Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 N Ф07-10824/2016 по делу N А66-17340/2015
Требование: О признании недействительным решения администрации города об отказе в предварительном согласовании предоставления части земельного участка, необходимого для строительства здания.
Обстоятельства: Учреждение ссылается на нарушение своих прав.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что несоответствие площади испрашиваемого участка региональным нормативам не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления участка; не установлено, каким образом могут быть устранены допущенные администрацией нарушения прав учреждения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. по делу в„– А66-17340/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Сапоткиной Т.И., при участии от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области Рыковой О.В. (доверенность от 10.06.2015), от департамента архитектуры и строительства администрации города Твери Гончарова Н.И. (доверенность от 08.09.2016), от администрации города Твери Ивановой Е.А. (доверенность от 23.09.2015), Аваева Д.В. (доверенность от 26.12.2015), рассмотрев 23.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 03.06.2016 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2016 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Потеева А.В.) по делу в„– А66-17340/2015,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, корп. 1, ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441 (далее - Отделение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), от 09.10.2015 в„– 01/7493-и об отказе в предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548, местоположение которого установлено примерно в 15 м по направлению на северо-запад относительно ориентира - жилого дома в„– 5, расположенного за пределами участка на пл. Гагарина в г. Твери.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и строительства Администрации, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788 (далее - Департамент).
Решением от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.08.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
Как указывает Отделение, суды не дали надлежащей оценки кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 69:40:0200005:548, из которой следует, что данный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, что исключает возможность пересечения их границ; Генеральным планом г. Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 в„– 193 (394) (далее - Генеральный план), участок отнесен к общественно-деловой зоне многофункциональных общественных центров, поэтому вывод судов о несоответствии разрешенного использования испрашиваемого земельного участка целям его использования, указанным в заявлении, не соответствует действительности; поскольку Временные правила землепользования и застройки г. Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 в„– 71 (далее - Правила), применяются в части, не противоречащей Генеральному плану, Администрация при рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка должна была руководствоваться Генеральным планом; суды не учли, что для проектирования новых зданий Пенсионного фонда Российской Федерации наряду с СП 242.1325800.2015 ("Свод правил. Здания территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Правила проектирования"), применяются СП 42.13330.2011 ("Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений") и СП 113.13330.2012 ("Свод правил. Стоянки автомобилей"), предусматривающие организацию на 100 работающих сотрудников от 5 до 7 машино-мест; действующее земельное законодательство не содержит оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с несоответствием его площади региональным нормативам, в данном случае Региональным нормативам градостроительного проектирования, утвержденным постановлением Администрации от 14.06.2011 в„– 283-па (далее - Региональные нормативы).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Отделения поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Администрации и Департамента - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании собственного распоряжения от 28.06.2011 в„– 1087а "О предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование" Комитет по управлению имуществом Тверской области (ссудодатель) и Отделение (ссудополучатель) 28.06.2011 заключили сроком до 28.05.2012 договоры в„– 10-з/11БСП, 11-з/11БСП безвозмездного срочного пользования земельным участком площадью 2217 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:546, местоположение которого установлено относительно ориентира - дома в„– 25, расположенного в границах участка по ул. Вагжанова в г. Твери, под проектирование административного здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе и частью (189 кв. м) земельного участка площадью 1838 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:547, находящегося примерно в 25 м по направлению на запад от расположенного за пределами участка ориентира - жилого дома в„– 5 на пл. Гагарина в г. Твери, на период проектирования указанного здания.
Решением Тверской городской Думы от 29.01.2014 в„– 15 Правила изменены в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200005:546 и 69:40:0200005:547, ранее находившихся в зоне открытых пространств (Р-1), к центральной общественно-деловой зоне (К-1).
В письме от 05.02.2014 в„– 01/577-и Администрация в ответ на обращение Отделения о рассмотрении схемы расположения части земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548 на кадастровом плане территории указала, что земельный участок, предполагаемый к формированию для размещения пандуса проектируемого здания, трансформаторной подстанции (далее - ТП), подземных резервуаров воды и открытой автопарковки на 24 машино-места, попадает в охранную зону, установленную по согласованию с Администрацией вокруг наружного ограждения следственного изолятора в„– 1 (далее - СИЗО-1), на которой действуют режимные требования в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 15.07.1995 в„– 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в связи с чем предложила Отделению обратиться в Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тверской области (далее - УФСИН России) для урегулирования вопроса о возможном проведении земляных, строительных и изыскательских работ на данном участке; согласно представленной проектной документации место предполагаемой к размещению на испрашиваемой части площадью 770 кв. м земельного участка ТП находится вне формируемого участка на землях общего пользования, а место проектируемой парковки находится на участке, не предоставленном под эти цели.
