Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2016 N Ф07-8839/2016 по делу N А26-1191/2015
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на то, что арендатор не в полном объеме внес арендную плату. Размер задолженности определен арендодателем исходя из недоосвоенного арендатором объема изъятия древесины по средним ставкам с применением повышающего конкурсного коэффициента.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов, а по условиям договора арендатор не обязан создавать объекты лесной инфраструктуры.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. по делу в„– А26-1191/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" Ердяковой М.А. (доверенность от 19.04.2016), рассмотрев 21.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2015 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Тимухина И.А.) по делу в„– А26-1191/2015,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24; ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет" (место нахождения: 105037, Москва, Заводской проезд, 15, пом. 1, ком. 2, ОГРН 1137746551678, ИНН 7719849163; далее - общество, ООО "Приоритет") о взыскании 134 068 руб. задолженности по арендной плате за 2012 год по договору аренды лесного участка от 07.12.2007 в„– 129-з, в том числе 95 763 руб. - в части минимального размера арендной платы; 38 305 руб. - в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
Определением суда от 25.02.2015 исковое заявление министерства принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 26.03.2015 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 28.05.2015 производство по делу приостановлено применительно к пункту 1 части 1 статьи 143 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта по делу в„– А26-7523/2014; определением от 25.11.2015 суд возобновил производство по делу.
Решением суда от 15.12.2015 министерству в удовлетворении иска отказано.
Определением суда апелляционной инстанции от 16.03.2016 по ходатайству общества производство по настоящему делу вновь приостановлено до рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) кассационной жалобы министерства по делу в„– А26-7523/2014; протокольным определением от 15.06.2016 производство по делу возобновлено.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2016 решение суда первой инстанции от 15.12.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные судебные акты как незаконные и необоснованные и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела, условия лесного конкурса и рассматриваемого договора аренды лесного участка, требования статей 25, 71 - 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), 606, 614 и 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В отзыве на жалобу общество настаивает на законности и обоснованности выводов судебных инстанций.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Родина Ю.А. от 17.11.2016 произведена замена ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы судьи Любченко И.С. на судью Асмыковича А.В. в связи с нахождением судьи Любченко И.С. в отпуске; в связи с этим дело рассмотрено сначала (части 3 и 5 статьи 18 АПК РФ).
Представители министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник министерства, арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Приоритет" (арендатор) 07.12.2007 заключен договор аренды лесного участка площадью 11 235 га, расположенного на территории Орзегского лесничества; договор зарегистрирован в установленном порядке; его заключение обусловлено переоформлением ранее заключенного по итогам лесного конкурса договора аренды участков лесного фонда от 20.11.2006 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ).
Участок передан в целях заготовки древесины на срок с 05.12.2006 по 06.12.2031 (пункт 7.1 договора).
В связи с реорганизацией сторон договора между министерством и ООО "Приоритет" заключено дополнительное соглашение к договору от 25.10.2013, в котором договор указан как "договор аренды лесного участка в„– 129-з", а стороны договора поименованы как министерство и ООО "Приоритет"; дополнительное соглашение также зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно пункту 1.4 договора и приложению в„– 3 к договору лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины; размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора.
В пункте 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,4; повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией.
Согласно пункту 3.4.2 договора арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные договором.
Арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением в„– 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 2.4 договора размер арендной платы подлежит изменению в одностороннем порядке арендодателем в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Из приложения в„– 4 к договору на 2012 год (не подписано арендатором) следует, что в арендную плату включена составляющая, основанная на применении конкурсного коэффициента и подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия; согласно расчету годовой арендной платы на 2012 год по сроку платежа на 15.12.2012 арендатору начислена арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет Республики Карелия (в части ставок, превышающих минимальные) в размере 108 110 руб., в федеральный бюджет - 270 276 руб.
В связи с несвоевременным внесением ответчиком арендной платы за 2012 год министерство направило в адрес ответчика уведомление от 17.12.2014 в„– 136, содержащее требование о погашении задолженности, которое ответчик оставил без ответа и удовлетворения.
