Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2016 N Ф07-11119/2016 по делу N А21-7266/2015
Требование: Об изъятии земельных участков в собственность субъекта РФ путем выкупа для государственных нужд субъекта РФ в целях размещения объекта "Стадион чемпионата мира по футболу FIFA" и объектов инфраструктуры для его эксплуатации.
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что арендатор участков не подписал соглашение об изъятии участков, что препятствует проведению подготовки к чемпионату мира.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку все этапы процедуры изъятия земельных участков, предусмотренные действующим законодательством, уполномоченным органом выполнены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А21-7266/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В., при участии от агентства по имуществу Калининградской области Кукушкиной Е.А. (доверенность от 16.11.2015), от правительства Калининградской области Готовчика А.Л. (доверенность от 10.08.2016), от садоводческого некоммерческого товарищества "Остров" Зарицкого А.В. (доверенность от 11.11.2015), рассмотрев 30.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Остров" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2015 (судья Любимова С.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 (судьи Полубехина Н.С., Барканова Я.В., Кашина Т.А.) по делу в„– А21-7266/2015,

установил:

Агентство по имуществу Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Остров", место нахождения: 236006, Калининград, Октябрьская ул., д. 15, оф. 34, ОГРН 1033904503490, ИНН 3906186945 (далее - Товарищество), об изъятии в собственность Калининградской области путем выкупа за 34 824 000 руб. для государственных нужд Калининградской области в целях размещения объекта "Стадион чемпионата мира по футболу FIFA в городе Калининграде" и объектов инфраструктуры для его эксплуатации земельных участков площадью 43 730 кв. м, 6790 кв. м и 6935 кв. м с кадастровыми номерами 39:15:140505:31-39:15:140505:33 по адресу: Калининград, Песочная ул., Товарищество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665 (далее - Правительство).
Определением от 19.11.2015 в отдельное производство выделено требование истца об установлении в размере 34 824 000 руб. компенсации за изымаемые земельные участки. Делу присвоен в„– А21-9045/2015.
Решением от 20.11.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.08.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении требований.
Как указывает податель жалобы, суды не учли, что Товарищество не препятствовало формированию спорных земельных участков в целях их передачи в собственность Калининградской области и не уклонялось от подписания соглашения об их изъятии; отказ Товарищества подписывать такое соглашение обусловлен несоответствием указанной в нем суммы рыночной стоимости изымаемого имущества; суды не приняли во внимание, что с учетом положений пункта 23 статьи 30 Федерального закона от 07.06.2013 в„– 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон в„– 108-ФЗ) право на обращение в суд с иском о принудительном изъятии земельных участков не могло возникнуть у Агентства ранее 06.10.2015, поскольку проект соглашения в нарушение требований части 20 той же статьи направлен заявителю 17.06.2015 и получен им 06.07.2015; Агентство не уведомило Товарищество в установленный в пункте 14 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ срок о принятии им решения об изъятии земельных участков; суд первой инстанции необоснованно выделил в отдельное производство требование Агентства об определении денежной компенсации за изымаемые участки, в результате чего возникла ситуация, при которой данные участки у Товарищества изъяты, находившиеся на них хозяйственные постройки, деревья и кустарники снесены (вырублены), но компенсация в рамках дела в„– А21-9045/2015 до настоящего момента не определена и ответчику не выплачена.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Агентства и Правительства - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация городского округа "Город Калининград" (арендодатель) и Товарищество (арендатор) 23.07.2009 заключили сроком до 24.04.2058 в редакции соглашений от 21.07.2010 в„– 010055-в/1, от 21.08.2012 в„– 010055-в/2 и от 25.09.2012 в„– 010055-в/3 договор в„– 010055-в аренды земельных участков площадью 43 730 кв. м, 6790 кв. м и 6935 кв. м с кадастровыми номерами 39:15:140505:31-39:15:140505:33 по адресу: Калининград, Песочная ул., Товарищество, для ведения садово-огородного хозяйства.
Во исполнение Закона в„– 108-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 в„– 518 "О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" постановлением Правительства от 16.07.2013 в„– 477 для государственных нужд Калининградской области в целях размещения инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для эксплуатации объекта "Стадион чемпионата мира ФИФА в городе Калининграде" зарезервированы сроком на 5 лет спорные земельные участки.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 в„– 1735-р и собственного постановления от 30.12.2014 в„– 929 об утверждении проектов планировки и межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, постановлением от 23.03.2015 в„– 130 Правительство приняло решение об изъятии у Товарищества путем прекращения права аренды указанных земельных участков для строительства стадиона и улично-дорожной сети, включая образование территории с консолидацией грунтов.
Названное постановление 26.03.2015 опубликовано в газете "Калининградская правда", а 27.03.2015 размещено на официальном интернет-сайте Правительства.
Письмом от 26.03.2015 в„– НМ-1439 Агентство уведомило Товарищество об изъятии арендуемых по договору в„– 010055-в земельных участков, указав на возможность ознакомления с проектом соглашения об их изъятии начиная с 13.05.2015 по адресу: Калининград, Московский пр., д. 95 (каб. 8, 9, 12).
