Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.02.2016 N Ф07-2257/2016 по делу N А26-9857/2014
Требование: О признании права хозяйственного ведения ФГУП на теплицу.
Обстоятельства: Право хозяйственного ведения предприятия на теплицу возникло до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решение: Требование удовлетворено за счет РФ в лице Федерального агентства научных организаций, поскольку агентство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении РАН, Россельхозакадемии.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А26-9857/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Преснецовой Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Бурденков Д.В., Аносова Н.В., Масенкова И.В.) по делу в„– А26-9857/2014,

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие Опытно-производственное хозяйство "Вилга", место нахождения: 185506, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, ул. Центральная, д. 12, ОГРН 1021001116960, ИНН 1020001438 (далее - ФГУП ОПХ "Вилга", предприятие), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к Российской академии сельскохозяйственных наук, место нахождения: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 15, корп. 2, ОГРН 1037739039062, ИНН 7727092751 (далее - Россельхозакадемия), о признании права хозяйственного ведения на арочную теплицу площадью 572,7 кв. м с инвентарным номером 86:236:002:000012500:0400:00000, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 10:20:030103:0004 по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, лит. Г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (далее - Территориальное управление Росимущества), Федеральное агентство научных организаций, место нахождения: 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32, лит. А, ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554 (далее - ФАНО, Агентство).
В связи с реорганизацией в форме присоединения суд произвел процессуальное правопреемство: Россельхозакадемию заменил федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук", место нахождения: 119991, г. Москва, Ленинский пр., д. 14, ОГРН 1027739820393, ИНН 7725092435 (далее - РАН).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ФАНО.
Решением суда от 16.04.2015 исковые требования удовлетворены. В иске к ФАНО отказано.
РАН подало апелляционную жалобу на указанное решение.
Апелляционный суд вынес определение от 06.08.2015 о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Федерального агентства научных организаций.
Постановлением апелляционного суда от 12.10.2015 решение отменено, удовлетворены исковые требования к Российской Федерации в лице ФАНО. В иске к ФАНО и РАН отказано.
В кассационной жалобе ФАНО просит постановление отменить в части удовлетворения исковых требований к Российской Федерации в лице ФАНО.
Податель жалобы ссылается на часть 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), согласно которой с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, считает, что полномочия собственника - Российской Федерации в лице Россельхозакадемии прекратились до образования ФАНО, до принятия Федерального закона от 27.09.2013 в„– 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о РАН).
Податель жалобы ссылается на пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432, и Положение о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 в„– 959, и указывает, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, а также осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, подобных полномочий ФАНО не предоставлено, вследствие чего считает надлежащим ответчиком территориальный орган Росимущества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
ФГУП ОПХ "Вилга" зарегистрировано в качестве юридического лица решением администрации МСУ Прионежского района от 16.03.1994 в„– 258/153.
В соответствии с уставом предприятия, оно создано на основании приказа Совета Министров КАССР от 23.09.1963 в„– 436, его учредителем и собственником имущества, закрепленного за предприятием, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 в„– 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук", является Россельхозакадемия. Имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, которое возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2009 по делу в„– А26-1950/2009 предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Ссылаясь на возникновение права хозяйственного ведения предприятия на упомянутую теплицу до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции применил статью 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 в„– 443-1 "О собственности в РСФСР", часть первую статьи 216, части первую и вторую статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 6 Закона о регистрации и сделал выводы о том, что спорное имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, которое является юридически действительным в силу того, что возникло до введения в действие Закона о регистрации. Суд сослался на то, что права и обязанности Россельхозакадемии перешли к РАН в соответствии с передаточным актом в результате универсального правопреемства при реорганизации в форме присоединения, и посчитал, что надлежащим ответчиком по делу является РАН. Суд отказал в удовлетворении иска к ФАНО, сочтя, что полномочия учредителя и собственника федерального имущества переданы ФАНО до вступления в силу Закона о РАН.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что ответчиком является не привлеченная к участию в деле судом первой инстанции Российская Федерация в лице ФАНО, пришел к выводу о том, что при принятии решения судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, являющиеся безусловными основаниями для отмены судебного акта, и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице ФАНО, признал право хозяйственного ведения за предприятием, удовлетворив исковые требования к Российской Федерации в лице ФАНО, в удовлетворении исковых требований к ФАНО и РАН отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Возражений, касающихся права федеральной собственности на упомянутый объект недвижимости и наличия вещных прав предприятия на арочную теплицу, участвующие в деле лица не приводят.
