Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2016 N Ф07-4020/2015 по делу N А56-51145/2014
Требование: О признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельных участков для строительства объекта.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что все необходимые документы были им представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению участка под строительство.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку, исходя из местоположения участков, доступ к ним с использованием объектов дорожно-транспортной инфраструктуры не обеспечен и фактически будет осуществляться в границах водоохранной зоны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. по делу в„– А56-51145/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Рудницкого Г.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ВИК-СТРОЙ" Аистовой М.С. (доверенность от 01.08.2014), от правительства Санкт-Петербурга Никитина А.А. и Краснобаева Е.И. (доверенности от 11.01.2016), от Комитета по строительству Краснобаева Е.И. (доверенность от 11.01.2016), от санкт-петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Ефремкина С.А. (доверенность от 11.01.2016), рассмотрев 13.01.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИК-СТРОЙ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу в„– А56-51145/2014,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВИК-СТРОЙ", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 10/12, ОГРН 1037811071143, ИНН 7805277569 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии в период с 15.07.2014 по настоящее время решения о предоставлении земельных участков 1 и 2 площадью 29 735 кв. м и 14 361 кв. м с кадастровыми номерами 78:15:0008392:1093, 78:15:0008392:1092, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка (юго-западнее д. 22, лит. Щ по Угольной гавани), для строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей), а также об обязании Правительства принять решение путем издания постановления о предоставлении Обществу для строительства названных земельных участков по рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 22.05.2014 в„– Н-18184/14 об оценке рыночной стоимости комплекса прав на указанные земельные участки и экспертным заключением санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП "ГУИОН") от 14.07.2014 в„– 31-2-0436/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по строительству, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству), санкт-петербургское государственное казенное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям", место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 88-90, лит. А, ОГРН 1027809187196, ИНН 7825453163, санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Караванная ул., д. 9, лит. А, ОГРН 1037843037935, ИНН 7830001853.
Решением от 31.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что в соответствии с пунктом 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды; наличие водоохранной зоны на испрашиваемых земельных участках, а также ограничение транспортной доступности не могут служить препятствием для их предоставления; законодательство не содержит требования о безусловном наличии подъездных путей в целях предоставления земельных участков для строительства; действующее законодательство не предоставляет Комитету по строительству права на отмену собственных распоряжений об утверждении актов выбора земельных участков до истечения срока их действия.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2015 производство по кассационной жалобе Общества приостановлено до рассмотрения дела в„– А56-68063/2014.
Определением от 03.12.2015 назначено судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по кассационной жалобе и о возможности ее рассмотрения в том же судебном заседании.
В судебном заседании представители сторон не возражали против возобновления производства по кассационной жалобе и ее рассмотрения в этом же судебном заседании, представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Комитета по строительству и Правительства возражали против ее удовлетворения.
Рассмотрение кассационной жалобы возобновлено 13.01.2016 тем же составом суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Общества о предоставлении ему земельных участков для строительства Правительство приняло постановление от 29.06.2010 в„– 843, которым разрешило Обществу провести изыскательские работы на расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка (юго-западнее д. 22, лит. Щ по Угольной гавани) земельных участках 1 и 2 площадью 29 735 кв. м и 14 361 кв. м с кадастровыми номерами 78:15:8392:2, 78:15:0008392:3 в целях определения возможности проектирования и строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).
Распоряжениями Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 15.07.2011 в„– 4835-рк и 4836-рк утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане, установлен основной вид их разрешенного использования - для размещения объектов транспорта (под гаражи и автостоянки), а также ограничения в использовании (водоохранная зона и прибрежная защитная полоса водного объекта площадью 3202 кв. м и 9086 кв. м, техническая зона площадью 11 968 кв. м и 4671 кв. м соответственно).
Комитет по строительству распоряжениями от 24.08.2011 в„– 244, 245 утвердил акты о выборе земельных участков для строительства многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей).
В актах указано, что выбор земельных участков выполнен на основании инженерно-градостроительной документации, представленной в соответствии с действовавшим в указанный период Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 30.12.2010 в„– 1813 (далее - Постановление в„– 1813). В состав данной документации вошли заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 22.04.2011 в„– 1-1-22584/5, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению (далее - Комитет по энергетике) от 17.05.2011 в„– 212, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) от 14.07.2011 в„– 13-1799, Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу от 17.06.2011.
После утверждения актов о выборе земельные участки 11.01.2013 и 22.02.2013 поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 78:15:0008392:1092 и 78:15:0008392:1093.
Общество 28.11.2013 обратилось к Комитету по строительству, осуществляющему в соответствии с Постановлением в„– 1813 подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства, с заявлением о предоставлении спорных участков для строительства многоэтажного гаража и подготовке проекта соответствующего постановления.