Письмом от 08.05.2015 в„– НМ-2608, полученным Товариществом 06.07.2015, Агентство направило в адрес ответчика проект соглашения от 08.05.2015 в„– 515, предложив подписать его в течение трех месяцев со дня предоставления арендатору возможности ознакомления с данным проектом.
Агентство, ссылаясь на неподписание и невозврат Товариществом соглашения об изъятии участков, что препятствует проведению подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что все этапы предусмотренной Законом в„– 108-ФЗ процедуры изъятия земельных участков Агентством выполнены, заявленные требования удовлетворили.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ со дня вступления в силу данного Закона до 31 декабря 2017 года на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.
В соответствии с частью 2 этой же статьи в случае, если земельные участки, предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам либо юридическим лицам, за исключением государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений, на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного пользования, аренды, изъятие указанных земельных участков для размещения объектов инфраструктуры осуществляется путем прекращения этих прав с возмещением в порядке, установленном земельным законодательством, правообладателям указанных земельных участков убытков, связанных с прекращением этих прав.
Статьей 18 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд для осуществления мероприятий, определенных Законом в„– 108-ФЗ, регулируется, если иное не установлено названным Законом, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности статьей 279 ГК РФ, в соответствии с частью 1 которой изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу части 5 статьи 58 Закона в„– 108-ФЗ впредь до приведения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в соответствие с названным Законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону в„– 108-ФЗ.
Таким образом, изъятие земельных участков, предоставленных в аренду юридическим лицам, для целей, указанных в Законе в„– 108-ФЗ, регулируется гражданским и земельным законодательством при условии, что иной порядок не установлен названным Законом.
Согласно части 6.1 статьи 30 того же Закона для размещения объектов инфраструктуры регионального значения, в том числе для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет полномочия по подготовке и принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, уведомлению в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подготовке и заключению соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обращению в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации права собственности субъектов Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
В соответствии с частями 14 и 16 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ о принятых решениях об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков уведомляются в письменной форме в течение семи дней со дня принятия таких решений с указанием места и времени приема уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам изъятия земельных участков, а также места и времени ознакомления лиц, у которых изымаются земельные участки, с проектами соглашений, заключаемых в связи с этим изъятием.
При этом проект соглашения об изъятии таких участков должен быть предоставлен уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение об изъятии земельных участков для размещения объектов инфраструктуры, лицам, у которых изымаются земельные участки, в течение пяти дней со дня получения отчета об указанной в части 17 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ оценке (часть 20 той же статьи).
Согласно части 23 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ в случае, если соглашение, предусмотренное частью 18 указанной статьи, не заключено в течение трех месяцев со дня предоставления лицу, у которого в соответствии с данной статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, иное имущество для размещения объектов инфраструктуры, возможности ознакомления с проектом соглашения, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что письмом от 26.03.2015 в„– НМ-1439 Агентство уведомило Товарищество о возможности ознакомления с проектом соглашения об изъятии участков начиная с 13.05.2015 по адресу, указанному в письме.
С учетом изложенного ссылка подателя жалобы на часть 2 статьи 282 ГК РФ, а также на то, что с 06.07.2015 - даты получения Товариществом письма от 08.05.2015 в„– НМ-2608, которым Агентство направило в его адрес проект соглашения от 08.05.2015 в„– 515 об изъятии арендуемых земельных участков (06.07.2015), до 17.09.2015 - даты обращения Агентства в суд с настоящим иском (17.09.2015) прошло менее трех месяцев, что, по мнению Товарищества, должно служить основанием для отказа в удовлетворении требований, отклоняется судом кассационной инстанции.
Довод Товарищества о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции в связи с выделением им одного из исковых требований Агентства в отдельное производство, судом кассационной инстанции отклоняется.
В силу требований части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 2 части 18 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры, должно содержать размер убытков, подлежащих возмещению землепользователям, землевладельцам или арендаторам земельных участков в связи с их изъятием, иные существенные условия.
В соответствии с частью 3 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Учтя изложенное, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 130 АПК РФ, сделал вывод о возможности и целесообразности выделения требований в отдельные производства. Поскольку в настоящее время судом рассматривается требование об определении размера возмещения, связанного с прекращением права аренды Товарищества на спорные участки ввиду их изъятия, право ответчика на судебную защиту не ограничено; с учетом положений части 2 статьи 30 Закона в„– 108-ФЗ и части 2 статьи 56.11 ЗК РФ оснований считать, что раздельное рассмотрение требований повлекло за собой принятие неправильного решения, у суда кассационной инстанции не имеется.
Довод подателя жалобы о незаконности сноса расположенных на земельных участках Товарищества хозяйственных построек, вырубки деревьев и кустарников до выплаты ему соответствующей компенсации также не свидетельствует о нарушении судами норм материального права при принятии обжалуемых судебных актов.
Иные доводы подателя кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
При таких обстоятельствах причин для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу в„– А21-7266/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Остров" - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------