Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2016 N Ф07-9990/2016 по делу N А56-80856/2015
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Ответчик не оплатил тепловую энергию, поставленную в жилые дома.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик как правообладатель спорных объектов является лицом, обязанным осуществлять связанные с их содержанием действия, в том числе и по обеспечению коммунальными ресурсами; сведения о том, что многоквартирные дома заселены жильцами, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А56-80856/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Пастуховой М.В., Старченковой В.В., при участии от Комитета по строительству Санкт-Петербурга Трофимова А.А. (доверенность от 14.06.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис в„– 1 Колпинского района" Тарасовой О.Д. (доверенность от 23.05.2016), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" Заледеева А.В. (доверенность от 01.11.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по строительству Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2016 (судья Бобарыкина О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу в„– А56-80856/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис в„– 1 Колпинского района" (место нахождения: Санкт-Петербург, Колпино, пр. Ленина, д. 70/18, ОГРН 1089847245630, ИНН 7817313973; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по строительству Санкт-Петербурга (место нахождения: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342; далее - Комитет) о взыскании 2 942 979 руб. 44 коп. неосновательного обогащения в виде расходов по оплате тепловой энергии за январь 2013 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет финансов Санкт-Петербурга (место нахождения: Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, д. 16, ОГРН 1027810256352, ИНН 7830002430; администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга (место нахождения: Санкт-Петербург, Пушкин, бульвар Октябрьский, д. 24, ОГРН 1027809009755, ИНН 7820033454; Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Пушкинского района Санкт-Петербурга" (место нахождения: Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Средняя, д. 8, ОГРН 1047830016740, ИНН 7820041783; далее - Жилищное агентство).
Решением от 18.04.2016 иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.08.2016 решение от 18.04.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 18.04.2016 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение от 18.04.2016 и постановление апелляционной инстанции от 03.08.2016 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее. Представитель Жилищного агентства просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, полагая ее необоснованной.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в пос. Шушары по Колпинскому шоссе на участке 22, квартал VIII района "Славянка" возведено 27 корпусов жилых домов, общей площадью 140 тыс. кв. м, являющихся государственным жилищным фондом. В письме в„– 09-4299/12-0-1, поступившим в адрес Общества и Администрации Пушкинского района 13.08.2012, Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга обратился с просьбой об осуществлении эксплуатации названных многоквартирных домов до подведения итогов открытого конкурса на право заключения договоров на управление ими. Письмо направлено по ходатайству Комитета. Общество, начиная с 01.09.2012, фактически осуществляло обслуживание многоквартирных домов, в связи с чем заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ресурсоснабжающей организацией) договор теплоснабжения в горячей воде от 12.09.2013 в„– 0005-4-12/20.
Ссылаясь на наличие у Комитета перед ним 2 942 979 руб. 44 коп. долга по оплате переданной в январе 2013 года тепловой энергии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) до заключения договора между застройщиком и выбранной по конкурсу компанией управление домом может осуществляться застройщиком (при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами) или привлеченной застройщиком (при условии заключения договора не позднее пяти дней с момента получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома) управляющей организацией.
Обязанность собственника содержать принадлежащее ему имущество, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичная обязанность предусмотрена и положениями статьи 30 ЖК РФ.
Комитет является застройщиком спорных многоквартирных домов, в силу чего бремя их содержания до заключения в установленном порядке договора управления с управляющей организацией возлагается на него.
Поскольку работы по госконтракту подрядчиком выполнены и Комитетом приняты (соглашение от 05.04.2012), то именно Комитет как правообладатель объектов является лицом, обязанным осуществлять связанные с их содержанием действия, в том числе и по обеспечению коммунальными ресурсами. Сведения о том, что указанные многоквартирные дома заселены жильцами, в материалы дела не представлены.
В силу Закона Санкт-Петербурга от 02.11.2011 в„– 658-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" расходы на содержание объектов, завершенных строительством, до передачи на баланс эксплуатирующим организациям относились к расходам бюджета Санкт-Петербурга.
Таким образом, вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом исковых требований за счет Комитета кассационная инстанция считает правильным и соответствующим действующему законодательству. Общество, осуществляя в спорный период управление жилыми домами и исполняя договорные обязательства, связанные с обеспечением объектов коммунальными услугами по отоплению и теплоснабжению за счет собственных средств, понесло расходы по оплате поставленных коммунальных ресурсов, а на стороне ответчика вследствие этого возникло обязательство по возмещению расходов.
Доказательств осуществления деятельности по управлению домами иными организациями в дело не представлено.
Довод Комитета о том, что поскольку в период с 12.12.2012 по 27.02.2013 дома передавались Жилищному агентству, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, правомерно отклонен судом. Согласно материалам дела названные многоквартирные дома передавались Жилищному агентству исключительно для их технического обслуживания и ремонта.
Непринятие Комитетом мер, направленных на обеспечение сохранности объектов, которые он должен был совершить после выдачи разрешения на их ввод в эксплуатацию, не является основанием для возложения бремени несения указанных расходов на Общество и не освобождает Комитет от обязанности возвратить неосновательно сбереженные за счет Общества денежные средства.
При таком положении, считая правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом исковых требований в полном объеме и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 по делу в„– А56-80856/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по строительству Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.О.МАТЛИНА

Судьи
М.В.ПАСТУХОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------