Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.03.2016 N Ф07-347/2016 по делу N А21-525/2015
Требование: О взыскании с субъекта РФ неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что ввиду возврата экономии субсидии, предоставленной на капитальный ремонт жилого дома, у него образовалась задолженность перед подрядчиками.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обязательство по предоставлению средств субсидии возникло между администрациями муниципальных образований и обществом на основании соглашения, неисполнение администрациями данного обязательства не создает обязательство субъекта РФ перед обществом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. по делу в„– А21-525/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" Парамоновой Г.А. (доверенность от 05.02.2016), от Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области Калининой Л.А. (доверенность от 08.02.2016), рассмотрев 01.03.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2015 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 (судьи Сотов И.В., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу в„– А21-525/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Министерства финансов Калининградской области неосновательного обогащения в виде неправомерно возвращенной в бюджет Калининградской области экономии субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 985 950 руб. 30 коп., взыскании с Администрации муниципального образования "Черняховское городское поселение" (далее - Администрация поселения) задолженности по соглашению о предоставлении субсидии от 05.09.2013 в„– 148/2013 в размере 246 487 руб. 55 коп. и о взыскании с Администрации муниципального образования "Черняховский муниципальный район" (далее - Администрация района) убытков в сумме 875 789 руб. 59 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 01.07.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное образование "Черняховский муниципальный район" в лице Комитета по финансам, формированию и казначейскому исполнению бюджета Администрации района и Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области (далее - Министерство ЖКХ и ТЭК).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Общества Калинин А.Ю.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2015 в пользу Общества взыскана задолженность с Калининградской области в лице Министерства ЖКХ и ТЭК за счет казны Калининградской области в сумме 985 950 руб. 30 коп., задолженность с Администрации поселения в сумме 246 487 руб. 55 коп., а в остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.11.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство ЖКХ и ТЭК, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания задолженности в пользу истца с Калининградской области в сумме 985 950 руб. 30 коп. отменить.
По мнению подателя жалобы, перед Обществом неисполненное финансовое обязательство по соглашению о предоставлении субсидии имеет муниципальное образование, которое не обращалось в Министерство ЖКХ и ТЭК с заявкой о перераспределении неизрасходованных средств субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель Министерства ЖКХ и ТЭК поддержала доводы жалобы, представитель Общества просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления Правительства Калининградской области от 26.09.2012 в„– 755 "О целевой Программе Калининградской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" на 2013 - 2015 годы", а также постановления Правительства Калининградской области от 18.04.2013 в„– 239 "О порядке предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию целевой Программы Калининградской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" на 2013 - 2015 годы" между Министерством ЖКХ и ТЭК и Администрацией района заключено соглашение от 05.06.2013 в„– 45-С/2013 о софинансировании расходных обязательств путем предоставления 37 262 689 руб. субсидии.
Между Администрацией района, Администрацией поселения и Обществом заключено соглашение от 05.09.2013 в„– 148/2013 о предоставлении субсидии на капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: Калининградская обл., г. Черняховск, пл. Ленина, д. 1, в объеме 5 333 599 руб.
В целях выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома Общество заключило договоры с ООО "Уют" на выполнение работ по ремонту крыши от 12.08.2013 в„– К-09 и на выполнение работ по устройству водомерного узла, установки электросчетчика от 16.11.2013 в„– К-19, договор с ООО "ЮгоС" на выполнение работ по капитальному ремонту и утеплению фасада от 17.09.2013 в„– К-12 и договоры с МБУ "Служба заказчика-застройщика" на осуществление функций заказчика-застройщика и строительного контроля при ремонте кровли от 15.08.2013 в„– 12, при ремонте и утеплении фасада от 23.09.2013 в„– 69, а также при устройстве водомерного узла, установке электросчетчика от 22.11.2013 в„– 77 по цене 2,14% от стоимости работ на объекте.
Согласно актам по форме КС-2 работы по указанным договорам выполнены подрядчиками, приняты Обществом и предъявлены для оплаты за счет средств субсидии.
Администрация района, исходя из того, что приложением в„– 1 к соглашению от 05.09.2013 в„– 148/2013 предусмотрено предоставление субсидии из областного бюджета на выполнение работ по ремонту крыши в объеме 1 884 800 руб., тогда как фактически на эти цели израсходовано 802 933 руб. 43 коп., образовавшуюся экономию возвратила в бюджет области (заявка на возврат от 27.01.2014 в„– 49).
