Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.2016 N Ф07-5587/2016 по делу N А26-126/2015
Требование: О взыскании убытков, причиненных в результате неправомерных действий государственных органов.
Обстоятельства: Общество полагает, что вследствие оказания по заниженным тарифам услуг по водоотведению на территории городского поселения недополучило доходы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество не представило в уполномоченный орган необходимые документы для установления тарифов на услуги водоотведения, в связи с чем ему был утвержден тариф в действующем размере ; возникновение убытков и их размер не доказаны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу в„– А26-126/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Виссон" Клюкина А.Б. (доверенность от 18.03.2013), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 14.09.2015 в„– 16.2-12), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виссон" в лице конкурсного управляющего Скачкова Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.09.2015 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Семиглазов В.А., Мельникова Н.А., Фуркало О.В.) по делу в„– А26-126/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Виссон" (место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Октябрьская, д. 5, ОГРН 1091038000415, ИНН 1016042752; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Республике Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия (место нахождения: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590; далее - Министерство финансов) о взыскании 12 499 178 руб. 84 коп. убытков.
В обоснование своих требований Общество, сославшись на положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), указало, что в связи с уменьшением по независящим от него причинам объема принятых им сточных вод в 2011 и 2012 годах по сравнению с объемом, принятым для расчета тарифов на 2011, 2012, 2013 годы, и отказом Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет по ценам и тарифам) досрочно пересмотреть установленные тарифы на услуги по водоотведению и произвести необходимую корректировку и компенсацию, ему причинен ущерб в виде недополученных доходов.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Комитет по ценам и тарифам (место нахождения: 185030, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Маршала Мерецкова, д. 8-А, ОГРН 1021000541781, ИНН 1001034050), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Суоярвский водоканал" (место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Тикиляйнена, д. 9А, ОГРН 1111040000554, ИНН 1016043160) и открытое акционерное общество "Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия" (место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 10, ОГРН 1061038023551, ИНН 1016030179; в настоящее время - публичное акционерное общество "Единый расчетный центр Республики Карелия").
Решением от 17.09.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2016 решение от 17.09.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм права, просит отменить решение от 17.09.2015 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2016. Податель жалобы указывает на то, что суд необоснованно не учел обстоятельства, связанные с применением пункта 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 в„– 406 (далее - Основы ценообразования в„– 406), обязывающих учитывать недополученные доходы прошлых периодов регулирования в соответствии с методическими указаниями для регулируемой деятельности в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором неполученные доходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов и Комитет по ценам и тарифам просили оставить решение от 17.09.2015 и постановление апелляционной инстанции от 04.04.2016 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства финансов - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, хозяйственная деятельность Общества в части оказания услуг по водоотведению относится к категории регулируемой.
Полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса в силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 в„– 232-П, наделен Государственный комитет по ценам и тарифам. Тарифы на оказание соответствующих услуг Обществу установлены постановлениями от 17.12.2010 в„– 270; от 17.11.2011 в„– 240; от 30.11.2012 в„– 243.
Общество, полагая, что в результате оказания по заниженным тарифам услуг по водоотведению на территории Суоярвского городского поселения в 2011 - 2012 годах недополучило доходы на сумму 12 499 178 руб. 84 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, исходя из смысла приведенных норм, убытки подлежат возмещению при наличии незаконных действий (бездействия) лиц в сфере управления, в том числе их незаконных актов, доказанности размера убытков и причинно-следственной связи между убытками и незаконными действиями упомянутых лиц или принятыми ими правовыми актами.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 30.12.2004 в„– 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон в„– 210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 в„– 520 (далее - Правила в„– 520), орган регулирования осуществляет анализ финансовых потребностей для реализации производственной программы и проверку правильности расчета предлагаемых тарифов, порядок установления которых определен данными правилами и статьей 9 Закона в„– 210-ФЗ.
Согласно пункту 3 Правил в„– 520 организация для установления тарифов на следующий регулируемый период обязана до 1 мая текущего года представить в орган регулирования заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственную программу; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерскую и налоговую отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Поскольку, как установлено судом, необходимые документы для установления тарифов на услуги водоотведения за 2012 год Общество не представило, Комитет по ценам и тарифам в целях недопущения бестарифного оказания услуг постановлением от 17.11.2011 в„– 240 утвердил для Общества тариф на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 на уровне, установленном на предыдущий период. Требуемых для установления тарифов водоотведения на 2013 год документов Общество также не представило, в связи с чем постановлением от 30.11.2012 в„– 243 ему утвержден тариф на период с 01.01.2013 по 31.12.2013 в действующем размере.
В период осуществления Обществом регулируемого вида деятельности в соответствии с пунктом 53 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 в„– 47, недополученные доходы за предыдущий период учитывались при корректировке величины финансовых потребностей в процессе проведения экспертизы обосновывающих документов и предложений организации для установления тарифов на очередной период регулирования (материалов, подтверждающих фактические затраты организации за истекший период и обосновывающих планируемые расходы на следующий год). Поскольку Общество для утверждения тарифов на 2012 и 2013 годы в установленном порядке необходимых данных не представило, анализ недополученных доходов (корректировка величины финансовых потребностей) при принятии тарифных решений не мог быть осуществлен.
При таких обстоятельствах, ссылка Общества на положения Основ ценообразования в„– 406, предусматривающие возможность учета недополученных доходов прошлых периодов регулирования в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором неполученные доходы были подтверждены, при расчете размера недополученных доходов за период оказания услуг водоотведения в течение 2011 и 2012 годов правомерно отклонена судом апелляционной инстанции как несостоятельная. Названный документ утвержден 13.05.2013 и не может применяться в отношении деятельности организаций, прекративших оказание коммунальных услуг до вступления его в силу. На территории Суоярвского городского поселения с 01.02.2013 услуги водоотведения оказывало иное юридическое лицо (ООО "Петр Великий").
Сведения об обращении истца с заявлениями о признании недействующими постановлений Комитета по ценам и тарифам от 17.11.2011 в„– 240 и от 30.11.2012 в„– 243 об установлении Обществу тарифов на услуги водоотведения в материалы дела не представлены.
Постановление Комитета по ценам и тарифам от 17.12.2010 в„– 270 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.05.2013 признано соответствующим Закону в„– 210 и Правилам в„– 520.
Возложение на публично-правовое образование ответственности за понесенные компанией убытки без исследования вопроса о соответствии закону или иному правовому акту акта государственного органа этого публично-правового образования, утвердившего спорные тарифы, не соответствует условиям, при наличии которых допускается возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов по правилам статей 16 и 1069 ГК РФ.
Доказательства возникновения у истца убытков вследствие неправомерных действий государственных органов в деле отсутствуют.
При таком положении, считая правильным вывод суда об отказе Обществу в удовлетворении заявленных им исковых требований и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Доводов, опровергающих выводы суда, в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.09.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А26-126/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виссон" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Виссон" (место нахождения: 186870, Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Октябрьская, д. 5, ОГРН 1091038000415, ИНН 1016042752) в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА

Судьи
С.А.ЛОМАКИН
В.К.СЕРОВА


------------------------------------------------------------------