Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2016 N Ф07-9144/2016 по делу N А26-10141/2014
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка и пеней за нарушение сроков уплаты арендных платежей.
Обстоятельства: Арендатор не внес арендные платежи, сославшись на фактическое изменение арендодателем порядка начисления арендной платы, установленного договором. Встречное требование: Об уменьшении арендной платы по договору.
Решение: 1) В удовлетворении основного требования отказано, поскольку арендная плата, рассчитанная за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит; 2) В удовлетворении встречного требования отказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2016 г. по делу в„– А26-10141/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Александровой Е.Н., Кудина А.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" Нуйкиной К.П. (доверенность от 20.05.2016), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Винцевич Т.В. (доверенность от 22.01.2016 в„– 10АА0541036), рассмотрев 28.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А26-10141/2014 (судьи Аносова Н.В., Барканова Я.В., Горбик В.М.),

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Поросозеро-лес" (место нахождения: 185030, г. Петрозаводск, ул. Варламова, 64, пом. 1, ОГРН 1126324002683, ИНН 1001256977; далее - общество) о взыскании 378 315 руб. 14 коп., из них 359 282 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 за 2012, 2013 годы и 19 033 руб. 14 коп. пени за нарушение сроков арендных платежей.
Министерство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличило размер пени до 50 005 руб. 06 коп. в связи с увеличением периода просрочки (по состоянию на 31.12.2014).
В рамках настоящего дела общество обратилось со встречным иском об уменьшении арендной платы за 2012 и 2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 до 766 152 руб.; в последующем обществом уточнен ежегодный размер арендной платы на 2012, 2013 годы - 866 016 руб. 17 коп. (также в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 20.04.2015 (судья Шалапаева И.В.) министерству отказано в удовлетворении исковых требований; обществу отказано в удовлетворении встречного иска.
Определением апелляционного суда от 19.08.2015 производство по настоящему делу приостановлено до разрешения дела в„– А26-7523/2014; определением апелляционного суда от 03.11.2015 производство по настоящему делу возобновлено.
От министерства поступило ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации кассационной жалобы министерства по делу в„– А26-7523/2014; от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что министерством по делу в„– А26-7523/2014 подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации; обстоятельства, установленные в деле в„– А26-7523/2014, будут иметь существенное значение при рассмотрении настоящего спора, имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
Определением апелляционной инстанции от 21.01.2016 производство по апелляционной жалобе министерства по настоящему делу приостановлено до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела в„– А26-7523/2014; определением суда от 16.05.2016 производство по апелляционной жалобе министерства возобновлено.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции министерство со ссылкой на статью 49 АПК РФ просило суд взыскать задолженность по арендной плате за 2012 год в размере 117 068 руб. и за 2013 год в размере 43 339 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.06.2016 решение от 20.04.2015 изменено: исковые требования министерства удовлетворены; суд взыскал с общества в пользу министерства задолженность в размере 160 407 руб. и пени в размере 50 005 руб. 06 коп.; решение суда первой инстанции в части отказа обществу в иске оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление от 28.06.2016 и оставить в силе решение от 20.04.2015, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела.
Общество считает неправомерным применение средних, общих, универсальных и иных ставок платы за древесину, поскольку состав лесного ресурса на каждой делянке будет различен; для расчета арендной платы необходимо учитывать все параметры, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства РФ в„– 310); арендная плата, рассчитанная министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Податель жалобы также указывает на необоснованность включения в расчет арендной платы объема по созданию лесной инфраструктуры, на отсутствие в рамках рассматриваемых правоотношений ущерба от недоиспользования древесины в 2012 и 2013 годах и, как следствие, на безосновательность требования министерства о взыскании пени.
В отзыве на жалобу министерство просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель министерства отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник министерства, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (арендатор) 18.12.2007 заключен договор аренды лесного участка площадью 18 342 га, расположенного на территории Питкярантского лесхоза, Кивиойское и Салминское лесничества; договор зарегистрирован в установленном порядке; его заключение обусловлено переоформлением ранее заключенного по итогам лесного конкурса договора аренды участков лесного фонда от 14.02.2006 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ).
Участок передан в целях заготовки древесины на срок с 22.03.2006 по 31.12.2029 (пункты 1.4, 7.1 договора).
В связи с реорганизацией сторон договора между министерством и обществом 20.06.2012 заключено дополнительное соглашение к указанному договору; дополнительное соглашение также зарегистрировано в установленном порядке; договору присвоен номер 120-з.
Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора.
В пункте 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,51; повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением в„– 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Приложением в„– 4 к договору "Сроки внесения арендной платы" годовой размер арендной платы, перечисляемой в федеральный бюджет, установлен в сумме 746 982 руб., в бюджет Республики Карелия - 380 951 руб.; установленная пунктом 1.2 договора расчетная норма заготовки древесины составляет 15 900 куб. м; тот же среднегодовой объем использования лесов указан в приложении в„– 3 к договору.
