Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2016 по делу N А52-3692/2014
Требование: О признании недействительным приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
Обстоятельства: Право пользования обществом недрами прекращено в связи с нарушением существенных условий лицензии на право пользования недрами и неустранением нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку приказ соответствует требованиям законодательства о недрах и не подлежит отмене, порядок прекращения права пользования недрами соблюден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2016 г. по делу в„– А52-3692/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф." Бугыниной И.А. (доверенность от 20.08.2015 в„– 25/15; до приостановления производства по делу), рассмотрев 15.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф." на решение Арбитражного суда Псковской области от 24.04.2015 (судья Самойлова Т.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 (судьи Ралько О.Б., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу в„– А52-3692/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф.", место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Свердлова, д. 46, ОГРН 1076027004690, ИНН 6027105481 (далее - ООО "С.Ф.Ф.", Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными приказа Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, место нахождения: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659 (далее - Комитет), от 16.10.2014 в„– 850 о досрочном прекращении права пользования недрами, I и II этапов раздела 2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к лицензии серии ПСК в„– 04067ТЭ и о возложении обязанности на Комитет в течение месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить Обществу в границах разведанного участка акт горного отвода, топографический план поверхности, геолого-литологический разрез, данные экспертизы запасов месторождения; согласовать с собственниками границы земельного участка в соответствии с предоставленным актом горного отвода, определить статус земельных участков и перевести в земли промышленности, изъять для государственных нужд и предоставить в аренду Обществу.
Решением от 24.04.2015 суд отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 31.07.2015 апелляционный суд оставил решение от 24.04.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "С.Ф.Ф.", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2015 судебное заседание отложено до 07.12.2015.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015 приостановлено производство по кассационной жалобе ООО "С.Ф.Ф." на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу в„– А52-3692/2014 до размещения в полном объеме на сайте Верховного Суда Российской Федерации определений судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы по делу в„– А52-2227/2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации либо определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятых по делу в„– А52-2227/2014.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2016 производство по названной жалобе возобновлено.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Комитета рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Комитет выдал Обществу лицензию от 05.09.2007 в„– 60 МЕ 003016 (серия ПСК в„– 04067ТЭ) на право пользования недрами, сроком действия до 01.09.2022 для добычи песчано-гравийного материала и песка на месторождении "Плавно". К указанной лицензии заключено лицензионное соглашение от 05.09.2007 об условиях пользования недрами, которое является приложением к лицензии.
В соответствии с этапом I раздела 2 лицензионного соглашения лицензиат в срок до 31.05.2008 обязан произвести переоценку запасов песчано-гравийного материала и песка в следующем порядке:
а) пересчет запасов песчано-гравийного материала и песка и пределах контура подсчета в соответствии с геологическим заданием, утвержденным Государственным комитетом Псковской области по лицензированию и природопользованию;
б) представление отчета о результатах выполненных работ по переоценке запасов песчано-гравийного материала в соответствии с основными оценочными параметрами в установленном порядке в экспертную комиссию по запасам Государственного комитета.
Согласно этапу II раздела 2 лицензионного соглашения лицензиат должен в срок до 31.12.2008 разработать и согласовать технический проект разработки участка недр в следующем порядке:
а) разработка технического проекта разработки участка недр, а также проектов рекультивации и консервации горных выработок, рекультивации нарушенных земель в соответствии с требованиями действующего законодательства;
б) технический проект разработки месторождения должен обеспечивать полноту и обоснованность проектных решений по указанным границам с учетом вопросов рационального, комплексного использования запасов полезных ископаемых и охраны недр, а также обеспечения безопасных условий труда и жизни людей, охраны окружающей среды, зданий, сооружений и других объектов от вредного влияния горных работ;
в) согласование технического проекта разработки участка недр, включающего экологическое обоснование освоения участка недр и определение уточненных границ горного отвода в Межрегиональном территориальном управлении технологического и экологического надзора по Северо-Западному Федеральному округу;
г) представление в Государственный комитет документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода для включения в лицензию в качестве неотъемлемой части;
д) в соответствии с земельным законодательством оформление права пользования земельным участком для промышленной разработки месторождения;
е) по результатам государственной экспертизы запасов, экономической экологической информации о предоставленном в пользование участке недр внесение изменений в лицензию по соглашению сторон.