Вместе с заявлением Общество представило заключения КЗРиЗ от 02.04.2013 в„– 62998/к и 62999/к, Комитета по управлению городским имуществом от 11.04.2013 в„– 1154/05/13 и 1161/05/13, КГИОП от 12.03.2013 в„– 3-1413 и 3-1414, Комитета по энергетике от 30.05.2013 в„– 327, сведения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 14.03.2013 в„– 41/009/2013-353 и 41/009/2013-354, кадастровые паспорта от 11.01.2013 и 22.02.2013 в„– 78/201/13-16995 и 78/201/13-204, отчет об оценке рыночной стоимости комплекса прав на земельные участки от 05.11.2013 в„– Н-16651/13, заключение ГУП "ГУИОН" от 18.11.2013 в„– 31-2-0788/2013.
Санкт-петербургское бюджетное учреждение "Управление инвестиций" сообщило Обществу, что на совещании, проведенном 27.02.2014 с участием представителей исполнительных органов государственной власти, рассмотрен проект постановления Правительства о предоставлении Обществу испрашиваемых земельных участков для строительства, по итогам которого предложено подготовить отчеты об оценке рыночной стоимости комплекса прав на каждый из земельных участков.
Общество 15.07.2014 направило в адрес Комитета по строительству отчеты об оценке комплекса прав на испрашиваемые земельные участки.
Письмом от 11.08.2014 в„– 14-25359/14 Комитет по строительству возвратил документы Обществу на доработку в связи с их несоответствием требованиям действующего законодательства, указав следующее:
- испрашиваемые земельные участки расположены в водоохранной зоне водного объекта - реки Красненькой и, как следует из писем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры от 02.04.2014 в„– 01-10-2826/14-0-1, 29.07.2014 в„– 01-10-52/13/349-0, транспортное сообщение с ними осуществляется по необустроенным проездам по ул. Маршала Казакова с обязательным использованием водоохранной зоны названного водного объекта;
- в соответствии с постановлением Правительства от 27.03.2012 в„– 272 "О порядке осуществления ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения в Санкт-Петербурге" движение грузовых транспортных средств, разрешенная масса которых превышает 8 т, по ул. Маршала Казакова и по ул. Доблести (образует перекресток с ул. Маршала Казакова в районе испрашиваемых земельных участков) прекращается с 01.06.2013 по 01.06.2018.
Распоряжением от 12.08.2014 в„– 202 (далее - Распоряжение в„– 202) Комитет по строительству признал утратившими силу распоряжения от 24.08.2011 в„– 244 и 245 об утверждении актов о выборе спорных земельных участков.
Общество, ссылаясь на то, что все необходимые документы были представлены и соблюдена процедура, предшествующая предоставлению земельного участка под строительство, однако в установленные сроки решение о предоставлении земельного участка под строительство не принято, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив доводы Комитета по строительству, изложенные в письме от 11.08.2014, отказали в удовлетворении заявленных требований, указав на правомерность возврата документов Обществу. Кроме того, суды пришли к выводу о невозникновении у Правительства обязанности по принятию решения о предоставлении Обществу земельных участков, поскольку распоряжением Комитета от 12.08.2014 признаны утратившими силу распоряжения об утверждении актов об их выборе.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляются выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Как было установлено судами и подтверждается представленными в материалы дела документами, доступ к спорным земельным участкам, находящимся в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта - реки Красненькой, не обеспечен и возможен только по необустроенному транспортному проезду, который также расположен в водоохранной зоне.
Водоохранными зонами в силу части 1 статьи 65 ВК РФ являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 ВК РФ).
В силу пункта 4 части 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается, в том числе, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В границах водоохранных зон согласно части 16 статьи 65 ВК РФ допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Таким образом, факт нахождения земельных участков в водоохранной зоне не препятствует их предоставлению для строительства.В то же время, как установлено судами и следует из писем Комитета по развитию транспортной инфраструктуры от 02.04.2014 и 29.07.2014, данные объекты фактически не связаны с существующей дорожно-транспортной сетью и не обеспечены объектами дорожно-транспортной инфраструктуры; постановлением Правительства от 27.03.2012 в„– 272 движение грузовых транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 8 т, по улицам Маршала Казакова и Доблести прекращено до 01.06.2018; адресной инвестиционной программой на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 27.11.2013 в„– 654-102, а также Целевой программой "Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства от 22.11.2011 в„– 1063, мероприятия по строительству продолжения ул. Доблести и ул. Морской пехоты не предусмотрены.
Следовательно, исходя из существующего состояния транспортной инфраструктуры, местоположения участков доступ к ним с использованием объектов дорожно-транспортной инфраструктуры не обеспечен и фактически будет осуществляться в границах водоохранной зоны. При таком положении установленные Водным кодексом Российской Федерации ограничения делают невозможным на данный момент предоставление под строительство многоэтажного гаража (паркинга легковых и грузовых автомобилей) из-за отсутствия дорог, имеющих твердое покрытие, а также временно установленного запрета на движение грузовых транспортных средств по названным улицам, образующим перекресток в районе спорных участков.
Указанные обстоятельства препятствуют предоставлению Обществу земельных участков для строительства, поэтому оспариваемое бездействие не нарушает прав и законных интересов Общества.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.03.2015 по делу в„– А56-68063/2014, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2015, Обществу отказано в признании незаконным Распоряжения в„– 202.
С учетом приведенных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив нормы материального права, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 по делу в„– А56-51145/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИК-СТРОЙ" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
Т.И.САПОТКИНА
Г.М.РУДНИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------