Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2016 N Ф07-2605/2016 по делу N А56-23112/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил обществу земельный налог, сделав вывод о том, что при расчете налога по спорному земельному участку обществом применены неверная кадастровая стоимость участка и ставка земельного налога.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не установлено, было ли прекращено право постоянного пользования общества на часть участка в установленном порядке.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2016 г. по делу в„– А56-23112/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В., при участии от закрытого акционерного общества Сельскохозяйственного Предприятия "Пашозерское" Костичева Г.В. (доверенность от 20.02.2014) и Романовой Л.И. (доверенность от 19.06.2015), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Ленинградской области Газиевой Н.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 11-11/1), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Щевцовой Е.Н. (доверенность от 13.01.2016 в„– 05-06/00115), рассмотрев 17.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2015 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 (судьи Третьякова Н.О., Будылева М.В., Згурская М.Л.) по делу в„– А56-23112/2015,

установил:

Закрытое акционерное общество Сельскохозяйственное Предприятие "Пашозерское", место нахождения: 187542, Ленинградская область, Тихвинский район, деревня Пашозеро, ОГРН 1024701853395, ИНН 4715003279 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 6 по Ленинградской области, место нахождения: 187550, Ленинградская область, город Тихвин, 5 микрорайон, дом 36, ОГРН 1044701852580, ИНН 4715006833 (далее - Инспекция), от 12.01.2015 в„– 4382 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением суда от 18.05.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, проспект Металлистов, дом 34 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на неполное выяснение ими фактических обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, просит отменить решение от 13.07.2015 и постановление от 18.11.2015 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество произвольно (без проведения землеустроительных работ, в отсутствие межевого плана по разделу земельного участка) определило площадь фактически используемого земельного участка и, соответственно, произвольно рассчитало кадастровую стоимость этого участка (т.е. налоговую базу по земельному налогу).
В отзыве Управление считает обоснованными доводы кассационной жалобы и утверждает, что суды при рассмотрении дела неправомерно не учли положения статей 11.2, 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ). По мнению Управления, у судов не имелось правовых оснований принимать в качестве надлежащего и допустимого доказательства постановления администрации муниципального образования и исключать для целей налогообложения из площади спорного земельного участка площади, указанные в названных постановлениях; доказательств, подтверждающих включение части спорного земельного участка в состав земель лесного фонда, Обществом в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просили оставить их без изменения, а жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 25.07.2014 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, согласно которой уплате в бюджет подлежит 148 471 руб. налога. В этой декларации Общество исчислило земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 47:13:0000000:163 с учетом его кадастровой стоимости равной 27 954 667 руб. и налоговой ставки 0,3%.
Налоговый орган провел камеральную проверку полученной декларации, в ходе которой пришел к выводу, что при расчете земельного налога по спорному земельному участку Обществом применена неверная кадастровая стоимость земельного участка и ставка земельного налога. Как указала Инспекция, решением Совета депутатов муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.09.2010 в„– 08-43 "О земельном налоге" в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, установлена налоговая ставка в размере 0,15% от кадастровой стоимости; в кадастровой справке (том дела 1, лист 104), полученной от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, отражено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 по состоянию на 01.01.2013 составляет 752 704 522 руб. На основании изложенного по итогам камеральной проверки Инспекция произвела расчет земельного налога в отношении спорного земельного участка с учетом его кадастровой стоимости в сумме 752 704 522 руб., применив налоговую ставку 0,15%. При этом Инспекция исходила из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163 полностью находится в постоянном (бессрочном) пользовании у налогоплательщика.
