Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2016 N Ф07-103/2016 по делу N А56-57637/2015
Требование: Об обязании передать в федеральную собственность встроенное нежилое помещение.
Обстоятельства: Учреждение ссылается на незаконный отказ администрации муниципального образования в передаче помещения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку учреждение является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и использует испрашиваемый объект на основании договора безвозмездного пользования для обеспечения публичных функций, администрация обязана в силу закона передать помещение в федеральную собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. по делу в„– А56-57637/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Преснецовой Т.Г., Сергеевой И.В., при участии от Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области" Журихиной В.Н. (доверенность от 28.12.2015), от администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области Росткова Д.А. (доверенность от 12.01.2016), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге Янгировой А.А. (доверенность от 18.12.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А56-57637/2015,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (место нахождения: 197022, Санкт-Петербург, Песочная наб., д. 22, лит. А, ОГРН 1127847446088, ИНН 7813542362; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области (место нахождения: 188300, Гатчинская обл., г. Гатчина, ул. Карла Маркса, д. 44, ОГРН 1054701273351, ИНН 4705030989; далее - Администрация) об обязании передать в федеральную собственность встроенное нежилое помещение, общей площадью 7,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д. 8, корп. 3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520; далее - Территориальное управление).
Решением суда первой инстанции от 23.10.2015 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, полагая, что решение и постановление вынесены с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает, что на передачу испрашиваемого помещения необходимо волеизъявление органа местного самоуправление, которое отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Учреждения и Территориального управления, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование "Город Гатчина" является собственником нежилых встроенных помещений общей площадью 877,2 кв. м, расположенных по адресу: г. Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д. 8, корп. 3.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Гатчина" (арендодатель) и отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Гатчинского района Ленинградской области (арендатор) заключили договор аренды от 01.02.2007 в„– 130-07, по которому арендатору предоставлено в аренду встроенное нежилое помещение, общей площадью 7,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д. 8, корп. 3.
На основании постановления Администрации от 21.02.2012 в„– 259-р указанное нежилое помещение передано отделу вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Гатчинского района Ленинградской области в безвозмездное пользование.
Администрация и отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел Гатчинского района Ленинградской области заключили договор безвозмездного пользования от 21.02.2012 в„– 95, согласно которому последнему передано в безвозмездное пользование вышеназванное встроенное нежилое помещение для размещения пультового оборудования, сроком на пять лет, с 01.03.2011 по 01.03.2016.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 в„– 2437-р и приказом Министерства внутренних дел России от 05.05.2012 в„– 470, подразделения вневедомственной охраны реорганизованы в форме слияния с созданием Учреждения.
Учреждение направило Администрации письмо от 08.12.2014 в„– 18/5010 в котором, ссылаясь на положения статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 в„– 3 "О полиции" (далее - Закон о полиции), просило передать встроенное нежилое помещение общей площадью 7,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Гатчина, ул. Авиатриссы Зверевой, д. 8, корп. 3, в федеральную собственность.
Администрация письмом от 26.12.2014 в„– 5555-20, отказала Учреждению в передаче испрашиваемого помещения в федеральную собственность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о том, что Администрация обязана в силу закона передать испрашиваемое помещение в федеральную собственность, и удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Пунктом 9 статьи 54 Закона о полиции установлено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 17.12.2013 в„– 10278/13, в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).
При этом, как указал Президиум ВАС РФ в названном постановлении, со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 в„– 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это решение произвольным. Необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 в„– 828-О-П).
Суды обоснованно исходили из того, что с учетом приведенной правовой позиции Президиума ВАС РФ необоснованное непринятие соответствующего решения публичным образованием при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества.
Суды, установив, что Учреждение является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и использует испрашиваемый объект недвижимости на основании договора безвозмездного пользования от 21.02.2012 в„– 95 для обеспечения публичных функций, обоснованно признали данное имущество подлежащим передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Закона в„– 122-ФЗ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А56-57637/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------