На основании приказа Комитета от 20.03.2013 в„– 131 сотрудниками Комитета проведена внеплановая документарная проверка выполнения Обществом предписаний от 01.11.2011 в„– 112-дп и от 01.06.2012 в„– 1-дп по устранению нарушений условий лицензии, о чем составлен акт от 20.03.2013 в„– 5-дп.
По результатам проверки Комитет вынес предписание от 20.03.2013 в„– 4-дп, которым предложил Обществу в срок до 14.04.2014 выполнить следующие действия:
произвести переоценку запасов песчано-гравийного материала и песка на месторождении "Плавно" в соответствии с утвержденным геологическим заданием и представить отчет о результатах выполненных работ в экспертную комиссию по запасам Комитета;
разработать и согласовать в установленном порядке технический проект разработки месторождения "Плавно";
в установленном порядке оформить и представить в Комитет документы, определяющие уточненные границы горного отвода, предоставленного на месторождение "Плавно", акт горного отвода с уточненными границами (план горного отвода с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), для включения в лицензию в качестве неотъемлемой составной части;
обеспечить геолого-маркшейдерское обслуживание с целью обеспечения достоверности объемов добытых полезных ископаемых путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию на производство маркшейдерских работ, либо организовать собственную геолого-маркшейдерскую службу с получением соответствующей лицензии.
Комитет направил Обществу уведомление от 21.03.2013 в„– Пр-10-847 об устранении нарушений условий лицензии, предложив Обществу направить информацию о выполнении пунктов предписания в Комитет не позднее семи дней по истечении срока выполнения соответствующих пунктов предписания. В уведомлении также отмечено, что в случае неустранения Обществом указанных нарушений Комитет примет решение о досрочном прекращении права пользования участком недр.
Приказом от 16.10.2014 в„– 850 Комитет, ссылаясь на пункт 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон в„– 2395-1), подпункт "б" пункта 1 раздела 11 Положения о порядке предоставления права пользования участками недр местного значения на территории Псковской области, утвержденного постановлением администрации области от 04.10.2005 в„– 382 (далее - Положении в„– 382), Положение о Государственном комитете Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, утвержденное постановлением администрации области от 13.07.2009 в„– 250, досрочно прекратил предоставленное ООО "С.Ф.Ф." право пользования недрами, в связи с нарушением пользователем недр существенных условий лицензии на право пользования недрами и неустранением нарушений в течение трех месяцев со дня получения письменного уведомления о допущенных нарушениях (от 21.03.2013 в„– Пр-10-847).
ООО "С.Ф.Ф." оспорило в арбитражный суд приказ Комитета от 16.10.2014 в„– 850, первый и второй этапы раздела 2 лицензионного соглашения, а также просило возложить на Комитет обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить Обществу в границах разведанного участка акт горного отвода, топографический план поверхности, геолого-литологический разрез, данные экспертизы запасов месторождения; согласовать с собственниками границы земельного участка в соответствии с предоставленным актом горного отвода, определить статус земельных участков и перевести в земли промышленности, изъять для государственных нужд и предоставить в аренду Обществу.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, не усмотрев оснований для удовлетворения требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона в„– 2395-1 полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится предоставление права пользования участками недр местного значения.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона в„– 2395-1 одним из видов пользования недрами являются разведка и добыча полезных ископаемых.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 раздела 2 Положения в„– 382 участки недр предоставляются для разведки и добычи полезных ископаемых.
Согласно пункту 7 статьи 10.1 Закона в„– 2395-1 основанием для предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых может являться решение уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Закона в„– 2395-1 принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляется органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения.