По итогам проверки Инспекция составила акт от 07.11.2014 в„– 20467 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решения от 12.01.2015 в„– 4382 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с этим решением налогоплательщику доначислено 980 586 руб. земельного налога и начислено 115 989 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога. Кроме того, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 196 117 руб. штрафа и ему рекомендовано внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Управление решением от 05.03.2015 в„– 16-21-15/02715@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Суды пришли к выводу, что площадь фактически занимаемого Обществом земельного участка (находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования) значительно меньше площади участка, предоставленной правопреемнику Общества на основании постановления главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 12.11.1992 в„– 625. Поскольку часть спорного земельного участка была изъята у Общества и передана иным лицам в пользование, суды указали, что не заявитель, а орган местного самоуправления и иной владелец земельного участка обязаны были осуществить действия по оформлению участка в иное пользование и по внесению соответствующих изменений в документы кадастрового учета. По мнению судов, отсутствие регистрации прекращения прав Общества на спорные земельные участки в рассматриваемой ситуации не свидетельствует о том, что оно фактически обладало и пользовалось этими участками в проверяемом периоде.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
На территории муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования Пашозерское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области от 28.09.2010 в„– 08-43 "О земельном налоге".В статье 1 названного решения в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, налоговая ставка установлена в размере 0,15% процента от кадастровой стоимости участка.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Из материалов дела следует, что правопреемнику Общества - акционерному обществу закрытого типа "Пашозерское" постановлением главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 12.11.1992 в„– 625 предоставлен на праве постоянного пользования земельный участок площадью 20 539 га, в том числе под лесом площадью 18 491 га, с использованием для комплексного ведения сельского и лесного хозяйства в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства (том дела 1, листы 108 - 109). На основании данного постановления выдано соответствующее свидетельство (том дела 1, лист 107).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 в„– 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
В соответствии с пунктами 9, 12 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку право пользования земельным участком площадью 205 096 600 кв. м было предоставлено Обществу 12.11.1992 и подтверждено свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 30.11.1992 в„– 535, возникшее право сохранилось за ним и после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о государственной регистрации прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Общества в отношении части площадей земельного участка, в материалах дела не имеется.
Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке с присвоением ему соответствующего кадастрового номера.
По сведениям, содержащимся на официальном сайте Росреестра в сети Интернет (том дела 1, лист 112), земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163, площадью 205 096 600 кв. м, является ранее учтенным, внесен в государственный кадастр недвижимости 01.08.2007, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость участка составляет 752 704 522 руб.
Согласно кадастровой справке, полученной налоговым органом от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, кадастровая стоимость утверждена постановлением правительства Ленинградской области от 29.12.2007 в„– 355, сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр 11.12.2010.
Суды первой и апелляционной инстанций не дали надлежащей оценки доводу Инспекции о том, что согласно действующему законодательству, до момента государственной регистрации прекращения права постоянного, (бессрочного) пользования земельным участком исчисление земельного налога должно производиться на основании имеющегося у организации свидетельства (государственного акта) о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, исходя из площади данного участка.
При рассмотрении дела суды исходили из того, что на основании постановлений главы администрации муниципального образования от 13.09.1996 в„– 878, от 19.05.2006 в„– 01-270-а, от 24.12.2007 в„– 01-1595-а, от 11.08.2011 в„– 01-1178-а, от 28.03.2012 в„– 01-678-а и 01-679-а, от 18.07.2012 в„– 01-1684-а у Общества из постоянного (бессрочного) пользования изъята часть земельного участка площадью 13 000 кв. м, 71 900 кв. м, 74 000 кв. м, 2 000 кв. м, 10 000 кв. м, 61 362 кв. м и 13 575 кв. м соответственно.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления главы администрации Тихвинского района Ленинградской области от 13.09.1996 в„– 878 у Общества изъято 1,3 га земельного участка в связи с предоставлением дорожному комитету Ленинградской области; на основании исполнительного листа, выданного Тринадцатым арбитражным апелляционным судом по делу в„– А56-6129/2005, администрацией муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области принято постановление от 19.05.2006 в„– 01-270-а о внесении изменений в постановление от 12.11.1992 в„– 625, которым у Общества изъят земельный участок площадью 7,19 га; на основании постановления администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 24.12.2007 в„– 01-1595-а у Общества из постоянного (бессрочного) пользования изъят земельный участок площадью 7,4 га, который предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "ПРИРОДА" (далее - ООО "ПРИРОДА") сроком на 49 лет; по постановлениям администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 18.07.2012 в„– 01-1684-а, от 28.03.2012 в„– 01-678-а и 01-679-а часть земельного участка передана в собственность Ивановой Анне Григорьевне.
