Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.2016 N Ф07-11125/2016 по делу N А05-2206/2016
Требование: О признании частично недействительным предписания Роспотребнадзора об устранении нарушения.
Обстоятельства: В нарушение технического регламента о безопасности пищевой продукции в документацию ХАССП не включены идентификационные признаки выпускаемой продукции по микробиологическим показателям.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в отсутствие указанной информации орган государственного надзора лишен возможности проверить выполнение изготовителем обязанностей по обеспечению безопасности пищевой продукции.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2016 г. по делу в„– А05-2206/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Самсоновой Л.А., рассмотрев 29.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архминводы" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2016 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 (судьи Докшина А.Ю., Моисеева И.Н., Тарасова О.А.) по делу в„– А05-2206/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Архминводы" (ИНН 2901118989; ОГРН 1032900030790; место нахождения: г. Архангельск, ул. Октябрят, д. 42; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 и 3 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ИНН 2901133673; ОГРН 1052901021689; место нахождения: г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24; далее - Управление) от 14.01.2016 в„– 669/пр.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2016 в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 3 предписания отказано, а в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.08.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявления отменить. По мнению подателя жалобы, заявление о признании недействительным пункта 3 оспариваемого им предписания обоснованно и подлежит удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 25.11.2015 в„– 669 Управление в период с 10.12.2015 по 14.01.2016 провело плановую выездную проверку Общества с целью оценки соблюдения им требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
Проверкой выявлено и зафиксировано в акте от 14.01.2016 в„– 669/2015, что в нарушение требований статьи 10 технического регламента Таможенного Союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.9.1 ГОСТ Р 51705.1-2001 "Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования" в документацию ХАССП не включены идентификационные признаки выпускаемой продукции по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, данная документация содержит неполную информацию о производстве - отсутствует план системы вентиляции, водоснабжения и канализации.
Об устранении указанного нарушения в срок до 29.02.2016 Управление выдало Обществу предписание от 14.01.2016 в„– 669/пр (пункт 3).
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что документация ХАССП не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 и ГОСТ Р 51705.1-2001, отказал в удовлетворении заявления в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно части 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями ее безопасности, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, изложенных в части 3 настоящей статьи.
К указанным процедурам, в частности, отнесены: выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции; определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах производства (изготовления) в программах производственного контроля; обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции.
ГОСТ Р 51705.1-2001 установлены основные требования к системе управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП.
В силу пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.9.1 ГОСТ Р 51705.1-2001 для каждого вида (группы) продукции должны быть указаны требования безопасности (указанные в нормативной документации) и признаки идентификации выпускаемой продукции; группа ХАССП должна составить блок-схемы производственных процессов и, при необходимости, планы производственных помещений, в которых должны быть приведены сведения, в частности, о техническом обслуживании оборудования и инвентаря, система вентиляции; документация ХАССП должна включать политику в области безопасности выпускаемой продукции.
Как предусмотрено частью 2 статьи 21 ТР ТС 021/2011, оценка соответствия процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации пищевой продукции требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением установленных данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции требований (за исключением процессов производства (изготовления) пищевой продукции, указанных в статье 32 ТР ТС 021/2011).
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента в отношении пищевой продукции и связанных с ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза (статья 38 ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 в„– 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 13 названного Федерального закона к отношениям, связанным с осуществлением такого государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов (пункт 1).
Право органа государственного контроля (надзора) выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в случае выявления при проведении проверки таких нарушений предусмотрено пунктом 1 статьи 34 указанного Федерального закона, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 в„– 764 (далее - Регламент).
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 40 Регламента административная процедура проверки включает рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке, а также обследование используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, иных подобных объектов, транспортных средств и перевозимых грузов, производимых и реализуемых ими товаров, результатов выполняемых работ, оказываемых услуг.
Результаты проверки оформляются составлением акта проверки, в котором указываются, в частности, сведения о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункты 58, 60 Регламента).
Управление по результатам плановой выездной проверки Общества составило акт от 14.01.2016 в„– 669/2015, в котором отразило, что в документацию ХАССП идентификационные признаки выпускаемой продукции по микробиологическим и санитарно-химическим показателям не включены, данная документация содержит неполную информацию о производстве - отсутствует план системы вентиляции, водоснабжения и канализации. В связи с этим Управление выдало предписание об устранении выявленных нарушений.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, пришли к выводу о соответствии пункта 3 оспариваемого предписания упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
При этом суды исходили из необходимости включения в состав документации ХАССП планов систем вентиляции, водоснабжения и канализации, информации об идентификационных признаках выпускаемой продукции, поскольку в отсутствие указанной информации орган государственного надзора (контроля) будет лишен возможности проверить выполнение изготовителем обязанностей по обеспечению безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, а доводы жалобы фактически сводятся к необходимости их переоценки, установлению новых обстоятельств, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Иное толкование Обществом положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.05.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 по делу в„– А05-2206/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архминводы" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Судьи
И.Г.САВИЦКАЯ
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------