Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.08.2016 N Ф07-5446/2016 по делу N А13-5589/2014
Требование: О взыскании платы за использование инфраструктуры железнодорожными вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах.
Обстоятельства: Перевозчик ссылается на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано, что в спорный период владелец пути регулярно нарушал сроки уборки железнодорожных составов с путей общего пользования станции назначения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Вологодской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу в„– А13-5589/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.07.2016.
Полный текст постановления изготовлен 01.08.2016.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Константинова П.Ю. и Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гуляевой О.Н. (доверенность от 13.08.2015), рассмотрев 26.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2016 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В. и Зайцева А.Я.) по делу в„– А13-5589/2014,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к публичному акционерному обществу "Северсталь", место нахождения: 162608, Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30, ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597 (далее - ПАО "Северсталь"), и с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просило взыскать 930 555 руб. 47 коп. платы за использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Решением от 03.02.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ПАО "Северсталь", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части удовлетворения требований в размере 451 997 руб. 82 коп., в указанной части дело направить на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды двух инстанций не дали оценки его доводу о том, что по всем накопительным ведомостям (кроме ведомости в„– 161068) имелись основания для освобождения его от внесения платы в связи с наличием свободных путей на станциях назначения; с момента передачи перевозчику сообщения "на подъем" состава задержка состава на станции зависит, по мнению ответчика, только от перевозчика.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы.
ПАО "Северсталь" надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в суд не направило, ходатайствуя о проведении судебного заседания в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ПАО "Северсталь" (владелец) заключили договор от 21.10.2011 в„– 4-28 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования последнего, примыкающего к железнодорожным путям станций Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 5 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу на железнодорожных путях общего пользования станции Череповец-2 в„– 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, составляет не более 62 условных вагонов, на путях в„– 7 и 8 - не более 72 условных вагонов.
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, на железнодорожных путях общего пользования парка приема станции Кошта составляет не более 62 условных вагонов.
Согласно подпункту "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора в„– 4-28 (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) "владелец уплачивает перевозчику плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время ожидания на станции назначения подачи или приема и за время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика, в размере 0,1 МРОТ за каждый вагон за один час. Расчет происходит из расчета 1 МРОТ равен 100 руб.
Основанием для начисления платы является невыполнение владельцем одного из следующих условий:
- невозможность подачи перевозчиком вагонов по причинам, зависящим от владельца;
- отказ владельца в приеме вагонов, в том числе порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику".
В силу пункта 17.2 Договора владелец освобождается от "платы за пользование за оставленные на участках составы" в случаях: если пути станций Кошта и Череповец-2 заняты вагонами, прибывшими не в адрес владельца, кроме одного из путей с 9-го по 19-й и одного из путей - 7-го или 8-го; если пути станций Кошта и Череповец-2 свободны; если соблюдены установленные сроки доставки грузов; если вагоны подаются перевозчиком не в установленные Договором интервалы, а чаще; а также по иным основаниям, в том числе предусмотренным Федеральным законом от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Пунктом 17.3 Договора предусмотрено, что владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
В пункте 17.4 параграфа 17 Договора стороны установили, что поступившие акты общей формы на "брошенные" поезда в течение трех рабочих дней рассматриваются начальником станций Череповец-2 и Кошта, а со стороны ПАО "Северсталь" - начальником района станций Череповец-2, начальником железнодорожных районов Череповецкий и Западный, представителем управления транспортной логистики и таможенного оформления. Решения по указанным актам оформляются протоколом, который должен быть подписан владельцем в течение трех дней с момента получения протокола от перевозчика. При несогласии представитель владельца может отказаться подписывать представленный протокол, изложив особое мнение.
В соответствии с актами общей формы и накопительной ведомостью в июле - августе 2013 года в адрес ПАО "Северсталь" на станции назначения прибывали вагоны, которые были "брошены" перевозчиком на станциях, предшествующих станции Череповец-2, из-за несвоевременной уборки вагонов с выставочных путей грузополучателем (ПАО "Северсталь").
Накопительные ведомости подписаны владельцем с особым мнением - с указанием на то, что ОАО "РЖД" организовало превышение согласованного сторонами количества прибывающих в адрес владельца поездов с однородными грузами за единицу времени.
За время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов в "брошенных" поездах на путях общего пользования ОАО "РЖД" в соответствии с подпунктом "б" пункта 15.1 параграфа 15 Договора начислило ПАО "Северсталь" плату в размере 930 555 руб. 47 коп.
В связи с тем что ПАО "Северсталь" не уплатило указанную сумму, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, правомерно руководствуясь следующим.
В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Основные условия и порядок взаимодействия грузоотправителей, грузополучателей, владельцев путей необщего пользования и перевозчика определены Уставом.
Согласно статье 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В статье 39 Устава также предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Размер платежей и порядок их расчета согласованы сторонами в параграфе 15 Договора, в том числе в отношении платы за пользование ПАО "Северсталь" инфраструктурой ОАО "РЖД".
Суды правомерно отклонили возражение ответчика о том, что имелись основания для его освобождения от внесения этой платы.
Имеющимися в деле актами общей формы и накопительными ведомостями формы ФДУ-92 подтверждаются факты задержки в июле - августе 2013 года вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях станций, предшествующих станции назначения, в "брошенных" поездах по причинам, зависящим от ОАО "Северсталь", - ввиду их неприема ответчиком.
Как предусмотрено пунктом 17.3 Договора, владелец не освобождается от ответственности за "брошенные" на участках составы в случае занятости путей общего пользования станций Череповец-2 и Кошта из-за несвоевременной уборки готовых составов в течение двух часов с момента наступления интервалов сдачи на пути необщего пользования владельца.
Податель жалобы ссылается на то, что в момент "бросания" поезда на подходах к станции назначения на станции имелись свободные пути (в„– 7 и 8 или 7, 16 и 18), или же эти пути были заняты вагонами, следующими не в адрес владельца. Однако данные обстоятельства не свидетельствуют о неправомерности действий ОАО "РЖД" по отставлению поездов на подходах к станции назначения и не могут освобождать ответчика от взятого на себя по Договору обязательства об оплате пользования инфраструктурой, поскольку пунктом 17.2 Договора наличие свободных путей предполагается (то есть 7-й или 8-й путь, а также один из путей с 9-го по 19-й должны быть свободны). Кроме того, материалами дела подтверждается, что на станции назначения уже находились несколько поездов в сверхнормативном ожидании выгрузки, а также, что в момент "бросания" каждого поезда на станцию назначения должно было прибыть до пяти поездов.
То, что в означенный период времени ПАО "Северсталь" регулярно нарушало сроки уборки составов с путей общего пользования станции назначения подтверждается в том числе и вступившими в законную силу судебными актами по делам в„– А13-13243/2013, А13-3063/2014, А13-13686/2013.
При таком положении судами первой и апелляционной инстанций правомерно взыскано 930 555 руб. 47 коп. платы за использование инфраструктуры вагонами, не принадлежащими перевозчику, во время задержки в пути следования в "брошенных" поездах по причинам, не зависящим от перевозчика.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А13-5589/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Северсталь" - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.В.БОГОЛЮБОВА

Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------