Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.11.2016 N Ф07-9098/2016 по делу N А05-204/2016
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: Компании, управляющей многоквартирным домом, предписано устранить выявленные нарушения требований по содержанию и ремонту дома: несвоевременное устранение нарушений кровельного покрытия крыши дома; повреждение поверхности цоколя со стороны фасада; разрушение целостности козырька на входах в подъезды дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку устранение выявленных нарушений является текущим ремонтом, выполнение которого лежит на управляющей компании.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2016 г. по делу в„– А05-204/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., рассмотрев 21.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жил-Комфорт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2016 (судья Хромцов В.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 (судьи Докшина А.Ю., Моисеева И.Н., Тарасова О.А.) по делу в„– А05-204/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жил-Комфорт", место нахождения: 164268, Архангельская обл., Плесецкий р-н, рабочий поселок Североонежск, микрорайон 2-й, д. 9, ОГРН 1102920000260, ИНН 2920013540 (далее - ООО "Жил-Комфорт", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38, корп. 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), от 21.12.2015 в„– СЗ-03/10-06/678.
Решением от 27.04.2016 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 08.08.2016 апелляционный суд оставил решение от 27.04.2016 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Жил-Комфорт", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, сотрудниками Инспекции на основании обращения жильца квартиры в„– 75 дома в„– 2, расположенного во 2-м микрорайоне поселка Североонежск Плесецкого района Архангельской области, и распоряжения заместителя руководителя Инспекции от 14.12.2015 в„– СЗ-03/10-11/831 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом требований по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Североонежск, микрорайон 2-й, д 2, находящегося в управлении Общества, о чем составлен акт проверки от 15.12.2015 в„– СЗ-03/10-02/678.
В ходе проверки Инспекция выявила в числе прочего следующие нарушения:
- протечки в квартире в„– 75 указанного дома и на лестничной клетке 5 этажа подъезда в„– 5 данного дома;
- несвоевременное устранение выявленных нарушений кровельного покрытия крыши многоквартирного дома, приводящих к протечкам;
- повреждение поверхности цоколя со стороны фасада;
- разрушение целостности козырька на входах в подъезды дома.
Инспекция выдала Обществу предписание от 21.12.2015 в„– СЗ-03/10-06/678, которым потребовала от него в срок до 15.01.2016 устранить перечисленные выше нарушения и представить в срок до 16.01.2016 отчет об исполнении данного предписания с приложением копий подтверждающих документов.
ООО "Жил-Комфорт" оспорило предписание от 21.12.2015 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил в„– 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил в„– 491 под содержанием общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома понимается, в частности, текущий и капитальный ремонт.
Пунктами 16 и 17 Правил в„– 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Однако, перечисленные в статье 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 в„– 6464/10.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 в„– 170 (далее - Правила в„– 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В пункте 2 приложения в„– 7 к Правилам в„– 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении стен и фасадов - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Согласно пункту 4 приложения в„– 7 к указанным Правилам к текущему ремонту относится устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
В силу пункта 4.6.1.1 Правил в„– 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях (пункт 3.1.1 Правил в„– 170).
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме) (пункт 4.2.1.7 Правил в„– 170).
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, подтеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и так далее должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.3.1 Правил в„– 170).
Для предупреждения высолов, шелушений, пятен выполняется своевременная окраска фасадов (пункт 4.2.1.9 Правил в„– 170).
Окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей. Окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест (пункту 4.2.3.13 Правил в„– 170).
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать. Цоколи из легкобетонных панелей с поврежденным фактурным слоем или имеющим малую толщину, а также кирпичные цоколи с разрушенной штукатуркой и кладкой, как правило, следует облицовывать плитками из естественного камня, бетонными плитами, керамическими плитками, другими влагостойкими и морозостойкими материалами по согласованию в установленном порядке (пункт 4.2.3.4 Правил в„– 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.2.1.1 Правил в„– 170).
Недопустимо увлажнение конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования, обязательно наличие гидроизоляционного слоя между древесиной и кладкой (пункт 4.6.1.28 Правил в„– 170).
В силу пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 в„– 290 (далее - Перечень в„– 290) в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов выполняются следующие работы: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 9 Перечня в„– 290 в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов выполняются следующие работы: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Суды на основании протокола по вопросам выбора управляющей организации от 11.08.2011, составленного по результатам заочного голосования собственников помещений дома в„– 2, расположенного по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Североонежск, 2-й микрорайон, установили, что управляющей организацией данного дома выбрано ООО "Жил-Комфорт", с которым заключен договор управления многоквартирным домом.
В силу пункта 2.2 указанного договора ООО "Жил-Комфорт" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме.
В связи с этим ООО "Жил-Комфорт" является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества указанного жилого дома.
Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства. Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил в„– 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили нарушение указанных требований и нормативов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, выразившееся в ненадлежащем содержании кровельного покрытия крыши многоквартирного дома над квартирой в„– 75 и лестничной клеткой 5 этажа подъезда в„– 5 спорного дома, поверхности цоколя со стороны фасада и целостности козырька на входах в подъезды дома.
В рассматриваемом случае устранение данных нарушений является текущим ремонтом.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, положения законодательства, отсутствие со стороны Общества надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Податель жалобы считает, что работы, которые необходимо провести для устранения выявленных недостатков в указанном доме, требуют не текущего, а капитального ремонта, а на Обществе не лежит обязанность проводить капитальный ремонт.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили данный довод, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих капитальный характер требуемого ремонта.
Ссылка подателя жалобы на то, что требуемый ремонт является капитальным, что могла бы подтвердить судебная экспертиза, которая неправомерно не была назначена судом, не принимается судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Вопрос о необходимости проведения экспертизы в силу статьи 82 АПК РФ, относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу; удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
В данном случае суд первой инстанции не усмотрел оснований для назначения экспертизы.
При этом, как указал апелляционный суд, ходатайство о назначении соответствующей экспертизы в суде апелляционной инстанции Обществом не было заявлено.
В любом случае необходимость проведения капитального ремонта фасадов, кровли и козырьков на входах в подъезды спорного дома не освобождает Общество от выполнения текущего ремонта.
По мнению Общества, выданное предписание не обладает свойством исполнимости, так как в отведенный срок данные работы не возможно провести.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы, поскольку, как правильно указали суды, доказательства невозможности выполнить требования, содержащиеся в оспариваемом предписании в указанный в нем срок, в материалы дела подателем жалобы не представлены.
Учитывая изложенное суды правомерно отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания Инспекции от 21.12.2015 в„– СЗ-03/10-06/678.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Излишне уплаченная ООО "Жил-Комфорт" при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета заявителю в силу статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.04.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу в„– А05-204/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жил-Комфорт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жил-Комфорт", место нахождения: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Североонежск, микрорайон 2-й, дом 9 (ОГРН 1102920000260, ИНН 2920013540) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.08.2016 в„– 394.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------