Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2016 по делу N А66-2028/2015
Требование: О признании недействительным решения ПФ РФ о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Обстоятельства: ПФ РФ сделал вывод о том, что выплаты работникам на проезд в городском транспорте подлежат обложению страховыми взносами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество производило компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании локальных нормативных актов; выплаты представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат сотрудникам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу в„– А66-2028/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В., рассмотрев 10.02.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.07.2015 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу в„– А66-2028/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТОКС", место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, Бульвар Радищева, 33, ОГРН 1036900027889, ИНН 6901027249, (далее - Общество, ООО "ТОКС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области, место нахождения: 170028, Тверская область, город Тверь, Набережная реки Лазури, 20, ОГРН 1046900020507, ИНН 6901050696, (далее - Фонд) с заявлением о признании недействительным решения от 02.12.2014 в„– 206.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.11.2015, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, спорные выплаты работникам подлежат обложению страховыми взносами, поскольку являются элементами оплаты труда, имеют фиксированный размер и регулярный характер, не зависят от наличия документального подтверждения (проездных документов), то есть не являются возмещением конкретных расходов, понесенных работником.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 29.10.2014 в„– 078/045/267-2014 и принято решение от 02.12.2014 в„– 206 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Затем, Фондом 04.02.2014 выставлено требование в„– 07804540014892 на уплату начисленных в ходе проверки недоимки, пени и штрафа.
Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление, посчитав, что спорные выплаты являются компенсацией расходов на проезд в городском транспорте работникам, работа которых носит разъездной характер; направлены на возмещение затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей; предусмотрены локальными нормативными актами Общества и ограничены максимальным размером, в связи с чем спорная компенсация не входит в систему оплаты труда, не является доходом (экономической выгодой) работников и не облагается страховыми взносами на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 5 данного закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона в„– 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
В соответствии со статьей 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1 ТК РФ, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом компенсация расходов работников, работа которых носит разъездной характер, на проезд в городском транспорте, произведенных с разрешения или ведома работодателя, не является доходом (экономической выгодой) работника, направлена на покрытие фактических расходов работника на проезд в городском транспорте, не зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Положением о системе найма и оплате труда работников, утвержденным 11.01.2009, в пункте 6.7 установлен перечень должностей работников, имеющих право получения денежной компенсации для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок от населения и обратно, в размере 700 руб. в месяц пропорционально отработанным дням (не облагается налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не подлежит обложению страховыми взносами). К таким должностям отнесены ведущие инженеры, инженеры, бригадиры, антенщики 3, 4, 5 и 6 разрядов, занимающиеся обслуживанием кабельного телевидения и систем коллективного приема телевидения по доставке населению 6-14 каналов в городе Твери.
Приказом от 01.02.2011 "Об установлении доплат за проезд в общественном транспорте" установлена доплата в размере 700 руб. в месяц с 01.02.2011 пропорционально отработанным дням (не облагается НДФЛ, не начисляют страховые взносы) для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок, полученных от населения города согласно книге заявок, для менеджера по закупкам, ведущего инженера, бригадира, бригадира по сварке оптических линий связи, антенщика-кабельщика, антенщика.
Приказом от 10.01.2012 "Об организации работы в 2012 году..." в пункте 10 установлен перечень должностей работников, имеющих право получения денежной компенсации в размере 850 руб. в месяц пропорционального отработанным дням (не облагается НДФЛ и страховыми взносами), для проезда в общественном транспорте к месту выполнения заявок и обратно. Так, право на получение компенсации имеют: ведущие инженеры, инженеры 1 и 2 категорий, бригадиры, антенщики, антенщики-кабельщики, менеджер по закупкам, занимающийся обслуживанием КТВ и СКПТ в г. Твери.
Таким образом, Общество производило компенсационные выплаты работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании локальных нормативных актов. Спорные выплаты по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат сотрудником, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и производятся вне зависимости от трудового результата.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды обеих инстанций правомерно указали на отсутствие оснований для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов.
Выводы судов соответствуют судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2014 в„– 306-КГ14-6099, от 16.04.2015 в„– 309-КГ15-2389) и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.09.2012 в„– 4357/12.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
При таком положении кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 13.07.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по делу в„– А66-2028/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
Л.Б.МУНТЯН
С.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------