Согласно пункту 3.4.10 договора арендатор обязан полностью осваивать установленный материалами лесоустройства и/или проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку).
Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена пунктом 4.3 договора в виде штрафа в размере 100 МРОТ.
В соответствии с пунктом 5.2 договора после утверждения в установленном порядке проекта освоения лесов пункт 1.2 договора и приложения к нему приводятся в соответствие с проектом.
Согласно объяснениям сторон арендатору ежегодно предлагалось подписать приложение в„– 4 "Сроки внесения арендной платы" на следующий год, устанавливающее размер годовой арендной платы, отличный от указанного в приложении в„– 4, подписанного при заключении договора.
В частности, из приложения в„– 4 на 2012 год, предложенного к подписанию 10.02.2012, следует, что размер годовой арендной платы определен исходя из годового объема лесопользования, определенного в соответствии с проектом освоения лесного участка в размере 11 200 куб. м (включая объем изъятия лесных ресурсов для создания лесной инфраструктуры - 0,3 тыс. куб. м), минимальных ставок арендной платы и ставок, превышающих минимальные (перечисляемые в региональный бюджет и определяемые посредством применения к минимальным ставкам конкурсного коэффициента).
Тем же приложением установлен порядок уточнения суммы арендной платы на конец года:
1) на основании объемов древесины по делянкам, указанным в представленных лесных декларациях, и на основании материально-денежной оценки по данным делянкам в соответствии с постановлением Правительства РФ в„– 310;
2) в случае подачи лесных деклараций в течение года на объем, меньший установленного договором ежегодного объема использования лесов, арендная плата на не заявленный в установленном порядке объем использования лесов рассчитывается и взимается исходя из средних ставок на 1 куб. м по хозяйствам за 2012 год.
Окончательный расчет производится по состоянию на 20 декабря (после чего лесные декларации на текущий год не принимаются) и доводится до арендатора извещением.
По состоянию на начало 2012 года размер годовой арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок) определен в приложении в„– 4 равным 1 073 507 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - равным 362 575 руб.
Согласно объяснениям министерства на начало года арендная плата определялась исходя из средних ставок, выведенных по результатам уточненного расчета арендной платы за 2011 год.
Тем же способом, исходя из расчетной лесосеки, установленной проектом освоения лесов (11 200 куб. м), и средних ставок платы, выведенных по результатам уточненного расчета арендной платы за 2012 год, на начало 2013 года определен размер арендной платы на 2013 год.
В результате размер годовой арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет (в части минимальных ставок), определен в приложении в„– 4 равным 950 681 руб.; подлежащей перечислению в региональный бюджет (в части, превышающей минимальные ставки) - равным 321 091 руб.
От подписания приложений в„– 4 на 2012, 2013 годы общество отказалось.
Причиной отказа согласно письму общества от 15.03.2013 указано фактическое изменение порядка начисления арендной платы, установленного пунктами 2.1, 2.3 договора.
Согласно объяснениям общества невозможность определения точного размера годовой арендной платы на начало текущего года обусловлена сложившимся в Республике Карелия порядком подачи лесных деклараций, допускающим возможность заявления об объеме изымаемой древесины в течение всего текущего года, вплоть до 20 декабря. Отсутствие информации о годовом объеме и составе заявленной в рубку древесины не позволяет министерству определить точный размер арендной платы на начало года.
Это обстоятельство министерством не опровергнуто; в суде первой инстанции представители министерства пояснили, что подача лесных деклараций в течение всего текущего года более удобна для их проверки и обработки по сравнению с единовременным декларированием рубок на следующий год в конце текущего.
По расчету арендной платы, уточненному министерством по состоянию на 26.12.2012 в 2012 году обществом задекларировано к изъятию 8 563 куб. м древесины; сумма арендной платы за фактически изъятый объем по минимальным ставкам составляет 476 189 руб., по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент) - 242 856 руб.
Согласно объяснениям арендатора в течение 2013 года общество исчисляло и вносило арендную плату за заявленную в декларациях и фактически изъятую древесину. Это обстоятельство подтверждено лесными декларациями, поданными в 2012, 2013 годах, ведомостями материально-денежной оценки, платежными поручениями.
В суде первой инстанции представители министерства и общества пояснили, что за фактически изъятый объем арендная плата исчислена по минимальным ставкам платы, установленным постановлением Правительства РФ в„– 310, и оплачена в полном объеме. Кроме того, оплачена арендная плата за изъятый объем по ставкам, превышающим минимальные (конкурсный коэффициент).
