Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2016 по делу N А56-2088/2015
Требование: 1) О признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей; 2) О признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате таможенных платежей.
Обстоятельства: Таможенный орган указал на непредставление корректировок деклараций.
Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку неправомерен возврат заявления без рассмотрения; 2) Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не решены вопросы о правовых и фактических основаниях для корректировки таможенной стоимости товара.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. по делу в„– А56-2088/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г., при участии от Балтийской таможни Плохотнюка М.А. (доверенность от 28.12.2015 в„– 04-10/55830), от общества с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" Зуевой Ю.С. (доверенность от 01.12.2015 в„– 47/15), рассмотрев 14.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2015 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу в„– А56-2088/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" (место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 55, ОГРН 1127847045116, ИНН 7801565340; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании действий Балтийской таможни (место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский о-в, 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014; далее - таможня), выразившихся в возвращении без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары (ДТ) в„– 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485, бездействия таможни, выразившегося в невозврате обществу таможенных платежей по указанным декларациям в сумме 1 165 141 руб. 61 коп.; заявитель также просит суд обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата 1 165 141 руб. 61 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 01.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.08.2015, заявленные обществом требования удовлетворены: оспариваемые действия таможни, выразившиеся в возвращении без рассмотрения заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин по ДТ в„– 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282 и 10216120/060613/0035485, признаны незаконными; оспариваемое бездействие таможни, выразившееся в невозврате обществу таможенных платежей по упомянутым ДТ в сумме 1 165 141 руб. 61 коп., признано незаконным. В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных платежей в размере 1 165 141 руб. 61 коп. Кроме того, с таможни в пользу общества взыскано 4000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ производство по кассационной жалобе таможни приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела в„– А56-27522/2014.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.01.2016 на 29.02.2016 назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе таможни и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании; определением от 29.02.2016 производство по кассационной жалобе возобновлено в соответствии со статьями 146 и 147 АПК РФ, рассмотрение кассационной жалобы назначено на 14.03.2016.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить принятые по существу спора судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильную оценку судами значимых международных правоотношений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим таможенный орган полагает, что исследование вопроса об обязательствах Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и о достижении Российской Федерацией каких-либо договоренностей в рамках ВТО в отношении тарифных обязательств по отдельным группам товаров невозможно без участия в деле Министерства экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, податель жалобы указывает на неправильное применение (истолкование) судами норм материального права - положений статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) и пункта 2 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Таможня настаивает на том, что в рассматриваемом случае судами неполно исследованы имеющиеся в деле, представленные ею доказательства, что привело (ввиду неверно определенной судами базы для исчисления таможенных пошлин) к необоснованному выводу судов о возврате обществу 1 165 141 руб. 61 коп. излишне уплаченных таможенных платежей; судами оставлены без внимания доводы таможни об иной таможенной стоимости товара в связи с ее корректировкой.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в мае - июне 2013 года общество подало в таможню ДТ в„– 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 10216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485, заявив таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в отношении товара - масла кокосового (страна происхождения - Индонезия).
При расчете подлежащих уплате сумм таможенных пошлин обществом применена ставка 0,12 евро за 1 кг, установленная Единым таможенным тарифом Таможенного союза (утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 в„– 54) и действовавшая на момент подачи деклараций; вместе с тем заявителем применена действующая в отношении развивающихся стран тарифная преференция в размере 75 процентов от ставки ввозной таможенной пошлины согласно Соглашению от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании", в связи с чем ставка составила 0,09 евро за 1 кг.
Общество 25.09.2014 обратилось в таможенный орган с заявлениями об изменении сведений, заявленных в декларациях на товары, и о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, поскольку при оформлении товара, ввезенного заявителем на территорию Российской Федерации по четырем указанным выше ДТ обществом была неверно применена ставка таможенной пошлины (таковая должна была составлять 5 процентов от таможенной стоимости товара, а с учетом применения тарифной преференции - 3,75 процента).
Письмом от 02.10.2014 в„– 15-10/37811 таможенный орган возвратил заявление общества без рассмотрения применительно к части 4 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ, с указанием на то, что не представлена корректировка деклараций на товары (КДТ), повлекшая уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, с соответствующей отметкой таможенного органа.
Не согласившись с законностью соответствующих действий таможни и ее бездействия по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у таможенного органа в данном случае правовых и фактических оснований для возврата обществу без рассмотрения его заявления и для невозврата ему 1 165 141 руб. 61 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит основания для ее частичного удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено названным Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В Женеве 16.12.2011 был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994"; согласно приложениям к данному Протоколу ставка ввозной таможенной пошлины на кокосовое масло в России в 2013 году составляет 5 процентов. Этот Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 в„– 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" (подписан в Минске 19.05.2011) с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 2 Договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами. Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы" был ратифицирован Федеральным законом от 19.10.2011 в„– 282-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 в„– 11 упомянутый Договор вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
Суды правомерно признали, что приведенные нормативные положения подтверждают позицию общества о необходимости уплаты таможенной пошлины по ставке 5 процентов таможенной стоимости товара (с учетом таможенной преференции 3,75 процента); начисление в рассматриваемом случае таможенной пошлины по ставке 0,12 евро за 1 кг (с учетом тарифной преференции - 0,09 евро за 1 кг) является ошибочным.
