Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2016 N Ф07-11234/2016 по делу N А56-13370/2016
Требование: О признании незаконным отказа управления Росреестра в государственной регистрации права собственности поселения на земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредставлением необходимых для регистрации документов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку не представлены документы, подтверждающие возникновение права собственности поселения на земельный участок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А56-13370/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М., при участии от местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области Васильевой Е.В. (доверенность от 04.10.2016), рассмотрев 30.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 (судьи Кашина Т.А., Барканова Я.В., Колосова Ж.В.) по делу в„– А56-13370/2016,

установил:

Местная администрация муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, место нахождения: 188505, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Аннино, Садовая ул., д. 10, ОГРН 1024702184253, ИНН 4720008040 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным выраженного в сообщении от 22.01.2016 в„– 47/021/042/2015-8052 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельный участок площадью 7910 кв. м с кадастровым номером 47:14:0502018:28, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "спортивно-досуговые комплексы, в том числе с размещением бассейна", расположенный по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Аннино, а также об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на указанный земельный участок.
Решением от 29.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как считает податель жалобы, право муниципальной собственности на спорный земельный участок возникло после передачи с 01.03.2015 органам местного самоуправления поселения полномочий по распоряжению земельными участками в соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 137-ФЗ), а представленное в Управление Росреестра решение органа местного самоуправления подтверждает факт принятия земельного участка в собственность муниципального образования, что является одним из способов распоряжения этим участком.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Управление Росреестра, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Совета депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 12.11.2015 в„– 48 "О безвозмездном приеме в собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение земельного участка" (далее - Решение в„– 48) в собственность данного муниципального образования принят земельный участок площадью 7910 кв. м с кадастровым номером 47:14:0502017:28, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "спортивно-досуговые комплексы, в том числе с размещением бассейна", расположенный по адресу: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, пос. Аннино.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 04.12.2015 о государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок, приложив к нему Решение в„– 48.
Управление Росреестра уведомлением от 23.12.2015 в„– 47/021/042/2015-8052 на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) приостановило государственную регистрацию на срок до 23.01.2016 по причине непредставления документов, подтверждающих возникновение права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение на спорный участок.
Сообщением от 22.01.2016 в„– 47/021/042/2015-8052 Управление Росреестра уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ.
Администрация, считая отказ Управления Росреестра незаконным, и указывая на то, что все необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок были представлены, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь пунктом 1 статьи 17, пунктом 1 статьи 18, абзацем десятым пункта 1 статьи 20, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона в„– 122-ФЗ, статьями 19, 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 3 статьи 3.3 Закона в„– 137-ФЗ, установили, что представленное Администрацией на государственную регистрацию Решение в„– 48 не является надлежащим документом, подтверждающим возникновение права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение на земельный участок, в связи с чем пришли к выводу о правомерности оспариваемого отказа Управления Росреестра и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственная регистрация прав производится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона в„– 122-ФЗ, в том числе на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, которые согласно законодательству Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.Согласно абзацу десятому пункта 1 статьи 29 Закона в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Основания возникновения прав на землю перечислены в статье 25 ЗК РФ.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом в„– 122-ФЗ (пункт 1 статьи 25 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в статью 3.3 Закона в„– 137-ФЗ.
Согласно данной правовой норме распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административным центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законом соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Из материалов дела следует и судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:14:0502018:28 относится к числу земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Из содержания Решения в„– 48 следует, что Аннинское сельское поселение распорядилось спорным земельным участком, входящим в состав неразграниченных земель, путем принятия его в муниципальную собственность.
Однако действующее законодательство не предусматривает принятие участка в муниципальную собственность в качестве способа распоряжения земельным участком, собственность на который не разграничена.
Администрация, принимая решение о приеме в муниципальную собственность сельского поселения спорного участка, исходила из того, что в связи с передачей с 01.03.2015 органам местного самоуправления поселений полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, фактически было произведено разграничение прав собственности, в частности к собственности муниципальных образований поселений были отнесены земельные участки, расположенные на территории этих поселений, при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки сельского поселения. По мнению Администрации, указанные обстоятельства в силу положений статьи 19 ЗК РФ являются основанием возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Вместе с тем, указанные доводы являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, делегированное органам местного самоуправления в порядке статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, оно не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования.
Так, пунктом 4 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, предусмотренный статьей 3.3 Закона 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, может быть изменен.
Суды обоснованно исходили из того, что нормами действующего законодательства не предусмотрено указанное Администрацией основание приобретения муниципальным образованием в муниципальную собственность земельных участков из состава земель с неразграниченной государственной собственностью.
Поскольку представленное заявителем в регистрирующий орган Решение в„– 48 не является документом, подтверждающим возникновение права собственности Аннинского сельского поселения на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0502018:28, а иных документов, свидетельствующих о наличии такого права, Администрацией представлено не было, то оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на данный участок у Управления Росреестра не имелось.
При этом в соответствии со статьей 30.1 Закона в„– 122-ФЗ, пунктом 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404, предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таком положении суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит статье 20 Закона в„– 122-ФЗ, является законным и не нарушает права и законные интересы Администрации, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2016 по делу в„– А56-13370/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Г.М.РУДНИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------