Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.02.2016 N Ф07-2505/2016 по делу N А52-1480/2015
Требование: О признании незаконными действий администрации города, выразившихся в необеспечении выбора земельного участка для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
Обстоятельства: Предприниматель ссылается на нарушение своих прав.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку использование участка для целей, заявленных предпринимателем, не представляется возможным, учитывая необходимость соблюдения санитарного разрыва от автостоянок до площадок для спорта, а также установленный запрет на расположение спортивных сооружений в санитарно-защитных зонах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2016 г. по делу в„– А52-1480/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Преснецовой Т.Г. и Сапоткиной Т.И., рассмотрев 17.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича на решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2015 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу в„– А52-1480/2015,

установил:

Индивидуальный предприниматель Борисов Александр Борисович, ОГРНИП 304602711200018, обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) администрации города Пскова, место нахождения: г. Псков, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1026000980246, ИНН 6027022362 (далее - Администрация), выразившихся в необеспечении выбора земельного участка, расположенного восточнее находящегося по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д. 4, лит. В, земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям, место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 21/33, ОГРН 1026000971831, ИНН 6027007117 (далее - Комитет по имущественным отношениям), государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Пушкина, д. 3/13, ОГРН 1146027000074, ИНН 6027153661 (далее - Комитет по охране объектов культурного наследия).
Решением от 18.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Борисов А.Б., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что согласно генеральному плану города Пскова земельный участок, на территории которого расположен собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, находится в границах функциональной зоны Р-3 - рекреационной зоны, тогда как испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне Ж-2 - зоне малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки; вопреки выводам судов зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются непосредственно на территории объекта, а не на сопряженной с ней территории, в связи с чем вывод судов о том, что действия (бездействие) Администрации не создают заявителю препятствий в осуществлении предпринимательской деятельности, ошибочен; при подаче заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта технико-экономическое обоснование проекта строительства не подлежит обязательному представлению; в отличие от зон инженерных и транспортных инфраструктур, территориальных производственных зон в жилых территориальных зонах не допускается размещение объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Борисов А.Б. 13.11.2014 обратился в Комитет по имущественным отношениям с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 1300-1700 кв. м, расположенного восточнее земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, и предварительном согласовании предполагаемого места размещения объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса - с оформлением права аренды на десять лет.
Комитет по имущественным отношениям письмом от 18.11.2014 в„– 1/4п-12747 сообщил предпринимателю о направлении Администрации заявки на проведение работ по формированию указанного земельного участка.
Письмом от 31.12.2014 в„– КН-09-3735 Комитет по охране объектов культурного наследия уведомил Администрацию о невозможности выбора испрашиваемого земельного участка, поскольку он находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5-1); режимом использования земель на испрашиваемом участке предусмотрена регенерация историко-градостроительной среды.
Предприниматель, считая, что Администрация, не обеспечив выбор испрашиваемого земельного участка, создала ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что испрашиваемый земельный участок расположен одновременно на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в границах которой предусмотрена регенерация историко-градостроительной и природной среды, и в санитарно-защитной зоне, устанавливаемой для физкультурно-оздоровительных сооружений, а также в пределах санитарного разрыва от гаражей (автостоянок) до предполагаемого объекта застройки, отказали в удовлетворении заявления, указав, что действиями (бездействием) Администрации права заявителя не нарушены.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 в„– 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря 1240 года постройки, расположенный по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д. 1, лит. А, включен в список подлежащих охране памятников архитектуры государственного значения.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 73-ФЗ) объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления данного Закона, считаются отнесенными к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Закона.
Согласно статье 5 Закона в„– 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Федеральным законом.
В силу пункта 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 названного Кодекса. Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
Согласно пункту 4 статьи 99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона в„– 73-ФЗ на сопряженной с объектом культурного наследия территории устанавливаются следующие зоны охраны объекта: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений (пункт 2 статьи 34 Закона в„– 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 в„– 315, действовавшим до 25.09.2015, утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 11 которого режим использования земель и градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом таких требований, как ограничение строительства, в том числе касающееся размеров, пропорций и параметров объектов капитального строительства и их частей, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых решений; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде; иных требований, необходимых для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
В силу пункта 29 Положения соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 в„– 676 (далее - Постановление в„– 676) утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря".
Согласно приложению 2 к Постановлению в„– 676 в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5) разрешается строительство зданий, строений, сооружений по индивидуальным проектам, запрещается строительство промышленных и складских предприятий, а также зданий, строений и сооружений, нарушающих силуэтность сложившейся линии застройки и существующих городских панорам; устанавливаются специальные требования для отдельных регламентных участков зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в частности, для участка ЗРЗ.5-1 установлены предельные высотные параметры разрешенного строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений относительно существующей высотной отметки уровня земли до конька крыши при условии сохранения силуэтной линии застройки и открытых городских панорам: ул. М. Горького (четная сторона) - не более 10,5 м, вдоль Ольгинской наб. - строительство запрещено, допускается регенерация (восстановление) историко-градостроительной и природной среды.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно генеральному плану города Пскова (схеме функциональных зон генерального плана города Пскова, утвержденной решением Псковской городской Думы от 19.02.2010 в„– 1125), правилам землепользования и застройки города Пскова (схеме зон ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры; далее - ПЗЗ) испрашиваемый земельный участок, расположенный восточнее земельного участка с кадастровым номером 60:27:0050213:79, находится в границах функциональной и территориальной зоны Ж-2 - зоны малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2 - 4 этажа, в исторической зоне центра города (объединенной охранной зоне исторического центра).
В соответствии с Постановлением в„– 676 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ.5-1) с высотным регламентом застройки до 10,5 метров, в пределах которой предусмотрена регенерация (восстановление) историко-градостроительной и природной среды.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что предполагаемый к строительству объект может быть отнесен к числу объектов, позволяющих обеспечить регенерацию историко-градостроительной среды, в материалы дела не представлено.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также фрагментам карты градостроительного зонирования ПЗЗ спорный земельный участок расположен между земельными участками с кадастровыми номерами 60:27:0050213:79 (площадью 964 кв. м, вид разрешенного использования - "под парковку автомобильного транспорта"), 60:27:0050213:36, 60:27:0050213:101 (вид разрешенного использования - "для размещения административного здания"); расстояние между земельными участками с кадастровыми номерами 60:27:0050213:79 и 60:27:0050213:101 составляет ориентировочно 49 - 50 м, а расстояние между земельным участком с кадастровым номером 60:27:0050213:36 и спорным земельным участком - ориентировочно 15 м. Следовательно, учтя необходимость соблюдения санитарного разрыва от автостоянок до площадок для спорта, а также установленный запрет на расположение спортивных сооружений в санитарно-защитных зонах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что использование участка испрашиваемой площадью для целей, заявленных предпринимателем, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе предприниматель фактически привел те же доводы, что и при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций; указанные доводы надлежащим образом исследованы судами и мотивированно не приняты в качестве обоснования заявленных требований и отмены принятых судебных актов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 18.09.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 по делу в„– А52-1480/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Борисова Александра Борисовича - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА
Т.И.САПОТКИНА


------------------------------------------------------------------