило Обществу возместить в областной бюджет 592 972 руб. 23 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год.
Также суд апелляционной инстанции, установив, что Общество поставляло тепловую энергию в пустующие жилые помещения, ссылаясь на часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, признал ошибочным вывод суда первой инстанции о необоснованном применении Обществом льготного тарифа для населения при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в пустующие помещения вышеназванных юридических лиц.
Суд правомерно указал, что поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует ей получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения.
При этом апелляционная инстанция обоснованно отметила, что указанный подход не противоречит положениям Закона Архангельской области от 02.07.2012 в„– 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" и условиям заключенного между сторонами договора.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое требование Министерства в части предложения Обществу возместить в областной бюджет 587 263 руб. 72 коп. в качестве необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения за 2013 год, и отменил решение суда первой инстанции в данной части.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Выводы апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2015 по делу в„– А05-1082/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------