Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.08.2016 N Ф07-4995/2016, Ф07-5254/2016 по делу N А66-11111/2015
Требование: О взыскании с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства субъекта РФ убытков.
Обстоятельства: Субсидия на капитальный ремонт многоквартирных домов перечислена администрацией поселения. Министерство указало на невозможность софинансирования работ из средств бюджета субъекта РФ ввиду несвоевременного представления отчетной документации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку срок представления документации не является пресекательным, документы не могли быть представлены в 2012 году, поскольку работы были завершены позднее.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу в„– А66-11111/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С., при участии от Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области Кириллова Я.В. (доверенность от 28.03.2016), от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Громовой С.В. (доверенность от 24.12.2015), от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. (доверенность от 03.03.2016), от Министерства строительства Тверской области Ковалевой Е.В. (доверенность от 29.07.2016), рассмотрев 02.08.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.01.2016 (судья Кольцова Т.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу в„– А66-11111/2015,

установил:

Муниципальное образование "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области в лице Администрации муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" Калининского района Тверской области (место нахождения: Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево; ОГРН 1056900181381; ИНН 69240113242; далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании с Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (место нахождения: г. Тверь, бул. Радищева, д. 30; ОГРН 1026900557936; ИНН 6905043273; далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) за счет средств казны Тверской области 7 202 556 руб. 40 коп. убытков (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области (место нахождения: г. Тверь, ул. Советская, д. 23; ОГРН 1026900508557; ИНН 6901001459; далее - Министерство финансов), Министерство строительства Тверской области (место нахождения: г. Тверь, ул. Советская, д. 23; ОГРН 1076952005041; ИНН 6950053604), товарищество собственников жилья "52-55" (место нахождения: Тверская обл., Калининский р-н, с. Бурашево, д. 55; ОГРН 1086949000710; ИНН 6949003895; далее - ТСЖ) и общество с ограниченной ответственностью "Грейд-Сервис" (место нахождения: г. Тверь, пр. Победы, д. 3; ОГРН 1026900550500; ИНН 6905056280; далее - ООО "Грейд-Сервис").
Решением суда первой инстанции от 19.01.2016 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.04.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Министерство ТЭК и ЖКХ и Министерство финансов просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателей жалоб, ввиду пропуска Администрацией срока подачи документов и отсутствия в бюджете Тверской области соответствующих денежных средств отказ в предоставлении субсидии является правомерным.
В судебном заседании представители Министерства ТЭК и ЖКХ, Министерства финансов и Министерства строительства Тверской области просили жалобы удовлетворить, а представитель Администрации - отказать в их удовлетворении.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Администрацией и ТСЖ в целях реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" заключено соглашение от 13.12.2012 в„– 1-ОБЛ о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в„– в„– 10, 52-55 по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, Бурашевское сельское поселение, с. Бурашево.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения сумма расходов на проведение капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании сметы расходов на проведение капитального ремонта, утвержденной получателем субсидии и согласованной в установленном законодательством порядке, и составляющей 15 843 339 руб., из которых 10% (1 584 336 руб.) составляет размер финансирования получателем субсидии, 40% (6 337 335 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета муниципального образования, 50% (7 921 668 руб.) составляет размер субсидии, предоставляемой за счет средств бюджета Тверской области.
Согласно пункту 2.4 соглашения субсидия за счет средств бюджета Тверской области предоставляется получателю субсидии после проведения капитального ремонта многоквартирных домов и представления в Администрацию надлежащим образом оформленных акта выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а также копии выписки с отдельного банковского счета, подтверждающей перечисление денежных средств подрядной организации за выполненные работы по промежуточным актам.
Как определено пунктом 4.1.1 соглашения, после предоставления получателем субсидии документов, предусмотренных пунктом 2.4 соглашения, Администрация обязана в течение 5 рабочих дней направить в Министерство ТЭК и ЖКХ акт выполненных работ по форме КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и отчет о финансировании за счет средств местного бюджета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по установленной форме.
Срок выполнения капитального ремонта многоквартирных домов установлен до 01.12.2013 (пункт 2.5 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2013).
В целях выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, указанных в соглашении, ТСЖ заключило договор от 13.12.2012 с ООО "Грейд-Сервис".
Согласно акту государственной приемочной комиссии по приемке законченного капитальным ремонтом жилого здания в эксплуатацию от 30.10.2013 работы по капитальному ремонту многоквартирных домов закончены и приняты.
Субсидия в размере 6 337 335 руб., предоставляемая за счет средств бюджета муниципального образования, перечислена ТСЖ Администрацией платежными поручениями от 25.04.2013 в„– 220, от 29.05.2013 в„– 321, от 26.07.2013 в„– 503, от 23.07.2013 в„– 403.
Документы, предусмотренные пунктом 2.4 соглашения, 27.11.2013 переданы ТСЖ Администрации, которая 03.02.2014 направила в Министерство ТЭК и ЖКХ документы, предусмотренные пунктом 4.1.1 соглашения.
Министерство ТЭК и ЖКХ письмом от 17.03.2014 сообщило Администрации, что поскольку денежные средства в областном бюджете на софинансирование расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010-2012 годы были предусмотрены только на 2012 год, по итогам которого полный пакет документов Администрацией в адрес Министерства представлен не был, долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" не реализуется ввиду утраты силы утвердившего ее постановления Администрации Тверской области от 24.06.2010 в„– 310-па, а заявку на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2013 год в рамках действующей государственной программы Тверской области "Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области" на 2013 - 2018 годы Администрация не подала, профинансировать ремонтные работы из областного бюджета не представляется возможным.
