Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2016 N Ф07-4659/2016 по делу N А56-80826/2015
Требование: О признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной региональным законодательством, за выполнение работ по устранению аварии без регистрации аварии на портале и без ордера уполномоченного органа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку аварийные работы проводились в выходные дни и ордер получен в ближайший рабочий день.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2016 г. по делу в„– А56-80826/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Александровой Е.Н. и Кудина А.Г., при участии от закрытого акционерного общества "РемСпецТех" Януковича И.Ю. (доверенность от 01.06.2016), от Государственной административно-технической инспекции Дегтяренко А.А. (доверенность от 30.12.2015 в„– 01-04-4925/15-0-0), рассмотрев 08.08.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "РемСпецТех" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А56-80826/2015 (судьи Лопато И.Б., Есипова О.И., Семенова А.Б.),

установил:

Закрытое акционерное общество "РемСпецТех" (место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Набережная Реки Мойки, дом 40, литера А, ОГРН 1097847247783, ИНН 7841412380; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323; далее - Инспекция) от 30.10.2015 в„– 4026 о привлечении заявителя к административной ответственности на основании пункта 1 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 в„– 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон в„– 273-70) в виде 320 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2016 (судья Радынов С.В.) заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции признано незаконным и отменено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 решение суда первой инстанции от 26.01.2016 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 19.04.2016 и оставить в силе решение от 26.01.2016, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение судом раздела 15 Правил производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Инспекции от 22.01.2008 в„– 4 (далее - Правила), в котором определен порядок производства аварийных работ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что 05.09.2015 и 07.09.2015 должностным лицом Инспекции без участия представителя Общества в присутствии двух понятых проведены осмотры территории по адресу: Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 15-17, в результате которых установлен факт производства работ по замене двух линейных задвижек на сетях водоснабжения без оформления ордера на производство плановых работ (протоколы осмотра территории от 05.09.2015 и 07.09.2015).
Следующий осмотр указанной территории осуществлен Инспекцией 10.09.2015 в присутствии представителя Общества и двух понятых. При этом установлено, что работы по замене двух линейных задвижек на сетях водоснабжения выполнены, асфальтобетонное покрытие восстановлено.
10.09.2015 уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении в„– 38372 применительно к пункта 1 статьи 14 Закона в„– 273-70.
Постановлением от 30.10.2015 в„– 4026 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в„– 38372 от 10.09.2015 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Закона в„– 273-70, и ему назначено наказание в виде 320 000 руб. штрафа. Административный орган в названном постановлении установил, что "производство работ, выполняемых Обществом 05.09.2015 для устранении аварии, произведено без регистрации аварии на портале и без ордера Инспекции".
Общество оспорило постановление Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, сделав вывод, что действия заявителя не образуют состав вмененного административного правонарушения.Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в пункте 1 статьи 14.1 Закона в„– 273-70.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона в„– 273-70 производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, без ордера, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок производства аварийных работ установлен в разделе 15 Правил, согласно которому владельцы инженерных коммуникаций при получении сигнала об аварии обязаны немедленно направить аварийную бригаду, которая под руководством ответственного лица должна приступить к ликвидации аварии, обеспечивая безопасность дорожного движения и сохранность расположенных рядом инженерных коммуникаций и других объектов (пункт 15.1).
Одновременно с отправкой аварийной бригады владелец инженерных коммуникаций обязан отправить владельцам инженерных коммуникаций и других объектов, находящихся в зоне аварии, сообщение о характере и месте аварии и дополнительно при авариях в границах красных линий улиц - в территориальное подразделение УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в территориальное управление Федеральной службы охраны РФ, ГУ ДОДД, КБ, Комитет по транспорту (при производстве аварийных работ на маршрутах следования наземного городского пассажирского транспорта) и организацию, осуществляющую содержание и техническую эксплуатацию объекта в зоне зеленых насаждений, трамвайных и других рельсовых путей, - их владельцам; зарегистрировать факт аварии на Портале "Наш Санкт-Петербург" и получить в Инспекции ордер на производство аварийных работ (пункт 15.2 Правил).
Владельцы инженерных коммуникаций и других объектов, находящихся в зоне аварийных работ, обязаны вне зависимости от времени суток обеспечить прибытие к месту аварии в течение часа с момента получения сообщения об аварии своего представителя, который должен указать расположение своих коммуникаций или подземных частей объектов и для обеспечения их сохранности проконтролировать порядок производства аварийных работ (пункт 15.4 Правил).
Согласно пункту 15.5 Правил на месте работ по ликвидации аварии постоянно должен находиться ответственный представитель организации, выполняющей аварийные работы, имеющий при себе служебное удостоверение и ордер Инспекции. В вечернее и ночное время, в выходные и праздничные дни разрешается выполнять аварийные работы с последующим (в ближайший рабочий день) оформлением ордера в Инспекции.
При этом ордер на производство аварийных работ выдается на срок до 5 суток, включая время на восстановление нарушенного благоустройства (пункт 15.6 Правил).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество (подрядчик) заключило с государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (заказчик) договор от 12.01.2015 в„– 09/15Д, согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить аварийно-ремонтные работы на водопроводных сетях с восстановлением нарушенного благоустройства по заявкам заказчика. Из акта заказчика от 05.09.2015 следует, что по адресу Санкт-Петербург, улица Савушкина, дом 15-17 "обнаружено вытекание, связанное с аварией на сетях водоснабжения", что послужило основанием для выполнения Обществом 05.09.2015 (суббота, выходной день) аварийных работ по замене двух линейных задвижек на сетях водоснабжения по названному адресу.
Во исполнение пунктов 15.5 и 15.6 Правил в ближайший рабочий день (07.09.2015, понедельник) Общество оформило в Инспекции ордера на производство аварийных работ от 07.09.2015 в„– У-23040 и У-23042, согласно которым разрешено производство работ по устранению аварии на объекте (водопровод), срок действия названных ордеров по 10.09.2015. При этом к окончанию действия указанных ордеров аварийные работы завершены и восстановлено благоустройство (протокол осмотра от 10.09.2015).
Исходя из вышеназванных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, поскольку при проведении заявителем аварийных работ в выходные дни требования пунктов 15.5 и 15.6 Правил не нарушены, ордера на производство аварийных работ получены в ближайший рабочий день.
При этом соблюдение иных, установленных в разделе 15 Правил требований к порядку производства аварийных работ, является обязательным, однако несоблюдение этих требований не образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена в пункте 1 статьи 14 Закона в„– 273-70.
На основании изложенного кассационная инстанция, проверяя законность принятых по делу судебных актов, с учетом полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по делу в„– А56-80826/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.01.2016 по делу в„– А56-80826/2015 оставить в силе.

Председательствующий
И.С.ЛЮБЧЕНКО

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------