Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2016 N Ф07-9644/2016 по делу N А42-288/2016
Требование: О взыскании платы за простой судна в течение контрсталийного времени по договору морской перевозки.
Обстоятельства: Претензия об уплате сумм демереджа оставлена без удовлетворения. Встречное требование: Об обязании пароходства предоставить корректные первичные финансовые документы по демереджу теплохода.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку в договоре установлен порядок определения суммы демереджа конкретно для общества, нахождение на борту судна грузов другого фрахтователя не освобождает общество от выполнения своих обязательств по уплате демереджа и ответственности за их невыполнение; 2) В удовлетворении встречного требования отказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2016 г. по делу в„– А42-288/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" Таныгиной Е.С. (доверенность от 01.01.2016 в„– юр-7/22), от акционерного общества "Инфотек Балтика" Демьяненко С.А. (доверенность от 10.05.2016), Сологуб Л.О. (доверенность от 10.05.2016), рассмотрев 01.12.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Инфотек Балтика" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2016 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 (судьи Фуркало О.В., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу в„– А42-288/2016,

установил:

Открытое акционерное общество "Мурманское морское пароходство", место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Коминтерна, дом 15, ОГРН 1025100864150, ИНН 5190400250 (далее - Пароходство), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Инфотек Балтика", место нахождения: 198097, Санкт-Петербург, проспект Стачек, дом 48, корпус 2, офис 2105, ОГРН 1027810272050, ИНН 1901003859 (далее - Общество), о взыскании 5 436 585 руб. платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демереджа) по договору морской перевозки, 76 112 руб. 19 коп. неустойки и 132 894 руб. 30 коп. процентов, предусмотренных частью 1 статьи 317.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением от 28.03.2016 к производству принято встречное исковое заявление Общества об обязании Пароходства предоставить корректные первичные финансовые документы по демереджу теплохода "Северная Земля" по рейсу, выполненному в мае - июне 2015 года.
Определением от 29.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Ямал СПГ", место нахождения: 629700, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале, улица Худи Сэроко, дом 25, корпус А, ОГРН 1057746608754, ИНН 7709602713.
Пароходство отказалось от иска в части требования о взыскании 76 112 руб. 19 коп. неустойки и 132 894 руб. 30 коп. процентов.
Решением суда от 28.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2016, принят частичный отказ Пароходства от иска, производство по иску в части требований о взыскании договорной неустойки и законных процентов прекращено. В остальной части иск удовлетворен; с Общества в пользу Пароходства взыскано 5 436 585 руб. задолженности по уплате демереджа. В удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 28.04.2016 и постановление от 22.08.2016, в иске отказать.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды неверно рассчитали сумму подлежащего взысканию демереджа.
В отзыве на кассационную жалобу Пароходство возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Пароходства возражал против ее удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в мае - июне 2015 года Пароходство на основании договора от 31.03.2014 в„– 283 (далее - Договор) осуществляло перевозку теплоходом "Северная Земля" по маршруту порт Архангельск - порт Сабетта генеральных грузов Общества (фрахтователя).
Пунктом 7.1 Договора предусмотрено, что сталийное время, включая выходные и праздничные дни, в порту погрузки для генеральных грузов исчисляется по норме 1875 фрахтовых единиц в погожие сутки из 24 часов.
Согласно пункту 7.4 Договора в портах погрузки, таможенной очистки импортного груза и выгрузки отсчет сталийного времени начинается с 20:00 часов в день подачи нотиса о готовности судна к предстоящим операциям, если нотис подан до 12:00 часов (включительно), и с 08:00 часов следующих суток, если нотис подан после 12:00 часов. Если нотис о готовности подан ранее первой даты ЛЭЙ/КАНа (согласно разделу 4 Договора), отсчет сталийного времени начинается с 08:00 часов первой даты ЛЭЙ/КАНа.
Фактическое стояночное время учитывается в акте учета стояночного времени (таймшите); в процессе работы капитан судна согласовывает таймшит с представителем порта или фрахтователем либо с его уполномоченным лицом (пункт 7.5. Договора).
В пункте 12.1 Договора стороны определили, что размер платы, причитающейся Пароходству за простой судна сверх сталийного времени (демереджа), составляет 315 000 руб. за каждые сутки задержки или пропорционально за часть суток.
Согласно пункту 10.3 Договора фрахтователь самостоятельно заключает с федеральным государственным унитарным предприятием "Атомфлот" договор на оказание возмездных услуг, связанных с проводкой судна в акваториях Северного морского пути и порта Сабетта.
В соответствии с пунктом 7.6.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2015 в„– 1) суммарное время ожидания и остановок ледокольной проводки судна от кромки льда до причала выгрузки свыше 36 часов учитывается для расчета времени на демередже; отчет времени задержки в ожидании ледокольной проводки начинается с момента, указанного в соответствующем нотисе о задержке.
Возможные претензии по демереджу должны быть урегулированы после завершения рейса (окончания разгрузки судна); в случае начисления демереджа фрахтователь должен уплатить его единым платежом в течение 60 рабочих дней с даты получения от Пароходства оригиналов счета и расчета демереджа, а также копий подтверждающих документов, включая таймшиты, составленные в порту погрузки и пункте выгрузки, и нотисы о готовности (пункт 12.2. Договора).
