Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.11.2016 N Ф07-10416/2016 по делу N А56-85290/2015
Требование: О признании незаконным бездействия таможенного органа.
Обстоятельства: Обществом при декларировании товара - шины метод определения таможенной стоимости. Таможенный орган возвратил без рассмотрения заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с отсутствием необходимых документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представленные обществом документы подтверждают заявленную им таможенную стоимость товаров по стоимости сделки .
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2016 г. по делу в„– А56-85290/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А., при участии от Балтийской таможни Деминой Д.А. (доверенность от 09.11.2016 в„– 04-10/51935), рассмотрев 16.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2016 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 (судьи Семенова А.Б., Борисова Г.В., Лопато И.Б.) по делу в„– А56-85290/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДиКом Тайр", место нахождения: 197349, Санкт-Петербург, 2-я Никитинская ул., д. 53, оф. 25, ОГРН 1127847093296, ИНН 7814528018 (далее - ООО "ДиКом Тайр", Общества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), выразившегося в невозврате по заявлению Общества излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) в„– 10216140/180414/0009294, обязании таможенного органа восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя путем возврата излишне уплаченных денежных средств в размере 390 924 руб. 79 коп. на расчетный счет Общества. Общество также просило взыскать с Таможни судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2016, требования ООО "ДиКом Тайр" удовлетворены: суд признал незаконным бездействие Таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ в„– 10216140/180414/0009294, и обязал Таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в размере 390 924 руб. 79 коп. Суд также взыскал с Таможни в пользу Общества 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
В кассационной жалобе Таможня просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права. Податель жалобы указывает, что Обществом не представлено сведений, объясняющих наличие существенной разницы между стоимостью товара, приобретаемого ООО "ДиКом Тайр" и стоимостью идентичных/однородных товаров, приобретаемых на сопоставимых условиях на рынках стран-производителей товара для продажи этих товаров в Российскую Федерацию. Между тем, такая разница относится к признакам недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар. Также таможенный орган ссылается на отсутствие правовых оснований для рассмотрения по существу заявления Общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку вместе с заявлением не были представлены платежные документы, подтверждающие уплату таможенных денежных средств, подлежащих возврату.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ДиКом Тайр" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ДиКом Тайр" на основании контракта от 24.07.2012 в„– G/2012/RUS/91, заключенного с фирмой "PT Gajah Tunggal Tbk." (Индонезия) по ДТ в„– 10216140/180414/0009294 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар "шины (покрышки) пневматические резиновые".
Таможенная стоимость товаров определена Обществом в соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров" (далее - Соглашение) по резервному методу (метод 6) на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
В подтверждение таможенной стоимости товара декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение в„– 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 в„– 376), в том числе, контракт от 24.07.2012 в„– G/2012/RUS/91 с приложениями, дистрибьюторский договор, паспорт сделки, заказ на поставку, инвойс, упаковочный лист, сертификат соответствия, прайс-лист, коносаменты и др. Заявленная декларантом таможенная стоимость товара принята таможенным органом, товар выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Полагая, что при декларировании таможенной стоимости по ДТ в„– 10216140/180414/0009294 был неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товара (были соблюдены все условия для принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости, однако декларирование таможенной стоимости осуществлено по шестому резервному методу), Общество обратилось в Таможню с заявлением от 29.10.2015, в котором просило принять решение о корректировке таможенной стоимости по спорной ДТ после выпуска товаров.
Также Общество обратилось в Таможню с заявлением от 29.10.2015 в„– 21 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ в„– 10216140/180414/0009294 в размере 390 924 руб. 79 коп. Указанное заявление возвращено Таможней без рассмотрения письмом от 06.11.2016 в„– 15-10/47243.
Считая бездействие Таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей, незаконным, ООО "ДиКом Тайр" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора и их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у таможенного органа правовых и фактических оснований для невозврата Обществу излишне уплаченных им таможенных платежей. Суды двух инстанций удостоверились в фактической излишней уплате Обществом 390 924 руб. 79 коп. при наличии правовых условий для определения таможенной стоимости по первому методу, признав, что представленные заявителем в таможенный орган (а также в материалы дела) документы подтверждают заявленную Обществом таможенную стоимость товаров по стоимости сделки (по первому методу); использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товаров, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Вместе с тем суды не согласились с доводами Таможни относительно недостающих документов, позволяющими, по мнению заинтересованного лица, в силу статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 311-ФЗ) возвратить заявление Общества без рассмотрения, а также на основе имеющихся материалов дела решили вопрос о распределении судебных расходов.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Таможни в силу следующего.
При рассмотрении спора по существу суды двух инстанций последовательно исходили из положений статей 64, 65, 66, 67, 68 и 69 ТК ТС, а также из оснований и порядка проведения дополнительной проверки таможенной стоимости товаров и правил ее определения, закрепленных в названном Соглашении.