ТСЖ, полагая, что указанные обстоятельства не освобождают Администрацию от исполнения ее обязательств по соглашению от 13.12.2012 в„– 1-ОБЛ, направило ей претензию от 25.04.2014, которой предложило выплатить задолженность за выполненные работы, составляющую сумму субсидии, определенную пунктом 2.1 соглашения.
В связи с отклонением Администрацией претензии ТСЖ обратилось в иском о взыскании с муниципального образования "Бурашевское сельское поселение" за счет его казны 7 202 556 руб. 40 коп. долга в соответствии с соглашением от 13.12.2012 в„– 1-ОБЛ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 03.03.2015 по делу в„– А66-6837/2014 иск в указанной части удовлетворен.
Администрация, сославшись на то, что в связи с отказом Министерства ТЭК и ЖКХ в финансировании расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов понесла убытки в размере, взысканном решением суда в пользу ТСЖ, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования исходя из того, что Министерство ТЭК и ЖКХ, как главный распорядитель бюджетных средств, было обязано перечислить средства на софинансирование расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" в соответствии с утвержденным распределением субсидий и порядком их предоставления.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).
Постановлением Администрации Тверской области от 24.06.2010 в„– 310-па утверждена долгосрочная целевая программа Тверской области "Развитие жилищно-коммунального и газового хозяйства Тверской области на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа), предусматривающая оказание помощи органам местного самоуправления Тверской области в проведении капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета Тверской области. В соответствии с Программой условия оказания помощи муниципальным образованиям и перечень муниципальных образований, которым планируется предоставление финансовой поддержки в рамках областных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, устанавливаются Правительством Тверской области.
В рамках реализации Программы постановлением от 01.11.2010 в„– 552-па Администрация Тверской области утвердила Порядок предоставления субсидии из областного фонда софинансирования расходов на реализацию расходных обязательств муниципальных образований Тверской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2010 - 2012 годы (далее - Порядок).
Согласно пунктам 3 и 4 Порядка главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых в виде субсидии муниципальным образованиям Тверской области, является Министерство ТЭК и ЖКХ, получателями субсидии являются муниципальные образования Тверской области.
В общий объем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов включаются средства областного фонда софинансирования расходов, бюджетов муниципальных образований Тверской области, а также средства собственников помещений многоквартирного дома (пункт 5 Порядка).
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области на капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется пропорционально объему фактического софинансирования капитального ремонта многоквартирного дома в муниципальном образовании Тверской области за счет средств бюджета муниципального образования Тверской области и внебюджетного источника с учетом фактически выполненных работ.
В силу пункта 10 Порядка предоставление субсидии муниципальным образованиям Тверской области осуществляется на капитальный ремонт домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, утвержденный постановлением Администрации Тверской области.
Как предусмотрено пунктом 11 Порядка, для осуществления финансирования из областного бюджета Тверской области муниципальные образования Тверской области представляют в Министерство ежемесячно до 5 числа текущего месяца отчет о финансировании за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов по форме согласно приложению, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма в„– КС-3), акты о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2).
В соответствии с пунктом 13 Порядка условия отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и порядок перечисления средств на эти цели определяются органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Тверской области от 06.11.2012 в„– 674-пп муниципальному образованию "Бурашевское сельское поселение" из областного бюджета предусмотрено предоставление субсидии на проведение капитального ремонта жилых домов в„– 10, 52-55 в селе Бурашево в размере 7 921 668 руб.
Постановлением Правительства Тверской области от 10.12.2012 в„– 752-пп с 01.01.2013 признано утратившим силу постановление Администрации Тверской области от 24.06.2010 в„– 310-па, реализация Программы прекращена.
В данном случае судами установлено, что по состоянию на 01.01.2013 работы по капитальному ремонту домов, включенных в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, не были завершены; по окончании всех работ по капитальному ремонту Администрацией 03.02.2014 направлен в Министерство ТЭК и ЖКХ отчет о финансировании работ за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников, справки о стоимости выполненных работ, акты об их приемке; Министерство ТЭК и ЖКХ указало на невозможность софинансирования работ из средств областного бюджета ввиду несвоевременного представления отчетной документации, прекращения действия Программы, отсутствия заявки Администрации на участие в мероприятиях по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году в рамках соответствующей государственной программы Тверской области.
Исходя из того, что срок представления указанной документации не является пресекательным, а также приняв во внимание то обстоятельство, что документы для получения субсидии не могли быть представлены в 2012 году, поскольку в соответствии с актами о приемке выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов работы были завершены в октябре 2013 года, суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклонили доводы Министерства ТЭК и ЖКХ и Министерства финансов о неправомерности исковых требований муниципального образования "Бурашевское сельское поселение".
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды удовлетворили исковые требования в полном объеме.
При этом апелляционным судом отмечено, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. В равной степени не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Министерства ТЭК и ЖКХ и Министерства финансов, изложенные в кассационных жалобах, были рассмотрены судами и мотивированно отклонены, получив надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2016 по делу в„– А66-11111/2015 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО


------------------------------------------------------------------