Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2016 N Ф07-10183/2016 по делу N А21-9015/2015
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа об отказе в выпуске товаров .
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием маркировки заявленного товара требованиям технического регламента.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено отсутствие на ввозимом товаре единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и маркировки на русском языке "ЕАС".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калининградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. по делу в„– А21-9015/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от Калининградской областной таможни Алликас Е.И. (доверенность от 17.12.2015 в„– 68), рассмотрев 16.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ладторг" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 (судьи Семенова А.Б., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу в„– А21-9015/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ладторг", место нахождения: 236022, Калининградская область, город Калининград, Калужская улица, дом 8, офис 8, ОГРН 1043902826461, ИНН 3906124748 (далее - ООО "Ладторг", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными решений Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининградская область, город Калининград, Гвардейский проспект, дом 30, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), об отказе в выпуске товаров по декларациям на товары (далее - ДТ) в„– 10012190/040215/0000843, в„– 10012190/060715/0006702 и в„– 10012190/100915/0009768.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.04.2016 (судья Сычевская С.Н.) решение Таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ в„– 10012190/100915/0009768 признано незаконным. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 решение суда первой инстанции от 11.04.2016 отменено в обжалуемой части по апелляционной жалобе Таможни. В удовлетворении заявления ООО "Ладторг" в части признания незаконным решения Таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ в„– 10012190/100915/0009768 отказано. В остальной части решение суда первой инстанции от 11.04.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Ладторг", ссылаясь на нарушение (неправильное толкование) судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 и оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.04.2016. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции не учел фактические обстоятельства, вследствие чего пришел к неправильному выводу о несоответствии нанесенной на товар маркировки, выполненной на иностранном языке, требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 881 (далее - Технический регламент 022/2011, ТР ТС 022/2011). Податель жалобы считает правильной позицию суда первой инстанции, в соответствии с которой маркировка товаров единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов таможенного союза осуществляется перед выпуском продукции в обращение - при направлении ее на реализацию, а не перед таможенным оформлением.
В отзыве Таможня просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Таможни просил отказать в удовлетворении жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Общество на основании контракта от 30.06.2014 в„– 14/06-30/86ЗАО, заключенного с ЗАО "ЭКОХЕМА" (Польша), ввезло на территорию Российской Федерации и, с целью помещения иностранного товара под таможенную процедуру "свободная таможенная зона", представило к таможенному оформлению по декларации на товары (далее - ДТ) в„– 10012190/040215/0000843 товар в„– 1 "соль поваренная пищевая выварочная, пригодная для употребления в пищу..." в п/пропиленовых мешках по 25 кг, всего 1890 мешка, общим весом нетто 47 250 кг, весом брутто 47 520 кг, код ТН ВЭД ТС 2501 00 919 0, с предоставлением при таможенном декларировании декларации о соответствии ТС в„– RU Д-PL.АЕ34.А.03069 (срок действия с 04.02.2015 по 22.10.2016), о чем свидетельствует запись в графе 44 ДТ "Дополнительная информация. Представленные документы".
04.02.2015 таможенным органом принято решение о проведении таможенного досмотра товара, продекларированного по указанной декларации; по результатам проведения досмотра составлен акт таможенного досмотра (осмотра) от 06.02.2016 в„– 10012190/070215/000068; в ходе досмотра установлено, что наименование, количество и вес товара соответствуют сведениям, заявленным в ДТ в„– 10012190/040215/0000843.
14.02.2015 таможенный орган принял решение об отказе в выпуске товара по указанной ДТ по причине несоответствия маркировки заявленного в ней товара требованиям технического регламента ТР ТС 022/2011.
В тот же день (14.02.2015) Таможня вынесла определение о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившемся в том, что на товаре, задекларированном по ДТ в„– 10012190/040215/0000843, отсутствуют единый знак соответствия и маркировка на русском языке, предусмотренная пунктом 2 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011.
