Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.08.2016 N Ф07-5593/2016 по делу N А13-13240/2013
Требование: О взыскании платы за использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах.
Обстоятельства: Прибывшие в адрес грузополучателя на станцию назначения вагоны были "брошены" перевозчиком на предшествующих станциях из-за несвоевременной уборки вагонов с выставочных путей грузополучателем. Начисленная плата не была внесена в добровольном порядке.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку размер и расчет платы правомерны, оснований для освобождения от внесения платы не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2016 г. по делу в„– А13-13240/2013

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Боголюбовой Е.В. и Дмитриева В.В., рассмотрев 17.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2016 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу в„– А13-13240/2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к публичному акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - ПАО "Северсталь"), о взыскании 4 087 414 руб. 78 коп. платы за использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Иск принят судом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 21.04.2015 производство по делу приостановлено.
Определением суда от 16.11.2015 производство по делу возобновлено.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2016, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ПАО "Северсталь" просит отменить принятые судебные акты в части удовлетворения требований в размере 3 857 656 руб. 98 коп., в указанной части дело направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не дали оценки его доводу о том, что по всем накопительным ведомостям имелись основания для освобождения его от внесения платы в связи с наличием свободных путей на станциях назначения; с момента передачи перевозчику сообщения "на подъем" состава задержка состава на станции зависит, по мнению ответчика, только от перевозчика.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В Арбитражный суд Северо-Западного округа 07.07.2016 от ПАО "Северсталь" поступило ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено.
Истец и ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Северсталь" (владелец) заключили договор от 21.10.2011 в„– 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования последнего, примыкающего к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 5 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на железнодорожных путях общего пользования станции Череповец-2 в„– 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, составляет не более 62 условных вагонов, на путях в„– 7 и 8 - не более 72 условных вагонов.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, на железнодорожных путях общего пользования парка приема станции Кошта составляет не более 62 условных вагонов.
Согласно подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора в„– 4-28 (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) "владелец уплачивает перевозчику плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час. Расчет происходит из расчета 1 МРОТ равен 100 руб.
Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику".
В силу пункта 17.2 Договора владелец освобождается от "платы за пользование за оставленные на участках составы" в случаях: если пути станций Кошта и Череповец-2 заняты вагонами, прибывшими не в адрес владельца, кроме одного из путей с 9-го по 19-й и одного из путей - 7-го или 8-го; если пути станций Кошта и Череповец-2 свободны; если соблюдены установленные сроки доставки грузов; если вагоны подаются перевозчиком не в установленные Договором интервалы, а чаще; а также по иным основаниям, в том числе предусмотренным Федеральным законом от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Пунктом 17.3 Договора предусмотрено, что владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
В пункте 17.4 параграфа 17 Договора стороны установили, что поступившие акты общей формы на "брошенные" поезда в течение трех рабочих дней рассматриваются начальником станций Череповец-2 и Кошта, а со стороны ПАО "Северсталь" - начальником района станций Череповец-2, начальником железнодорожных районов Череповецкий и Западный, представителем управления транспортной логистики и таможенного оформления. Решения по указанным актам оформляются протоколом, который должен быть подписан владельцем в течение трех дней с момента получения протокола от перевозчика. При несогласии представитель владельца может отказаться подписывать представленный протокол, изложив особое мнение.
В соответствии с актами общей формы и накопительной ведомостью в период с ноября 2012 по январь 2013 года в адрес ПАО "Северсталь" на станцию назначения прибывали вагоны, которые были "брошены" перевозчиком на станциях, предшествующих станции Череповец-2, из-за несвоевременной уборки вагонов с выставочных путей грузополучателем (ПАО "Северсталь").
Накопительные ведомости подписаны владельцем с особым мнением - с указанием на то, что ОАО "РЖД" организовало превышение согласованного сторонами количества прибывающих в адрес владельца поездов с однородными грузами за единицу времени.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования ОАО "РЖД" в соответствии с подпунктом "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора начислило ПАО "Северсталь" плату в размере 3 725 189 руб. 20 коп. без учета НДС.
В связи с тем что ПАО "Северсталь" не уплатило указанную сумму в добровольном порядке, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Уставом.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В статье 39 Устава также предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платежей и порядок их расчета согласованы сторонами в параграфе 15 Договора, в том числе в отношении платы за пользование ПАО "Северсталь" инфраструктурой ОАО "РЖД".
Суды правомерно отклонили возражение ответчика о том, что имелись основания для его освобождения от внесения этой платы.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в период с ноября 2012 по январь 2013 года вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций, предшествующих станции назначения, в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от ОАО "Северсталь", - ввиду их неприема ответчиком.
Как предусмотрено пунктом 17.3 Договора, владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
Податель жалобы ссылается на то, что в момент "бросания" поезда на подходах к станции назначения на станции имелись свободные пути (в„– 7, 8, 9, 11, 13, 15, 16, 17, 18), или же эти пути были заняты транзитными поездами. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности действий ОАО "РЖД" по отставлению поездов на подходах к станции назначения и не могут освобождать ответчика от взятого на себя по Договору обязательства об оплате пользования инфраструктурой, поскольку пунктом 17.2 Договора наличие свободных путей предполагается (то есть 7-й или 8-й путь, а также один из путей с 9-го по 19-й должны быть свободны).
При таком положении судами первой и апелляционной инстанций правомерно взыскано 4 087 414 руб. 78 коп. платы за использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016 по делу в„– А13-13240/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи
Е.В.БОГОЛЮБОВА
В.В.ДМИТРИЕВ


------------------------------------------------------------------