Общество, сославшись на то, что ввиду возврата экономии субсидии в бюджет области у него образовалась задолженность перед подрядчиками по договору на выполнение работ по ремонту и утеплению фасада в сумме 920 775 руб. 74 коп., по договору на устройство водомерного узла, установки электросчетчика в сумме 4774 руб. 32 коп. и за осуществление строительного контроля по данным видам работ в сумме 59 566 руб. 52 коп. и 833 руб. 72 коп. соответственно, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что общая стоимость выполненных работ по капитальному ремонту не превышает общую сумму выделенной субсидии, а также исходя из того, что сумма экономии субсидии возвращена в областной бюджет, а не перераспределена между видами работ, взыскал 985 950 руб. 30 коп. в пользу Общества с Калининградской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части подлежат отмене в силу следующего.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных, в частности, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Правительство Калининградской области постановлением от 26.09.2012 в„– 755 утвердило Программу Калининградской области "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа), а постановлением от 18.04.2013 в„– 239 - порядок предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию указанной целевой Программы (утратил силу с 06.02.2015; далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 13 Порядка не израсходованные муниципальными образованиями средства Программы в текущем финансовом году могут быть использованы путем их направления на софинансирование предусмотренного муниципальной адресной программой вида работ (расхода) по капитальному ремонту многоквартирного дома, на котором сложилась экономия (перераспределение неизрасходованных средств капитального ремонта между видами работ (расходами).
Согласно пункту 14 Порядка направление неизрасходованных средств капитального ремонта на новые виды работ (расходы) в многоквартирном доме допускается при условии, что не требуется перераспределение этих средств между видами работ (расходами), ранее предусмотренными муниципальной адресной программой по данному многоквартирному дому, а новые виды работ (расходы) соответствуют видам работ (расходам), указанным в данном Порядке.
В силу пункта 16 Порядка глава администрации муниципального района или городского округа, на территории которого образовалась экономия, в срок не позднее 1 октября текущего года направляет в Министерство ЖКХ и ТЭК заявку на использование неизрасходованных средств с приложением подтверждающих документов.
Как предусмотрено пунктом 19 Порядка, Министерство ЖКХ и ТЭК в течение пяти дней с момента поступления заявки на использование неизрасходованных средств и указанных документов принимает решение, утверждаемое приказом, о согласовании или об отказе в согласовании использования неизрасходованных средств.
Неиспользованные остатки субсидий подлежат возврату в доход областного бюджета в соответствии с действующим законодательством (пункт 23 Порядка).
Согласно пункту 5 статьи 242 БК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства направления главой Администрации района в Министерство ЖКХ и ТЭК заявки на использование неизрасходованных средств.
Судами установлено, что неизрасходованные средства субсидии, возникшие в связи с не перераспределением их между видами работ, Администрацией района возвращены в бюджет области, что подтверждается заявкой от 27.01.2014 в„– 49.
Поскольку предоставление субсидии оформлено соглашением, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, к правоотношениям сторон, вытекающим из данного соглашения, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из соглашений, предметом которых является предоставление бюджетных средств, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит.
Согласно пункту 1 статьи 307, пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Принимая во внимание, что обязательство по поводу предоставления средств субсидии возникло между Администрацией района, Администрацией поселения и Обществом на основании соглашения от 05.09.2013 в„– 148/2013, неисполнение Администрацией района данного обязательства, а также ненаправление заявки в Министерство ЖКХ и ТЭК на перераспределение средств субсидии между видами работ, не создает обязательство Калининградской области в лице Министерства ЖКХ и ТЭК перед Обществом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части приняты с неправильным применением норм материального права, что влечет в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации их отмену в данной части.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в иске о взыскании 985 950 руб. 30 коп. задолженности с Калининградской области в лице Министерства ЖКХ и ТЭК за счет казны Калининградской области в пользу Общества.
В связи с тем, что Общество в рамках настоящего дела не предъявило иск о взыскании указанной суммы ни к Муниципальному образованию "Черняховский муниципальный район", ни к Администрации поселения, ни к Администрации района оснований для удовлетворения иска за счет иных ответчиков не имеется.
При этом Общество не лишено возможности обратиться с самостоятельным иском к надлежащему лицу, не исполнившему соответствующее обязательство.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.07.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2015 по делу в„– А21-525/2015 в части взыскания в пользу общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" задолженности с Калининградской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области за счет казны Калининградской области в сумме 985 950 руб. 30 коп. отменить.
В указанной части в удовлетворении иска к Калининградской области в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Калининградской области отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Приостановление исполнения указанных решения и постановления, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.02.2016, отменить.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------