Поскольку арендная плата внесена арендодателем не в полном объеме и несвоевременно, министерство обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения иска.
Апелляционная инстанция повторно рассмотрела дело, исследовала и оценила имеющиеся в деле доказательства, доводы участников спора, приняла во внимание выводы, отраженные в определении ВС РФ от 06.04.2016 по делу в„– 307-ЭС15-19171, А26-7523/2014, и не усмотрела правовых и фактических оснований для отмены обжалуемого министерством решения суда.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно счел, что размер задолженности определен министерством исходя из недоосвоенного обществом объема изъятия древесины по средним ставкам с применением повышающего конкурсного коэффициента, и исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 (далее - постановление Правительства РФ в„– 310).
Из совокупного толкования приведенных норм следует, что минимальный размер арендной платы по договору аренды лесного участка, определяемый в соответствии с требованиями статьи 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен. Следовательно, арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в постановлении Правительства РФ в„– 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, рассматриваемый договор аренды заключен в результате переоформления договора аренды от 20.11.2006, заключенного по результатам торгов (протокол о результатах лесного конкурса от 08.11.2006 в„– 139, которым утвержден повышающий коэффициент в размере 1,4), что соответствовало законодательству, действующему в период заключения договора от 20.11.2006.
Согласно части 6 статьи 4 Закона в„– 201-ФЗ порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 в„– 258 (далее - Порядок), действовавшим до 15.03.2012.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка).
Таким образом, законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров. При переоформлении договора в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в договоре аренды от 07.12.2007, поскольку оно определено на торгах.
Вывод суда первой инстанции об обратном правильно признан апелляционным судом ошибочным.
Вместе с тем суд первой инстанции и апелляционный суд поддержали возражения общества об отсутствии оснований для взыскания арендной платы за недоиспользованный обществом объем древесины, рассчитанной по средним ставкам.
Как указали суды, содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных постановлением Правительства РФ в„– 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Арендная плата, рассчитанная министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
Договор от 07.12.2007 содержит обязательство арендатора по 100% освоению расчетной лесосеки. Способом его обеспечения является договорная неустойка в размере 100 минимальных размеров оплаты труда (пункты 3.4.10 и 4.3 договора).
Ввиду обстоятельств дела суды также обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов, предусмотренным статьей 25 ЛК РФ; оно допускается параллельно с заготовкой древесины при наличии такой необходимости.
Таким образом, создание объектов лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Отсутствие необходимости создавать объекты лесной инфраструктуры в конкретном календарном году не создает обязанности по рубке древесины. Иной подход противоречил бы принципу рационального использования лесов, поскольку принудит арендатора к вырубке 300 куб. м леса (запланированный объем инфраструктуры на 2012 год) в отсутствие такой необходимости.
Пунктом 3.3.2 договора аренды лесного участка предусмотрено право, а не обязанность арендатора на создание объектов лесной инфраструктуры.
Объем изъятия лесных ресурсов установлен Проектом освоения лесов, который в силу положений статей 12, 88 ЛК РФ является основным документом, дающим право на осуществление заготовки древесины.
Согласно пункту 3 Состава проекта освоения лесов и Порядка его разработки, утвержденных приказом Рослесхоза от 29.02.2012 в„– 69, Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.
Таким образом, нормативным правовым актом разделены понятия "использование лесов" как основной вид деятельности и "создание лесной инфраструктуры".
Начисление арендной платы может производиться только за рубку древесины при использовании лесов. Сведения о ежегодной заготовке указаны в таблице 16 Проекта освоения лесов, которая называется "Сведения о ежегодных объемах заготовки древесины".
В 2012 году обществу не требовалось строительство дорог и создание лесной инфраструктуры в объеме 300 куб. м; следовательно, требование министерства об уплате арендной платы за 68 куб. м лесной инфраструктуры (фактически не созданной) неправомерно.
Указанные выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.12.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2016 по делу в„– А26-1191/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
А.В.АСМЫКОВИЧ


------------------------------------------------------------------