В ответ на письмо Отделения от 24.07.2014 в„– 06-09/3776 письмом от 11.08.2014 в„– 71/ТО/10-6511 УФСИН России уведомило, что оно не возражает против строительства административного здания и изменения границ режимной зоны СИЗО-1 при выполнении ряда условий: расширения проезжей части, отделяющей проектируемый объект недвижимости от здания СИЗО-1, для беспрепятственного проезда специального транспорта, установке дорожного знака, выполнении работ по устройству въезда строительной техники на строительную площадку со стороны ул. Маяковского, а также аварийного выезда при возникновении чрезвычайных ситуаций, обеспечении невозможности фото- и видеосъемки охранных сооружений СИЗО-1, - приложив к названному письму схему размещения парковки на 68 машино-мест.
Полученное от УФСИН России согласование строительства здания по указанному адресу Отделение 13.08.2014 направило в адрес Администрации.
Письмом от 14.11.2014 в„– 01/6429-и Администрация сообщила Отделению, что в связи с введением Региональных нормативов размер земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:546, предоставленного Отделению для проектирования административного здания, с учетом планируемого количества работников (301 человек) и необходимости организации парковки на 87 машино-мест недостаточен, поскольку предусмотрено всего 5 парковочных мест в подвале проектируемого здания, площадь участка должна составлять не менее 5000 кв. м; в связи с существующей градостроительной ситуацией увеличение площади участка будет затруднительным.
Отделение 02.09.2015 обратилось к Администрации с заявлением в„– 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления части (770 кв. м) земельного участка площадью 3121 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200005:548 для дальнейшего предоставления в постоянное бессрочное пользование в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и размещения на нем ТП, противопожарных резервуаров для воды, части пандуса и открытой парковки для легковых автомобилей.
В письме от 09.10.2015 в„– 01/7493-и Администрация, указав на нахождение в соответствии с Правилами образуемого земельного участка в территориальной зоне Р-1 (зоне открытых пространств), на которой исходя из установленных для нее видов разрешенного использования не предусмотрено размещение указанных объектов, и пересечение границы испрашиваемого земельного участка с границей участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, со ссылкой на подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 и подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ сообщила об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении участка Отделению.
Считая отказ Администрации противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим его право на предоставление земельного участка, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в дело доказательства, пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявления Отделения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 39.14 ЗК РФ после подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участок без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ), и принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом в„– 221-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом в„– 221-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Судами двух инстанций установлено, что согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 16.09.2015 в„– 02-69/15-1-369856 земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, образованного и поставленного на кадастровый учет 06.07.2007, его граница пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33.
Однако согласно кадастровой выписке от 30.10.2015 в„– 02-69/15-1-437362 о спорном участке (графа "Особые отметки") предыдущим кадастровым номером участка является номер 69:40:0200005:33, сведений о пересечении границ с другими земельными участками данная выписка не содержит. По сведениям кадастрового паспорта от 19.05.2010 в„– 02-69/10-2-72358 и кадастровой выписки от 30.10.2015 в„– 02-69/15-1-437433 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200005:546 образован наряду с земельными участками с кадастровыми номерами 69:40:0200005:547 и 69:40:0200005:548 в результате раздела участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, подлежащего снятию с кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В нарушение требований статьи 71 АПК РФ суды оценку указанным документам не дали и не указали мотивы, по которым не приняли их во внимание.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка послужило его отнесение в соответствии с Правилами к территориальной рекреационной зоне Р-1 (зоне открытых пространств), к основным и вспомогательным видам разрешенного использования которой не относится размещение ТП или парковок.
Вместе с тем согласно заявлению от 02.09.2015 в„– 06-09/5525 Отделение просило предварительно согласовать предоставление части (770 кв. м) земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, то есть земельного участка, который предстоит образовать, а не земельного участка, поставленного на кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению.
В силу пункта 10 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны, или не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Следовательно, вывод судов о правомерности отказа Администрации ввиду несоответствия разрешенного использования земельного участка целям его использования, указанным в заявлении о предоставлении, связан с неправильным применением норм материального права, поскольку в силу требований подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, не может быть отказано на основании подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Иных оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оспариваемое письмо Администрации не содержит.
Установленное судами первой и апелляционной инстанций несоответствие площади испрашиваемого земельного участка Региональным нормативам с учетом требований пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ и части 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может являться основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов местного самоуправления должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку суды не устанавливали, каким образом могут быть устранены допущенные Администрацией нарушения прав Отделения, в том числе возможно ли принятие ею решения, соответствующего требованиям пунктов 9 - 12 статьи 39.15 ЗК РФ, а суд кассационной инстанции в соответствии с положениям статей 286 - 288 АПК РФ не вправе устанавливать новые обстоятельства, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 03.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2016 по делу в„– А66-17340/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Т.И.САПОТКИНА


------------------------------------------------------------------