При осуществлении спорного рейса судно трижды простаивало в течение контрсталийного времени.
В порту Архангельск капитан 14.05.2015 в 9:00 подал нотис о готовности судна к погрузке, фактически было погружено 12 078 фрахтовых единиц, то есть период сталийного времени составил 6 суток 10 час. 36 мин, и судно находилось на демередже с 21.05.2015 с 06:36. Погрузка началась 22.05.2015 в 20:50, то есть в период течения контрсталийного времени, и закончилась 27.05.2015 в 17:35. Судно вышло в море 30.05.2015 в 4:00; период простоя судна составил 7 суток 20 часов и 29 минут (в числовом значении - 7,8535).
Для уплаты демереджа в период погрузки Пароходство выставило счет от 16.09.2015 в„– 201592615 на 2 473 852 руб. 50 коп.
Судно 12.06.2015 с 03:40 в соответствии с нотисами капитана легло в дрейф в ожидании ледокольной проводки и возобновило движение 21.06.2015 в 12:00; общее время задержки судна в ожидании ледокольной проводки составило 9 суток 8 часов 20 минут, из которых судно находилось на демередже 7 суток 20 часов 20 минут (в числовом выражении 7,8472).
Для уплаты демереджа в ожидании ледокольной проводки Пароходство выставило счет от 16.09.2015 в„– 201592614 на 2 471 868 руб.
В порту Сабетта капитан 22.06.2015 в 9:00 подал нотис о готовности судна к разгрузке; период сталийного времени начался 22.06.2015 в 20:00. Выгрузка производилась с 14:20 24.06.2015 до 20:00 30.06.2015, сталийное время составило 6 суток 10 часов 36 минут, период простоя судна в течение контрсталийного времени начался 29.06.2015 с 06:36 и составил сутки 13 часов 24 минуты (или 1,5583 в числовом выражении).
Для уплаты демереджа в период разгрузки Пароходство выставило счет от 16.09.2015 в„– 201592613 на 490 864 руб. 50 коп.
Письмом от 02.10.2015 в„– ОФ/156 Пароходство направило Обществу указанные счета.
В претензии от 29.12.2015 в„– Юр-4/1016 Пароходство потребовало от Общества оплатить выставленные счета в пятидневный срок с момента получения претензии.
Поскольку Общество оставило названную претензию без удовлетворения, Пароходство обратилось в арбитражный суд с указанным иском.
Общество, посчитав, что Пароходство неверно рассчитало сумму демереджа (указанная сумма должна быть разделена между всеми фрахтователями пропорционально объему перевезенного груза), заявило встречный иск.
Суд первой инстанции, посчитав требования Пароходства обоснованными, а Общества - не обоснованными, удовлетворил первоначальный иск и отказал во встречном.
Суд апелляционной инстанции поддержал указанный вывод и оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами; условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Пунктом 1 статьи 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) предусмотрено, что по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Согласно статье 130 КТМ РФ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза.
В силу статьи 131 КТМ РФ по окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени.
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа (статья 132 КТМ РФ).
Договором предусмотрен размер демереджа, а также порядок расчета сталийного времени.
Общество не возражает против выполненного Пароходством расчета контрсталийного времени, однако не согласно с суммой демереджа.
По мнению Общества, поскольку помимо его грузов судно также перевозило грузы иных фрахтователей, (в частности грузы третьего лица), Общество должно уплатить демередж пропорционально своей доле в общем объеме груза.
Оценив указанный довод, суды правомерно отклонили его как необоснованный.
Как верно указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно статьям 131 и 132 КТМ РФ контрсталийное время и размер демереджа определяются соглашением перевозчика и каждого фрахтователя независимо от определения контрсталийного времени и размера демереджа, подлежащего уплате другими фрахтователями.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 в„– 81 "Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации", следует, что контрсталийное время устанавливается договором морской перевозки груза для конкретного фрахтователя и невыгрузка грузов другими грузополучателями в сроки, предусмотренные договорами морской перевозки груза, не освобождает фрахтователя от выполнения своих договорных обязательств и ответственности за их невыполнение, включая обязанность уплатить демередж.
Демередж по существу не является ни фрахтом (платой, вознаграждением) по договору морской перевозки, ни возмещением убытков, поскольку не зависит от действительного несения перевозчиком убытков и их размеров.
В соответствии с частью 3 статьи 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц).
Поскольку в Договоре установлен порядок определения суммы демереджа конкретно для Общества, нахождение на борту судна грузов другого фрахтователя не освобождает Общество от выполнения своих договорных обязательств, включая обязанность уплатить демередж, и ответственности за их невыполнение.
Суды правомерно указали, что согласно пункту 7.1 Договора количество фрахтовых единиц груза влияет только на исчисление сталийного времени, но не на расчет самого демереджа. При этом расчет Пароходством сталийного времени исходя из общего количества фрахтовых единиц, перевозимых на судне, а не от груза Общества фактически привел к увеличению сталийного времени, уменьшению контрсталийного времени и, как следствие, к уменьшению демереджа, предъявленного к уплате Пароходством Обществу.
Довод подателя кассационной жалобы об обратном не основан на нормах действующего законодательства.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили первоначальный иск и отказали во встречном.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2016 по делу в„– А42-288/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Инфотек Балтика" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.Г.ВЛАСОВА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Л.Л.НИКИТУШКИНА


------------------------------------------------------------------