Доводы подателя жалобы касаются разграничения полномочий собственника названного объекта.
В соответствии с документами о создании ФГУП ОПХ "Вилга" учредителем предприятия и лицом, уполномоченным собственником на распоряжение закрепленным за предприятием имуществом, являлась Россельхозакадемия.
Согласно части первой статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о РАН Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшаяся государственной академией наук, присоединяется к Российской академии наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 23 этого же закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации, в "Российской газете" и в Собрании законодательства Российской Федерации 30.09.2013.
В соответствии с частью четвертой статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (часть вторая статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В результате реорганизации Россельхозакадемия как юридическое лицо прекратила свою деятельность путем присоединения к РАН, о чем в Едином государственном реестре юридическим лиц внесена запись от 09.01.2015 за государственным регистрационным номером 2157746113479.
Имущество Россельхозакадемии передано РАН по акту от 01.01.2014. Сведений о том, что имущество ФГУП ОПХ "Вилга" включено в состав переданных по акту объектов, в деле не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 в„– 589, утвержден устав федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук". В соответствии с пунктом 1 устава РАН Академия является правопреемником Российской академии сельскохозяйственных наук. Согласно пункту 6 устава учредителем и собственником имущества Академии является Российская Федерация. Пунктом 7 устава предусмотрено, что функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Академии от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 18 Закона о РАН предусмотрено, что организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Согласно пункту 11 этой же статьи до передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года в„– 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Федеральное агентство научных организаций образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 в„– 735. Согласно пункту 5 этого указа он вступает в силу со дня вступления в силу Закона о РАН, то есть 30.09.2013.
Во исполнение Указа Президента РФ от 27.09.2013 в„– 735 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 в„– 959 утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций (далее - Положение о ФАНО).
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 в„– 959 следует, что ФАНО является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 Положения о ФАНО Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.
Согласно пункту 4 Положения о ФАНО Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и его региональными отделениями, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из пунктов 5.3, 5.3.1, 5.5 этого же Положения, на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ФАНО осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 2591-р в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона о РАН утвержден перечень организаций, подведомственных ФАНО России. Указанным распоряжением ФАНО России совместно с ФНС России, Росимуществом и Росреестром в 6-месячный срок предписано продолжить работу по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.
Анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что надлежащим ответчиком по делу является Российская Федерация в лице ФАНО.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными.
Ссылка ФАНО на то, что в перечень подведомственных ему организаций ФГУП ОПХ "Вилга" не включено, подлежит отклонению. Как следует из Положения о ФАНО, Агентство - специально созданный федеральный орган исполнительной власти для осуществления функций в сфере деятельности организаций, ранее находившихся в ведении РАН, Российской академии медицинских наук и Россельхозакадемии, впоследствии переданных в ведение ФАНО, а также по управлению федеральным имуществом этих организаций. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 в„– 2591-р ФАНО совместно с ФНС, Росимуществом и Росреестром в 6-месячный срок предписано продолжить работу по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении РАН, и Россельхозакадемии до дня вступления в силу Закона о РАН, в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.
Довод подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Росимущества, также является несостоятельным. В обоснование этого доводы ФАНО ссылается на пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 в„– 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом". Согласно абзацу первому пункта 1 названного Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). В соответствии с абзацем третьим указанного пункта Росимущество осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства. Поскольку в данном случае полномочия по распоряжению федеральным имуществом, ранее находившимся в ведении Россельхозакадемии, переданы ФАНО, нет оснований считать, что полномочия собственника в отношении спорного объекта осуществляет Росимущество, в том числе и в период признания предприятия несостоятельным (банкротом).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А26-9857/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального агентства научных организаций - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.И.САПОТКИНА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА


------------------------------------------------------------------