Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.03.2016 по делу N А56-59073/2014
Требование: О признании недействительным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на 1 литр реализованного молока.
Обстоятельства: Общество полагает, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом за спорный период не были выполнены условия предоставления субсидии, предусмотренные действующим законодательством .
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу в„– А56-59073/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., при участии от Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Светловой Л.А. (доверенность от 01.02.2016 в„– 05-02/16), от общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье" Латышевой Л.С. (доверенность от 01.09.2015), рассмотрев 29.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2015 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу в„– А56-59073/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье", место нахождения: 188525, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, с. Копорье, ОГРН 1124725002236, ИНН 4725482302 (далее - ООО "СХП "Копорье", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1057810015702, ИНН 7842309040 (далее - Комитет), от 15.05.2014 в„– в-11-2971/14-0-1 об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на 1 литр реализованного товарного молока.
Решением от 13.11.2014 суд восстановил срок на обжалование ненормативного акта и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Постановлением от 10.03.2015 апелляционный суд оставил решение от 13.11.2014 без изменения.
Постановлением от 02.07.2015 кассационный суд отменил решение от 13.11.2014 и постановление от 10.03.2015 и направил дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением от 21.08.2012, оставленным без изменения постановлением от 04.12.2015, суд отказал в удовлетворении требований ООО "СХП "Копорье".
В кассационной жалобе ООО "СХП "Копорье", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение от 21.08.2012 и постановление от 04.12.2015 и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 16.04.2014 ООО "СХП "Копорье" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в 2014 году субсидии на возмещение затрат сельскохозяйственных производителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока.
Письмом от 15.05.2014 в„– в-11-2971/14-0-1 Комитет отказал в выделении субсидии со ссылкой на невыполнение Обществом требований подпункта "в" пункта 5 "Правил предоставления субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным производителям на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21". Указанной нормой предусмотрено обеспечение выхода не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года.
ООО "СХП "Копорье" оспорило указанное решение Комитета от 15.05.2014 в„– в-11-2971/14-0-1 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении дела отказали в удовлетворении заявления, отметив, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как установлено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 в„– 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее - Правила в„– 1370), одним из условий предоставления субсидий является недопущение снижения телят по отношению к соответствующему периоду предыдущего года начиная с 2014 года.
Как установлено подпунктом "в" пункта 5 Правил в„– 1370 (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2013), средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из критерия: обеспечение выхода телят в расчете на 100 коров:
в 2013 году - по фактическому показателю, сложившемуся в 2012 году;
в 2014 году - по показателю 2013 года, но не менее 76 голов;
в 2015 году - по показателю 2014 года, но не менее 78 голов;
в 2016-2020 годах - по показателю предыдущего года, но не менее 80 голов.
Согласно данному подпункту "в" пункта 5 Правил в„– 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21) средства на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим реализацию и (или) собственную переработку молока по ставкам, определяемым органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных субъектом Российской Федерации на указанные цели, исходя из критерия: обеспечение выхода не менее 70 голов телят в расчете на 100 коров в год, предшествующий текущему году, начиная с 2014 года.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21, вступили в силу 24.01.2014.
Согласно материалам дела между Комитетом и Обществом заключено соглашение о предоставлении субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области от 12.02.2014 в„– 124, согласно которому Комитет обеспечивает предоставление получателю субсидии, указанных в Приложении к настоящему соглашению, а получатель субсидии обязуется выполнить все условия, предусмотренные настоящим соглашением.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области и поступивших в порядке софинансирования средств федерального бюджета в рамках государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденным Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 в„– 15 (далее - Порядок).
В силу пункта 4.5.4 Порядка Комитет рассматривает представленные получателями субсидии документы в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Комитет осуществляет проверку представленных получателем субсидии документов. В случае выявления неполноты или несоответствия представленных документов перечню, указанному в пункте 4.5.1 настоящего Порядка, несоответствия получателя субсидии критериям предоставления субсидии получателю субсидии в течение 10 рабочих дней направляется письменный мотивированный отказ (уведомление) в рассмотрении документов, представленные документы по требованию получателя субсидии возвращаются. Отказ не препятствует повторной подаче документов после устранения причины отказа.
Комитет, рассмотрев представленные ООО СХП "Копорье" документы для получения субсидии в 2014 году, решением от 15.05.2014 в„– в-11-2971/14-0-1 отказал Обществу в предоставлении субсидии в связи с несоблюдением требований подпункта "в" пункта 5 Правил в„– 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21).
Суды исходили из того, что в данном случае Комитет неправомерно применил к заявителю условия предоставления субсидии, установленные подпунктом "в" пункта 5 Правил в„– 1370 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21). Суды посчитали, что к заявителю необходимо было применить критерии, установленные подпунктом "в" пункта 5 Правил в„– 1370 (в редакции, вступившей в силу 01.01.2013).
В связи с этим суды указали, что решение Комитета от 15.05.2014 не соответствует требованиям законодательства, что в силу статьи 198 АПК РФ является одним из условий для признания ненормативного акта недействительным.
Учитывая данное обстоятельство, податель жалобы считает, что суды должны были признать недействительным отказ Комитета в предоставлении субсидии Обществу.
Между тем в силу статьи 198 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан арбитражным судом незаконным только при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций отметили, что подпункт "в" пункта 5 Правил в„– 1370 как в редакции, вступившей в силу 01.01.2013, так и в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2014 в„– 21, требовал учета количества голов телят в расчете на 100 коров.
Суды установили, что исходя из представленных Обществом документов, выход телят в расчете на 100 коров за 2013 год составил 62,5 головы, то есть условия предоставления субсидии, установленные подпунктом "в" пункта 5 Правил в„– 1370 как в ранее действовавшей, так в примененной Комитетом редакциях, заявителем не выполнены, поскольку указанный выход 62,5 головы в любом случае менее 70 и 76 голов телят из расчета на 100 коров.
Кроме того, как указывает сам заявитель, названные показатели за 2012 год отсутствуют.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии в данном случае нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с этим суды правомерно отказали в признании недействительным решения Комитета от 15.05.2014 в„– в-11-2971/14-0-1 об отказе в предоставлении субсидии.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно, не учитывая мнение сторон, перешел из предварительного судебного заседания в основное, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.08.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу в„– А56-59073/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Копорье" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------