По уточненному на конец 2012 года расчету арендной платы министерство доначислило обществу арендную плату за незаявленный объем древесины, определенный как разница между ежегодным объемом лесопользования, установленным проектом освоения лесов (11 200 куб. м, включая 0,4 тыс. куб. м для создания лесной инфраструктуры), и объемом задекларированной и фактически изъятой в 2012 году древесины.
Согласно расчету министерства доначисленная арендная плата за незаявленный объем исчислена по средним минимальным ставкам, определенным для каждого вида рубок как результат деления суммы платежей, рассчитанных по минимальным ставкам, за изъятую древесину на объем изъятой древесины. Именно эту сумму министерство просит взыскать с общества как задолженность по арендной плате за 2012 год.
Аналогичным способом министерством рассчитана арендная плата за неосвоенный объем лесопользования за 2013 год.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска министерства.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ в„– 310.
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен. Следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении Правительства РФ в„– 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, рассматриваемый договор аренды заключен в результате переоформления договора аренды от 14.02.2006, заключенного по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 02.12.2005 в„– 98, которым утвержден повышающий коэффициент в размере 1,51), что соответствовало законодательству, действующему в период заключения договора от 14.02.2006.
Согласно части 6 статьи 4 Закона в„– 201-ФЗ порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 в„– 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства РФ в„– 310 (пункт 11 Порядка).
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 18.12.2007, поскольку оно определено на торгах.
Суд первой инстанции, проанализировав пункты 10 и 11 Порядка в их взаимосвязи, сделал правомерный вывод о том, что установленный пунктом 2.1 договора от 18.12.2007 порядок определения арендной платы в части установления конкурсного коэффициента не противоречил статье 73 ЛК РФ и Порядку, поскольку императивный характер соответствующих норм в части определения минимальной составляющей арендной платы не исключает возможность согласования сторонами договора дополнительной составляющей арендной платы.
В связи с этим суд отклонил довод общества о ничтожности условия договора о применении повышающего коэффициента 1,51.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ; оно допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Пунктом 3.3.2 договора аренды лесного участка предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Таким образом, создание объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Иными словами, в случае необходимости арендатор, в целях создания лесной инфраструктуры, вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном проектом освоения лесов.
Согласно извещениям министерства по перерасчету арендной платы за 2012, 2013 годы общество частично воспользовалось правом на создание лесной инфраструктуры и оплатило арендную плату в указанной части по установленным ставкам платы. В состав заявленной к взысканию арендной платы включена разница за незаявленный объем изъятия древесины в связи с созданием лесной инфраструктуры.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правомерным выводам относительно использованных министерством средних ставок.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением Правительства РФ в„– 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Арендная плата, рассчитанная министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Договор от 18.12.2007 содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 минимальных размеров оплаты труда (пункты 3.4.10 и 4.3 договора).
Незначительность суммы неустойки не может служить основанием к начислению арендной платы за неизъятую древесину в нарушение части 2 статьи 73 ЛК РФ и постановления Правительства РФ в„– 310 (притом что законный интерес арендодателя в 100-процентном освоении арендатором расчетной лесосеки может быть защищен иным способом, если нарушение этого условия договора является существенным).
В рассматриваемой ситуации расчет министерством арендной платы за недоосвоенный объем по средним ставкам не согласуется ни с законом, ни с договором.
Ввиду изложенного, а равно положений статей 5, 309, 310, 330, 393, 394, 614 ГК РФ, статей 71, 73 и 94 ЛК РФ надлежит признать, что истец (арендодатель) не представил ни нормативного, ни фактического обоснования расчета задолженности.
Выводы суда первой инстанции основаны на полном и объективном исследовании фактической стороны дела, отвечают приведенным нормам права, а равно результатам рассмотрения дела в„– А26-7523/2014 в Верховном Суде Российской Федерации.
Апелляционный суд повторно рассмотрел дело и ошибочно счел, что суд первой инстанции признал арендную плату, начисленную с применением конкурсного коэффициента, не подлежащей взысканию, и потому отказал министерству в удовлетворении иска.
Как указал апелляционный суд, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размер арендной платы, превышающий минимальный размер арендной платы, установленный постановлением Правительства РФ в„– 310, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Однако этого вывода суд первой инстанции не сделал. Напротив, суд первой инстанции признал правомерным конкурсный коэффициент.
Отказ в иске министерства обусловлен судом первой инстанции иными выводами, отраженными выше; эти выводы по итогам апелляционного производства не получили судебной оценки, что привело к безосновательному изменению судебного решения.
У суда апелляционной инстанции не имелось оснований для иной оценки спорных правоотношений.
Безусловные процессуальные основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (часть 4 статьи 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по делу в„– А26-10141/2014 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.04.2015 по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.Г.КУДИН


------------------------------------------------------------------