Пунктом 1 раздела 4 Положения в„– 382 основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе, решение органа исполнительной власти области в сфере природопользования и охраны окружающей среды о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно абзацу первому статьи 11 Закона в„– 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В силу абзаца третьего статьи 11 Закона в„– 2395-1 лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона в„– 2395-1 лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона в„– 2395-1 пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Таким образом, лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, принимает на себя обязанность по его исполнению.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Закона в„– 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Частью 4 статьи 21 Закона в„– 2395-1 установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Исследовав обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что первый и второй этапы раздела 2 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами к лицензии серии ПСК в„– 04067ТЭ, приказ Комитета от 16.10.2014 в„– 850 соответствуют требованиям законодательства о недрах и не подлежат отмене. Кроме того, суды указали, что Комитетом соблюден порядок прекращения права пользования недрами, установленный пунктом 2 части 2 статьи 20 и частью 4 статьи 21 Закона в„– 2395-1.
Податель жалобы отмечает, что Обществу предоставлена лицензия на добычу полезных ископаемых, а лицензионным соглашением Комитет обязывает проводить геологическое изучение (поиск и оценку) полезных ископаемых за пределами горного отвода.
Между тем данное утверждение ООО "С.Ф.Ф." является ошибочным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 в„– 3314-1 (далее - Положение в„– 3314-1), владелец лицензии на право добычи полезных ископаемых имеет право проводить в пределах предоставленного ему горного отвода работы по геологическому изучению недр, связанных с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля.
Согласно абзацу два пункта 6.2 Положения в„– 3314-1 лицензия на детальное изучение (разведку) месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется, право разведки предусматривается в лицензии на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, владельцу лицензии на право добычи полезных ископаемых разрешено проводить работы по геологическому изучению недр в пределах предоставленного ему горного отвода.
Вместе с тем частью 2 статьи 29 Закона в„– 2395-1 предусмотрено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
В силу части 4 статьи 29 Закона в„– 2395-1 государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на государственную экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно-хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
В связи с этим Общество при осуществлении работ по геологическому изучению недр в пределах предоставленного ему горного отвода должно было провести государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, указание Обществу в лицензионном соглашении на необходимость проведения переоценки запасов полезных ископаемых является законным.
Относительно ссылки ООО "С.Ф.Ф." на то, что Комитет обязывает Общество проводить геологическое изучение полезных ископаемых за пределами горного отвода необходимо отметить следующее.
Как установлено в абзаце 3 статьи 7 Закона в„– 2395-1, предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Согласно лицензии предоставленный ООО "С.Ф.Ф." участок имеет статус "горный отвод в предварительных границах".
В связи с этим, как правильно указали суды, предоставление Обществу в соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых участка недр в виде горного отвода в предварительных границах соответствует статье 7 Закона в„– 2395-1.
Указанное обстоятельство не отменяет необходимость проведения Обществом переоценки запасов полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода в предварительных границах.
Податель жалобы считает, что проведение аукциона на право пользования участком недр с целью добычи песчано-гравийного материала на месторождении "Плавно" прошло с нарушением статьи 11 Закона в„– 2395-1, пункта 10.1 Положения в„– 3314-1.
Между тем ранее с требованиями о признании недействительными итогов аукциона Общество в суд не обращалось. Кроме того, в данном случае вопросы, связанные с проведением аукциона, не были предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
В жалобе Общество ссылается на постановление мирового судьи судебного участка в„– 9 Новоржевского района Псковской области от 27.06.2014 по делу в„– 5-113/2014 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которым предписание Комитета от 20.03.2013 в„– 4-дп признано недопустимым доказательством.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили данный довод жалобы, поскольку указанным постановлением не установлены обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, и оно не опровергает выводы суда первой инстанции.
В связи с указанными обстоятельствами суды правомерно отказали в удовлетворении требований Общества.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 24.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2015 по делу в„– А52-3692/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф." - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------