Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2016 по делу N А52-401/2015
Требование: О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования.
Обстоятельства: Учреждение ссылается на незаконное уклонение администрации от установления нормативов водоотведения сточных вод.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право абонента на обращение с заявкой для утверждения нормативов водоотведения напрямую в орган местного самоуправления, минуя организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу в„– А52-401/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Матлиной Е.О., рассмотрев 20.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А52-401/2015 (судьи Докшина А.Ю., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.),

установил:

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония в„– 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области", место нахождения: 182277, Псковская обл., Себежский р-н, пгт Сосновый Бор, Зеленая ул., ОГРН 1026002942690, ИНН 6022005910 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к администрации Себежского района Псковской области, место нахождения: 182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. 7-го Ноября, д. 2; ОГРН 1026002942316, ИНН 6022001898 (далее - Администрация), о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в уклонении от установления для истца нормативов водоотведения в объеме 11,46 тыс. куб. м в месяц и 137,5 тыс. куб. м в год, и о возложении на Администрацию обязанности устранить бездействие, установив истцу нормативы водоотведения (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Комфорт", место нахождения: 182277, Псковская обл., Себежский р-н, пгт Сосновый Бор, Солнечная ул., д. 10, ОГРН 1076009001529, ИНН 6022009311 (далее - Предприятие).
Решением суда от 15.05.2015 (судья Орлов В.А.) иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.10.2015 решение от 15.05.2015 отменено, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 06.10.2015, оставить в силе решение суда от 15.05.2015. Податель жалобы полагает, что обязанность по установлению норматива водоотведения возложена на Администрацию пунктом 136 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 в„– 644 (далее - Правила в„– 644), а потому Администрация обязана рассмотреть обращение Учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятием (исполнителем) и Учреждением (заказчиком) заключен государственный контракт на оказание услуг водоотведения от 23.12.2013 (далее - Контракт), по условиям которого исполнитель обязался осуществлять от заказчика прием хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации, а заказчик - соблюдать режим сброса сточных вод, объемы сброса, оплачивать оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта лимит водоотведения составляет 7333 куб. м в месяц, 88 тыс. куб. м в год.
Расчеты по Контракту производятся по тарифам, утвержденным Государственным комитетом Псковской области по тарифам и энергетики, и предусматривают оплату услуги водоотведения по тарифу в пределах лимита водоотведения и по тарифу сверх установленного лимита водоотведения (пункт 3.5 Контракта).
Постановлением Администрации от 30.12.2013 в„– 1893 Учреждению на 2014-2018 годы установлен лимит водоотведения в объеме 7364,94 куб. м в месяц (88,38 тыс. куб. м в год).
Учреждение 12.03.2014 получило лицензию в„– ПСК 02336 ВЭ на добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности, согласно которой заявленная потребность в питьевой воде составила 143 тыс. куб. м в год.
Ссылаясь на то, что установленный лимит водоотведения не обеспечивает нормальную жизнедеятельность Учреждения, которое добывает воды значительно больше, чем может сбросить сточных вод, и что фактический сброс сточных вод в соответствии с показаниями прибора учета превышает договорные объемы, Учреждение обратилось в адрес Предприятия с просьбой пересмотреть лимиты водоотведения (письма от 07.04.2014 в„– 999 и от 06.06.2014 в„– 1739), увеличив их до 11,6 тыс. куб. м в месяц и 140 тыс. куб. м в год, и заключить новый государственный контракт.
В ответ на указанные обращения Предприятие письмом от 16.07.2014 в„– 200 сообщило о необходимости представить дополнительные документы, необходимые для проведения расчета в соответствии с пунктом 140 раздела Х Правил в„– 644.
Письмами от 09.07.2014 в„– 2097 и от 29.09.2014 в„– 3106 Учреждение направило в адрес Предприятия запрашиваемые документы.
Предприятие письмом от 17.10.2014 в„– 299 сообщило Учреждению о недостатках в его расчетах по водохозяйственному балансу, а также указало на непредставление расчета дождевых и талых вод, попадающих в систему водоотведения. После предоставления полного перечня документов и устранения недостатков Предприятие обязалось направить документы для утверждения в Администрацию.
Учреждение 25.11.2014 обратилось непосредственно в Администрацию с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении норматива водоотведения. Администрация письмом от 26.12.2014 в„– 3068 сообщила о готовности рассмотреть вопрос, но только после получения предложения об увеличении норматива водоотведения для Учреждения от организации водопроводно-канализационного хозяйства (Предприятия). В связи с этим Администрация предложила заявителю представить Предприятию необходимые сведения.
Посчитав, что Администрацией допущено бездействие, выразившееся в уклонении от установления норматива водоотведения, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Предприятия, пришел к выводу о незаконном бездействии Администрации.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что действующим законодательством не предусмотрено право абонента на обращение с заявкой для утверждения нормативов водоотведения напрямую в орган местного самоуправления, минуя организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются незаконными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Порядок установления абонентам нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, осуществления контроля за их соблюдением и определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов регламентирован положениями раздела X Правил в„– 644.
Пунктом 136 названных Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения устанавливаются абонентам органами местного самоуправления с учетом мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод, а также условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 143 Правил в„– 644 норматив водоотведения подлежит изменению в случае изменения технологии производства, состава и свойств сточных вод, а также по заявке абонента при изменении объема водоотведения более чем на 10 процентов по сравнению с величиной, использованной при расчете норматива водоотведения. Изменение норматива водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном названными Правилами для установления норматива водоотведения.
Расчет норматива водоотведения абонента производит организация водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 140 Правил в„– 644).
В соответствии с пунктом 141 Правил в„– 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет для утверждения в органы местного самоуправления предложение по установлению абонентам нормативов водоотведения в срок до 1 ноября года, предшествующего первому году действия нормативов. Орган местного самоуправления утверждает нормативы водоотведения в течение 30 дней со дня представления организацией водопроводно-канализационного хозяйства предложения по установлению абонентам нормативов водоотведения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено установление нормативов водоотведения органом местного самоуправления только по представлению предложения от организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Как верно указал апелляционный суд, к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления производить расчет и устанавливать норматив водоотведения по заявке абонента, то ответ Администрации с указанием на необходимость обращения заявителя в Предприятие нельзя признать бездействием, влекущим как нарушение правовых норм, так и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Поведение Администрации полностью соответствует положениям действующего законодательства, нормам и правилам в сфере водоснабжения.
Доводы подателя жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу в„– А52-401/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония в„– 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области" - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи
С.А.ЛОМАКИН
Е.О.МАТЛИНА


------------------------------------------------------------------