В письме от 14.11.2014 в„– 01-02-10-6775/14-0-1 (том дела 1, листы 110 - 111) администрация муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области указала, что прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Общества на земельные участки:
- площадью 7,19 га, правообладатель которого является общество с ограниченной ответственностью "СПЭК" (аренда), земельному участку присвоен кадастровый номер 47:13:0308001:19;
- площадью 7,4 га, правообладателем которого является ООО "ПРИРОДА" (аренда), земельному участку присвоен кадастровый номер 47:13:0316001:29;
- площадью 0,4245 га, 0,1440 га, 0,0310 га, правообладателем которых является Общество (аренда), земельным участкам присвоены кадастровые номера 47:13:0310002:104, 47:13:0310001:343 и 47:13:0310001:344;
- площадью 1,0 га, 6,1362 га, 1,3575 га, правообладателем которых является Иванова А.Г. (собственность), земельным участкам присвоены кадастровые номера 47:13:0311001:99, 47:13:0311001:98 и 47:13:0311001:100.
Кроме того, в этом письме отражено, что земельный участок площадью 0,2 га с кадастровым номером 47:13:0310002:98 под зданием конторы (входит в земельный массив постоянного (бессрочного) пользования) предоставлен в собственность Ивановой А.Г. как вновь образованный земельный участок, а право собственности на лесной участок Тихвинского лесничества с кадастровым номером 47:13:0000000:258 общей площадью 592 121 га зарегистрировано за Российской Федерацией.
В то же время сам по себе факт издания постановлений администрации муниципального образования не прекратил вещное право Общества.
Судами обеих инстанций не проверено, было ли прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Общества спорными частями земельного участка в порядке, определенном главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в заседании суда кассационной инстанции представители Общества заявили, что ряд постановлений администрации муниципального образования являются недействующими.
Указанные обстоятельства не выяснялись и не проверялись судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Вывод судов о том, что применительно к спорным отношениям государственная регистрация изъятия из спорного земельного участка должна была осуществляться на основании заявления соответствующего органа и (или) лиц, в чью пользу изымались соответствующие участки, кассационная инстанция считает недостаточной обоснованным.
В пункте 1 статьи 17 Закона в„– 122-ФЗ указано, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Государственная регистрация права на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 2 названного Закона).
Абзац 2 пункта 1 статьи 16 Закона в„– 122-ФЗ предусматривает, что в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В настоящем деле постановления главы администрации муниципального образования приняты в отношении Общества, следовательно, заявитель, будучи заинтересованным в государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на спорную часть земельного участка, вправе был обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.
Вывод судов о том, что часть спорного земельного участка в установленном порядке была изъята у заявителя и передана иным лицам в пользование, следовательно, не Общество, а орган местного самоуправления и иной владелец земельного участка обязаны были осуществить действия по внесению соответствующих изменений в документы кадастрового учета, кассационная инстанция считает неосновательным.
Из материалов дела следует, что изъятые у Общества и переданные иным правообладателям земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены соответствующие кадастровые номера.
В соответствии со статьей 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом в„– 221-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Согласно части 3 статьи 25 Закона в„– 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона в„– 221-ФЗ (в редакции, действующей с 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Частью 3 статьи 20 Закона в„– 221-ФЗ установлено, что с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Общества заявили, что в данные государственного кадастрового учета внесены соответствующие изменения.
Однако материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что налогоплательщик оформил изменение площади своего участка в регистрирующих органах в установленном порядке.
