Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2016 N Ф07-1833/2015 по делу N А21-6789/2014
Требование: О взыскании денежных средств, излишне списанных с лицевого счета .
Обстоятельства: Истец спорных сумм.
Решение: Требование удовлетворено частично, дело в части взыскания платы за пользование вагонами направлено на новое рассмотрение, поскольку необходимо установить, за какой период списана провозная плата, а также решить вопрос о правомерности такого списания.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу в„– А21-6789/2014

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.07.2016 по делу в„– А21-6789/2014 исправлена опечатка, допущенная в постановлении, произведена замена судьи Малышевой Н.Н. на судью Никитушкину Л.Л.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Малышевой Н.Н., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 03.02.2016 Алексановой Л.Н. (доверенность от 11.03.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" 03.02.2016 Бондаренко О.И. (доверенность от 01.02.2016) и 03.02.2016 и 09.02.2016 Букия Е.В. (доверенность от 20.06.2015), рассмотрев 09.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2015 (судья Педченко О.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (судьи Зайцева Е.К., Бурденков Д.В., Масенкова И.В.) по делу в„– А21-6789/2014,

установил:

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2016 по делу в„– А21-6789/2014 исправлена опечатка в описательной, мотивировочной и резолютивной частях постановления, вместо "1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами" читать "1 235 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами".
Общество с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет", место нахождения: 238752, Калининградская область, город Советск, переулок Заводской, дом 2, ОГРН 1043900821910, ИНН 3905059133 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), о взыскании 1 768 540 руб. 58 коп. излишне списанных денежных средств., из которых 533 390 руб. 92 коп. - плата за хранение и 1 233 149 руб. 66 коп. - плата за пользование вагонами, находящимися в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК).
Решением суда первой инстанции от 19.05.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.10.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Дорога, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые судебные акты в части взыскания с нее 1 235 146 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами и отказать в иске в этой части.
Ответчик указывает на неправильное применение судами положений статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ), статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также условий договора на организацию расчетов от 31.07.2013 в„– 859-КЛГ (далее - Договор в„– 859-КЛГ) и дополнительного соглашения в„– 2 к нему.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Дороги поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Общества обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании 03.02.2016 был объявлен перерыв до 10 часов 09.02.2016.
Рассмотрение жалобы было продолжено 09.02.2016 в том же составе судей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) 21.10.2010 заключили договор в„– 286 на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов (далее - Договор в„– 286), согласно которому перевозчик обязался оказывать услуги, связанные с перевозкой грузов, либо организовывать предоставление таковых. Расчеты по Договору в„– 286 производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов (пункт 3.1 договора).
В тот же день Общество (клиент) и Дорога (перевозчик) заключили Договор в„– 859-КЛГ с дополнительными соглашениями.
В период с сентября по октябрь 2013 года из Литвы в адрес Общества на станцию Советск Калининградской железной дороги поступили вагоны с грузом.
Груз в вагонах следовал по процедуре таможенного транзита.
По накопительным ведомостям в„– 270902, 300904, 031002, 031004, 031005, 151005, 151007, 161001, 251001, 281101 Дорога начислила Обществу 533 390 руб. 92 коп. платы за хранение грузов в ЗТК, расположенных на путях общего пользования, и 1 235 146 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, за время нахождения их в ЗТК; всего было начислено 1 768 540 руб. 58 коп.
Указанная сумма была списана Дорогой с лицевого счета Общества.
Общество обратилось к Дороге с претензиями о возврате неправомерно списанных денежных средств - 1 768 540 руб. 58 коп.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций пришли к выводу об обоснованности исковых требований по праву и размеру, в связи с чем удовлетворили иск.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения иска о взыскании платы за пользование вагонами с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс ТС) таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Статьей 223 Таможенного кодекса ТС установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан в том числе доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
На основании статьи 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с частями 1 - 3, 5 статьи 225 Таможенного кодекса ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