Довод таможни об обязательности участия в деле Министерства экономического развития Российской Федерации не согласуется с предметом доказывания по настоящему делу и с просительной частью жалобы; необходимость такого участия не обусловлена требованиями действующего законодательства.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
Упомянутый порядок закреплен в статье 147 Закона в„– 311-ФЗ.
Согласно ее положениям излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи (часть 4).
По настоящему делу суды обоснованно констатировали соблюдение обществом требований статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ; при этом доводы таможенного органа получили надлежащую судебную оценку.
Суды отклонили как противоречащую статье 147 Закона в„– 311-ФЗ ссылку таможенного органа на то, что для рассмотрения заявления о возврате денежных средств общество обязано представить документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары (КТД). При этом апелляционный суд отметил, что общество вместе с заявлениями представило КТД, что подтверждается описью к заявлениям (листы дела 17 - 18).
Приложенные к заявлениям общества документы (включая формы КДТ1) свидетельствуют об одновременном инициировании заявителем в отношениях с таможней внесения соответствующих изменений в декларации на товары, что может рассматриваться как стремление заявителя к открытому объективному взаимодействию с таможенным органом с целью установления искомых сумм уплаченных таможенных платежей в порядке статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ (во взаимосвязи разумных формальных требований такого порядка и его конечных целей).
Поэтому, как обоснованно сочли суды, отсутствие на КДТ соответствующей отметки таможенного органа не препятствовало проведению проверки изложенных в декларациях сведений.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу о том, что таможенные платежи в общей сумме 1 165 141 руб. 61 коп., уплаченные обществом с применением ошибочной ставки таможенных платежей, являются излишне уплаченными.
Вместе с тем указанную сумму нельзя признать установленной судами при полном, объективном и всестороннем исследовании материалов дела.
Согласно представленному обществом расчету по четырем рассматриваемым ДТ общая сумма излишне уплаченных таможенных платежей с применением ставки в 3,75 процента составила 1 165 141 руб. 61 коп. (лист дела 11). В свою очередь таможня представила акт сверки расчетов, согласно которому сумма излишне уплаченных таможенных платежей составила 1 151 938 руб. 09 коп. (лист 79).
Соответствующее расхождение в расчетах, его причины не получили какой-либо оценки со стороны суда первой инстанции.
В рамках апелляционного производства таможенный орган в письменных пояснениях (листы дела 96 - 98) указал на корректировку таможенной стоимости товара по ДТ в„– 10216120/050613/0035282 и 10216120/060613/0035485, произведенную до выпуска товара, приложив копии указанных ДТ и формы КТС-1 к ним (листы дела 100 - 103).
Судами не решены вопросы о правовых и фактических основаниях для корректировки таможенной стоимости товара, том или ином методе ее определения, об окончательном решении таможни по таможенной стоимости товара, об оспаривании такого решения обществом. Как следствие, нельзя признать достаточно обоснованной установленную судами сумму излишне уплаченных таможенных платежей.
Определением апелляционной инстанции от 18.08.2015 назначен вопрос о принятии дополнительного постановления к рассмотрению в судебном заседании 24.08.2015 (в связи с тем, что при вынесении 11.08.2015 постановления апелляционной инстанцией в резолютивной части постановления не указано на устранение нарушения прав общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей, уточненных сторонами в акте сверки).
Определением от 24.08.2015 апелляционный суд в порядке статьи 179 АПК РФ исключил из четвертого абзаца пятой страницы мотивировочной части постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 следующие предложения: "Балтийская таможня представила акт сверки расчетов, согласно которому сумма излишне уплаченных таможенных платежей составила 1 151 938,09 руб. (л.д. 79). С указанным расчетом общество в апелляционной инстанции согласилось".
Такое процессуальное действие суда не может рассматриваться как исключающее необоснованность обжалуемых решения и постановления в части признания незаконным оспариваемого бездействия таможни, выразившегося в невозврате обществу таможенных платежей по упомянутым ДТ в сумме 165 141 руб. 61 коп., а равно в части возложения на таможню обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных платежей в размере 1 165 141 руб. 61 коп.
Согласно материалам дела признание факта корректировки (как входящего в предмет доказывания по настоящему делу) в порядке статьи 70 АПК РФ не состоялось. Суды не установили наличие либо отсутствие этого факта. При таких условиях согласие либо несогласие представителей участников спора с тем или иным расчетом само по себе не позволяет признать законным и обоснованным судебный акт, принимаемый по делу в порядке административного судопроизводства (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ).
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статьи 286, 287 АПК РФ).
Для конкретизации незаконного бездействия таможни (в части суммы невозвращенных таможенных платежей) и правильного решения вопроса о восстановлении прав заявителя в порядке статьи 201 АПК РФ дело подлежит направлению на новое рассмотрение в соответствующей части.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2015 по делу в„– А56-2088/2015 отменить в части признания незаконным бездействия Балтийской таможни, выразившегося в невозврате обществу с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары в„– 10216120/160513/0030418, 10216120/230513/0032323, 0216120/050613/0035282, 10216120/060613/0035485 в размере 1 165 141 руб. 61 коп., и обязания Балтийской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Люкс Оил" путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 165 141 руб. 61 коп.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу в„– А56-2088/2015 отменить.

Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------