Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2016 по делу N А56-25668/2015
Требование: О признании недействительным предписания в части установления срока для устранения нарушений экологического законодательства.
Обстоятельства: Общество ссылается на неисполнимость предписания в установленный срок в связи с необходимостью разработки проектно-сметной документации, получения заключения государственной экологической экспертизы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ранее выданное предписание не исполнено, срок исполнения аналогичных предписаний в совокупности составляет более двух лет, предписание является законным и обоснованным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А56-25668/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Александровой Е.Н., Подвального И.О., при участии от открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" Машкиной Л.М. (доверенность 01.01.2015 в„– 5), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Ходоровой Е.А. (доверенность от 30.09.2015 в„– 01-19/10278), рассмотрев 08.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2015 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Есипова О.И.) по делу в„– А56-25668/2015,

установил:

Открытое акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", место нахождения: 109507, Москва, Ферганская ул., д. 25, ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827 (далее - ОАО "Концерн Росэнергоатом", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-ПР в части установления срока для устранения выявленных нарушений до 30.09.2015; установлении срока для устранения нарушений, указанных в предписании Департамента, до 20.12.2016.
Решением от 06.08.2015 суд отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 29.10.2015 апелляционный суд оставил решение от 06.08.2015 без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Концерн Росэнергоатом", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Департамента возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в соответствии с предписанием от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2 ОАО "Концерн Росэнергоатом" надлежит выполнить экологические требования части 1 статьи 44, пункта 1 части 6 статьи 60, части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), частей 2, 3 статьи 22, части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.0.2002 в„– 7 "Об охране окружающей среды" (далее - Закон в„– 7-ФЗ) при сбросе сточных вод на выпуске в р. Пейпия. Срок исполнения предписания от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2 установлен до 30.12.2014. Основанием выдачи предписания от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2 явились выявленные и зафиксированные актом проверки от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-А нарушения экологического законодательства.
Департаментом на основании распоряжения от 22.12.2014 в„– ВД-574/08 проведена внеплановая документарная проверка ОАО "Концерн Росэнергоатом" с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2, о чем составлен акт от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-А.
В ходе проверки выявлено, что ранее выданное предписание от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2 не исполнено, санаторий-профилакторий "Копанское" осуществляет сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
По результатам проверки Обществу выдано повторное предписание от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-ПР, в соответствии с которым ОАО "Концерн Росэнергоатом" надлежит выполнить экологические требования части 1 статьи 44, пункта 1 части 6 статьи 60, части 6 статьи 56 ВК РФ, частей 2, 3 статьи 22, части 4 статьи 23 Закона в„– 7-ФЗ при сбросе сточных вод на выпуске в р. Пейпия. Срок исполнения - 30.09.2015.
Обществом 06.02.2015 в Департамент направлено ходатайство о продлении сроков выполнения предписания до 20.12.2016 с приложением соответствующих обосновывающих документов, которое оставлено административным органом без удовлетворения.
ОАО "Концерн Росэнергоатом" оспорило в арбитражный суд предписание от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-ПР в части установления срока для устранения выявленных нарушений до 30.09.2015.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В силу части 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 22 Закона в„– 7-ФЗ нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона в„– 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, на основании материалов дела установили, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы Общества.
Податель жалобы, ссылаясь на необходимость разработки проектно-сметной документации, проведения общественных обсуждений намечаемой деятельности, получения заключения государственной экологической экспертизы, получения согласования Федерального агентства по рыболовству, проведения конкурсных процедур по закупке оборудования, считает, что предписание Департамента от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-ПР является неисполнимым в установленный срок (30.09.2015).
Между тем, как правильно указали суды, первоначально Обществу выдано предписание от 29.07.2013 в„– ВД-194/08-ПР/2 со сроком устранения нарушений до 30.12.2014 (то есть больше одного года). В ходе проведенной в январе 2015 года проверки выявлено аналогичное нарушение и выдано повторное предписание со сроком устранения нарушений - до 30.09.2015, то есть срок исполнения аналогичных предписаний в совокупности составляет более двух лет.
В данном случае установленные Департаментом сроки модернизации очистных сооружений направлены на соблюдение публичных интересов, поэтому их отложение на более позднее время не отвечает поставленным задачам.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Департамента от 28.01.2015 в„– ВД-574/08-ПР в части установления срока для устранения выявленных нарушений до 30.09.2015.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Излишне уплаченная ОАО "Концерн Росэнергоатом" при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета заявителю в силу статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу в„– А56-25668/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях", место нахождения: 109507, Москва, Ферганская ул., д. 25, ОГРН 5087746119951, ИНН 7721632827, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.11.2015 в„– 5506.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------