Напротив, из материалов дела усматривается, что на момент определения налоговых обязательств Общество в регистрирующие органы не предоставило актуальную информацию о площади участка, меры для уточнения границ и межевания земельного участка в установленном порядке не произвело.
Кассационная инстанция также считает, что в ходе судебного разбирательства суды неправомерно не учли судебные акты по делу в„– А56-36255/2012, согласно которым письмами от 10.02.2012, от 13.02.2012, от 19.06.2012 Общество само отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования в отношении части земельного участка площадью 61 362 кв. м, 10 000 кв. м и 13 575 кв. м соответственно из земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163 в связи с отчуждением заявителем объектов недвижимости Ивановой А.Г.
В соответствии с пунктом 1 действовавшей до 01.03.2015 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
На основании постановлений администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 18.07.2012 в„– 01-1684-а, от 28.03.2012 в„– 01-678-а и 01-679-а прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка площадью 61 362 кв. м, 10 000 кв. м и 13 575 кв. м (кадастровые номера 47:13:0311001:99, 47:13:0311001:98 и 47:13:0311001:100) из земельного участка с кадастровым номером 47:13:0000000:163, ранее предоставленного Обществу; указанные земельные участки предоставлены в собственность Ивановой А.Г. за плату. При этом пунктом 3 названных постановлений на Общество возложена обязанность по внесению изменений в характеристики земельного участка в филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области после регистрации прав Ивановой А.Г.
Доказательств наличия у Общества препятствий для исполнения данной обязанности в материалы дела не представлено.
При этом судами обеих инстанций не проверено исполнение Ивановой А.Г. своей обязанности по заключению договоров купли-продажи земельных участков, а также зарегистрировано ли ею право собственности на них.
Согласно письму Тихвинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 09.07.2015 в„– 1/15-45/499 (том дела 1, лист 154) по сведениям государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, Обществу на основании постановления от 12.11.1992 в„– 625 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 47:13:0000000:163, площадью 20 539 га, в том числе лес (покрытый), богарный площадью 18 477 га; лес (не покрытый), богарный 8 га; кусты, богарные площадью 713,88 га; кусты, осушенные площадью 9 га; болото, богарные земли площадью 911 га; вода, богарные земли площадью 205 га; дороги грунтовые, богарные земли площадью 72 га; дороги грунтовые, осушенные площадью 5 га; дороги (внутрихозяйственные автодороги) площадью 29,24 га (изъяты и переданы дорожному комитету Ленинградской области); застройка, богарные земли площадью 76,81 га; прочие, богарные земли площадью 24 га; прочие, осушенные площадью 1 га; прочие площадью 7,19 га (изъяты и переданы в фонд перераспределения земель).
Статьей 14 Закона в„– 221-ФЗ установлено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, использования иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Документы, предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона в„– 221-ФЗ, в отношении спорного земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку судами при рассмотрении дела не установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не исследованы и не оценены имеющиеся в деле доказательства, вывод судов о наличии у Общества обязанности по уплате земельного налога в отношении только площади участка, равной 20 000 763 кв. м, сделан без должных к тому оснований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, установив, что выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, вправе отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая изложенное, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду с учетом выводов, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции, следует принять меры к выяснению фактических обстоятельств рассматриваемого спора, надлежащим образом проверить все доводы сторон, исследовать все документы, представленные лицами, участвующими в деле, в подтверждение обоснованности занятой позиции; привлечь при необходимости к участию в деле администрацию муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области и соответствующий орган кадастрового учета с целью получения пояснения относительно земельных участков, изъятых у Общества, а также вопросов, связанных с регистрацией прав иных лиц на указанные участки и внесением изменений в документы кадастрового учета; проверить довод Общества об уплате земельного налога лицами, которым переданы спорные части земельного участка, и, правильно применив нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынести законное и обоснованное решение по существу спорного вопроса.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу в„– А56-23112/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий
Ю.А.РОДИН

Судьи
Н.А.МОРОЗОВА
С.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------