В пункте 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлен Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 в„– 973, пунктом 28.2 которой определено, что завершение процедуры внутреннего таможенного транзита подтверждается штампом должностного лица таможенного органа о поступлении товаров.
Таким образом, обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможни и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
Статьей 38 УЖТ РФ предусмотрено, что при своевременном уведомлении о прибытии прибывшие грузы, контейнеры, подлежащие выгрузке и выдаче в местах общего пользования, хранятся на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение двадцати четырех часов после окончания срока доставки. Данный срок исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки грузов, контейнеров или с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов, контейнеров с грузами к предусмотренному месту выгрузки для выгрузки грузов грузополучателем. Расходы перевозчика, возникающие после окончания срока доставки в связи с хранением грузов на железнодорожной станции назначения сверх указанного срока, оплачиваются грузополучателем по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что факт простоя спорных вагонов в ЗТК на пути общего пользования был удостоверен актами общей формы ГУ-23, составленными на станции Советск Калининградской железной дороги, согласно которым основная часть времени нахождения спорных вагонов на путях станции связана с завершением перевозчиком процедуры таможенного транзита. Кроме того, суды указали, что акты общей формы не содержат сведений о причине задержки, позволяющей установить, по чьей вине произошла несвоевременная подача вагонов к месту выгрузки, поэтому отсутствуют основания для начисления грузоотправителю провозной платы за нахождение вагонов в ЗТК.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом, поскольку он сделан без учета отметок таможенного органа в дорожных ведомостях и противоречит содержанию самих актов общей формы.
Из материалов дела следует, что Дорога составила акты общей формы как в подтверждение начала простоя вагонов, так и в подтверждение окончания простоя. Указанные акты подписаны Обществом без замечаний.
Из актов общей формы, подтверждающих начало простоя, следует, что эти акты составлены после завершения процедуры таможенного транзита. Дата составления этих актов соответствует дате завершения перевозчиком процедуры таможенного транзита, о чем свидетельствует отметка таможенного органа "Товар поступил" на первых листах железнодорожных накладных.
Из актов общей формы, подтверждающих окончание простоя вагонов, следует, что дата окончания простоя в актах соответствует дате на штампе "Снято с учета по ЗТК", проставленной таможенным органом на первых листах железнодорожных накладных.
Кроме того, в актах общей формы указано, что после процедуры таможенного транзита вагоны на путях общего пользования находились на ответственном простое грузополучателя (Общества) на хранении и под таможенным оформлением груза.
Для решения о вопроса о правомерности начисления грузополучателю провозной платы судам следовало установить, когда была завершена процедура таможенного транзита перевозчиком и за какой период провозная плата была списана с лицевого счета Общества (за период осуществления перевозчиком таможенного транзита или за последующий период).
Поскольку вывод судов о том, что провозная плата начислена за период проведения перевозчиком таможенного транзита, сделан без учета всех представленных доказательств, а также не соответствует содержанию актов общей формы и отметкам в дорожных ведомостях, обжалуемые судебные акты в части взыскания с ответчика в пользу истца 1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами, находящихся в ЗТК, подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.
Кроме того, кассационная инстанция не может согласиться с выводом судов двух инстанций о том, что перевозчик вправе был списывать с лицевого счета грузополучателя спорные денежные средства только с согласия последнего.
Как правильно указал податель жалобы, условия Договора в„– 859-КЛГ, а также дополнительных соглашений к нему не содержат обязанности перевозчика согласовывать с клиентом списание денежных средств с его лицевого счета.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, имеющимся в деле доказательствам является основанием для отмены указанных судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует оценить представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ и установить, за какой период Дорога списала провозную плату за пользование вагонами, находящимися в ЗТК, а соответственно решить вопрос о правомерности такого списания.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А21-6789/2014 отменить в части взыскания с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Атлас-Маркет" 1 233 149 руб. 66 коп. платы за пользование вагонами и 21 396 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу в„– А21-6789/2014 оставить без изменения.

Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
Н.Н.МАЛЫШЕВА


------------------------------------------------------------------