Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.08.2016 по делу N А56-61052/2015
Требование: О взыскании разницы в тарифах на тепловую энергию.
Обстоятельства: Предприятие поставляло в жилой дом тепловую энергию, а ТСЖ рассчитывалось за поставленный ресурс исходя из тарифа, установленного для населения. Разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом предприятию не возмещена.
Решение: Требование удовлетворено за счет субъекта РФ в лице жилищного комитета, поскольку разница в тарифах на тепловую энергию компенсируется из бюджета субъекта РФ в виде субсидии, однако не представлены доказательства выплаты товариществу или предприятию субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу в„– А56-61052/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Матлиной Е.О. и Михайловской Е.А., при участии от Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга Прошина А.Н. (доверенность от 09.11.2015), рассмотрев 17.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2016 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 (судьи Фуркало О.В., Мельникова Н.А., Савина Е.В.) по делу в„– А56-61052/2015,

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. "А", ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Авиаконструкторов 31-1", место нахождения: 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 31, к. 1, ОГРН 1127847313109, ИНН 7814539041 (далее - Товарищество), о взыскании 2 115 807 руб. 61 коп. задолженности по оплате тепловой энергии по тарифу для населения за период с января по июль 2015 года, и к Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199; далее - Комитет), о взыскании 1 600 552 руб. 98 коп. разницы в тарифах за период с сентября 2012 года по март 2013 года (с учетом уточненных требований).
В дальнейшем Предприятие заявило об уплате задолженности Товариществом и настаивало лишь на удовлетворении требований к Комитету.
Решением суда от 19.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2016, иск Предприятия к Комитету удовлетворен; в удовлетворении иска к Товариществу отказано. С Комитета в доход федерального бюджета взыскано 9005 руб. государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Комитету. Податель жалобы указывает, что истец не совершил действий, необходимых для получения из бюджета субсидий. Следовательно, Комитет не имеет оснований для выплаты межтарифной разницы. Кроме того, податель жалобы указывает, что не должен платить в федеральный бюджет государственную пошлину.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (энергоснабжающей организацией) и Товариществом (абонентом) заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.09.2012 в„– 13029.037.1, по условиям которого Предприятие обязалось подавать Товариществу тепловую энергию через присоединенную сеть, а Товарищество - своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию, поставленную в жилой дом 31, корп. 1, лит. "А" по пр. Авиаконструкторов в Санкт-Петербурге.
Предприятие поставляло в жилой дом Товарищества тепловую энергию, а Товарищество рассчитывалось за поставленный ресурс исходя из тарифа, установленного для населения.
В период с сентября 2012 по март 2013 года разница между тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом составила 1 600 552 руб. 98 коп. Поскольку из бюджета эту разницу Предприятие не получило, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования Предприятия к Комитету, согласившись с их обоснованностью по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
С 01.09.2012 вступили в действие Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
В силу пункта 38 Правил в„– 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В период с 01.09.2012 по 31.12.2012 распоряжением Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет по тарифам) от 20.12.2011 в„– 510-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2012 год" установлен тариф в размере 1339,84 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2011 в„– 497-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2012 год" в период с 01.09.2012 по 31.12.2012 установлен тариф в размере 1175 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета по тарифам от 20.12.2012 в„– 576-р "Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1339,84 руб. /Гкал (без учета НДС).
Распоряжением Комитета от 20.12.2012 в„– 589-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга на 2013 год" в период с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен тариф в размере 1175 руб. /Гкал (без учета НДС).
Разница между тарифом для Предприятия и тарифом для населения компенсируется из бюджета Санкт-Петербурга в виде субсидии на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию.
Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских в 2012 и 2013 годах регламентирован постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 в„– 95 на 2012 год и от 22.03.2013 в„– 179 на 2013 год.
Получателями субсидий являются товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищные кооперативы (далее - ЖК), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), специализированные потребительские кооперативы (далее - СК), управляющие организации (далее - УО), заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями на теплоснабжение многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских либо с абонентами ресурсоснабжающих организаций, заключившими договоры на передачу тепловой энергии в многоквартирные (жилые) дома и творческие мастерские.
Средства субсидий перечисляются в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство") на основании заключаемого с ним договора в соответствии с представленными отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" перечисляет полученные средства получателям субсидий на основании заключаемых с ними договоров о предоставлении субсидий. Указанные договоры должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций), государственных учреждений.
Данных о выплате Товариществу или Предприятию субсидий в период с сентября 2012 по март 2013 года материалы дела не содержат.
В то же время, исходя из установленных в спорный период тарифов, следует признать, что межтарифная разница объективно существует и из расчета истца усматривается ее размер.
В связи с этим, удовлетворяя требования Предприятия к Комитету, суды правомерно руководствовались статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и учли правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2014 в„– 1445/14, согласно которой финансовые потери, связанные с применением мер государственного регулирования, публично-правовое образование должно компенсировать ресурсоснабжающим организациям, поскольку именно в отношении их деятельности осуществляется государственное регулирование цен. Так же суды приняли во внимание разъяснения высших судебных инстанций по данному вопросу, отраженные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 в„– 2-П и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 в„– 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Выводы судов в этой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В связи с этим суд первой инстанции необоснованно взыскал с Комитета в доход федерального бюджета 9005 руб. государственной пошлины.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела всесторонне и полно установлены судами первой и апелляционной инстанций, однако ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в части взыскания с Комитета государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2016 по делу в„– А56-61052/2015 в части взыскания с Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга в доход федерального бюджета 9005 руб. государственной пошлины по иску отменить.
В остальной части решение от 19.01.2016 и постановление от 10.05.2016 по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА

Судьи
Е.О.МАТЛИНА
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ


------------------------------------------------------------------