Согласно пункту 1 статьи 2 того же Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при выполнении определенных условий (пункт 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Резервный (шестой) метод определения таможенной стоимости товаров подчинен правилам статьи 10 Соглашения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения. Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с названной статьей, являются теми же, что и предусмотренные в статьях 4, 6 - 9 Соглашения, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с названной статьей допускается гибкость при их применении.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В статье 183 ТК ТС закреплен перечень документов, которыми должна сопровождаться подача таможенной декларации, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "ДиКом Тайр" для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров представило в Таможню необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 183 ТК ТС. Эти документы не имеют противоречий и подтверждают заявленную декларантом таможенную стоимость (по стоимости сделки).
Предусмотренные статьей 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять достаточность и достоверность информации не позволяют ему произвольно осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Отсутствие же у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными доказательствами.
Оценив полученные Таможней в ходе проверочного мероприятия документы и сведения, суды обоснованно признали, что таможенный орган не доказал недостоверность и недостаточность этих сведений (содержащихся в представленных декларантом документах) для применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки. Суды должным образом оценили представленные декларантом документы как достоверные и достаточные для определения таможенной стоимости товаров; доказательств недостоверности сведений о цене сделок либо о наличии условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, таможенный орган не представил.
Таким образом, невозможность использования документов, представленных ООО "ДиКом Тайр" при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товаров (в их совокупности и системной оценке), Таможней не подтверждена (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
В связи с этим суды констатировали отсутствие в материалах дела доказательств того, что принятая Таможней для определения таможенной стоимости ценовая информация (при согласии с шестым методом) была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемых Обществом сделок. Иными словами, Таможня не показала, что используемая ею информация подтверждает ценовую информацию, сложившуюся на рынке согласно коммерческим условиям, сопоставимым с условиями контракта, заключенного обществом; не доказана обоснованность использования указанной ценовой информации при корректировке таможенной стоимости по рассматриваемым ДТ. Таможенный орган не выявил значимую сопоставимость условий сделок, их ценовых и коммерческих уровней.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов о том, что таможенный орган неправомерно принял таможенную стоимость товаров, оформленных по спорной ДТ (по шестому методу). В связи с чем уплаченные Обществом в результате такого принятия таможенные платежи (в сумме 390 924 руб. 79 коп.) являются излишне уплаченными и подлежат возврату (зачету) декларанту применительно к статьям 89 и 90 ТК ТС.
Спор по сумме излишне уплаченных и подлежащих возврату (зачету) таможенных платежей (390 924 руб. 79 коп.) отсутствует.
Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно (такой вывод, в частности, отражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13328/12).
Материалами дела также подтверждается, что в данном случае Обществом была предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (статья 147 Закона в„– 311-ФЗ).
В силу положений статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, - не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания (часть 1).
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2).
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3).
В силу части 4 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения, с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
Согласно части 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
В данном случае Таможня не ссылается на положения части 12 статьи 147 Закона в„– 311-ФЗ, а настаивает на отсутствии в таможенном органе всех документов, необходимых для возврата декларанту излишне уплаченных таможенных платежей.
По настоящему делу судами установлено, что к заявлению Общества от 29.10.2015 в„– 21 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей были приложены копия спорной ДТ, копии форм КТС, ДТС-1 и ДТС-2 к указанной ДТ, копия документа, подтверждающего уплату таможенных пошлин. Таможенным органом не оспаривается, что Обществом в подтверждение уплаты таможенных пошлин был представлен подготовленный самим таможенным органом и направленный ранее Обществу (декларанту) периодический отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. В этом документе, как указали суды, последовательно (по отдельным графам) отражены как суммы таможенного сбора, таможенной пошлины и ввозного налога на добавленную стоимость (применительно к совокупности всех товаров по рассматриваемой и другим поданным в названный период ДТ), так и указаны платежные документы (с датой и номерами), которые были задействованы при оплате обязательных платежей по конкретной ДТ (с которых списаны принадлежащие Обществу, в том числе, авансовые денежные средства, ранее не идентифицируемые с рассматриваемой ДТ, а носящие характер предварительных авансовых сумм безотносительно тех или иных конкретных ДТ, что соответствует положениям статьи 121 Закона в„– 311-ФЗ).
Наличие указанного отчета, а также представленных в материалы дела чеков, является необходимым и достаточным документальным подтверждением соответствующей уплаты, позволяющим четко идентифицировать все значимые платежи (с их привязкой к конкретным товарам, ДТ), в связи с чем у Таможни не имелось оснований для возвращения заявления Общества от 29.10.2015 в„– 21 без рассмотрения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое бездействие Таможни незаконным и удовлетворили заявленные требования Общества.
Выводы судов о взыскании с Таможни в пользу ООО "ДиКом Тайр" 20 000 руб. судебных расходов заинтересованным лицом в порядке кассационного производства не обжалуются.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 по делу в„– А56-85290/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
Л.А.САМСОНОВА


------------------------------------------------------------------