Постановлением Ленинградского районного суда города Калининграда от 15.06.2015 по делу в„– 6-927/15, оставленным без изменения решением Калининградского областного суда от 03.09.2015, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО "Ладторг" прекращено за отсутствием события административного правонарушения.
Общество 06.07.2015 повторно подало в Таможню декларацию на ввезенный товар, ДТ присвоен в„– 10012190/060715/0006702.
Таможенным органом 13.07.2015 принято решение об отказе в выпуске товара по ДТ в„– 10012190/060715/0006702 на основании пункта 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) - не предоставлено постановление суда, вступившее в силу.
10.09.2015 Обществом в третий раз продекларирован ввозимый товар по ДТ в„– 10012190/100915/0009768: товар в„– 1 "соль поваренная пищевая выварочная, пригодная для употребления в пищу..." в п/пропиленовых мешках по 25 кг, общим весом нетто 47 250 кг, весом брутто 47 520 кг, изготовитель SODA POLSKA CIECH S.A (TM) код ТН ВЭД ТС 2501 00 919 0, с предоставлением при таможенном декларировании декларации о соответствии ТС в„– RU Д-PL.АЕ34.А.03069 (срок действия с 04.02.2015 по 22.10.2016), о чем свидетельствует запись в графе 44 ДТ "Дополнительная информация. Представленные документы".
18.09.2015 Таможня в третий раз отказала в выпуске товара по ДТ в„– 10012190/100915/0009768 на основании пункта 1 статьи 201 ТК ТС - не соблюдены условия выпуска товаров, установленные пунктом 1 статьи 95 ТК ТС: отсутствует маркировка товара (ТР ТС 022/2011).
Общество оспорило все решения Таможни об отказе в выпуске товара в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив пропуск Обществом срока подачи заявления в отношении ДТ в„– 10012190/040215/0000843 и ДТ в„– 10012190/060715/0006702, решением от 11.04.2016 в удовлетворении требований ООО "Ладторг" о признании недействительными решений Таможни по указанным ДТ отказал, однако удовлетворил требование Общества о признании недействительным решения, принятого Таможней ДТ в„– 10012190/100915/0009768, посчитав его незаконным и необоснованным относительно отказа в выпуске товара по данной ДТ.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о незаконности вынесенного Таможней решения об отказе в выпуске товара по ДТ в„– 10012190/100915/0009768, и признал несоблюдение Обществом требований Технического регламента ТР ТС 022/2011 с целью выпуска товара в заявленной таможенной процедуре в связи с отсутствием на ввозимом товаре единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и маркировки на русском языке - "ЕАС". Постановлением от 03.08.2016 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 11.04.2016 в данной части и отказал Обществу в удовлетворении требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то обстоятельство, что рассматриваемый товар - соль поваренная пищевая выварочная пригодная для употребления в пищу - поступил в полипропиленовых мешках весом по 25 кг; перед поступлением в продажу, поскольку данный товар потребителям в мешках по 25 кг не реализуется, товар должен быть расфасован в более мелкую тару, на которой и был бы проставлен единый знак соответствия и маркировка на русском языке, в связи с чем решение Таможни об отказе в выпуске товара является незаконным.
Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционного суда от 03.08.2016 законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
При несоблюдении условий выпуска товаров таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (пункт 1 статьи 201 ТК ТС).
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС).
Из положений статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) следует, что под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 7 Закона в„– 184-ФЗ технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 3).
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей и устанавливают минимально необходимые требования безопасности (часть 1 статьи 6 и часть 1 статьи 7 Закона в„– 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.1 Технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 в„– 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011, вступает в силу с 1 июля 2013 года.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления в„– 18 от 12.05.2016 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. К числу указанных международных договоров относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор и Союз соответственно), иные международные соглашения, заключенные Российской Федерацией с государствами - членами Союза, другими государствами, международными организациями и образованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до принятия Таможенного кодекса Союза юридическая сила также сохраняется за Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее - ТК ТС, Кодекс), который имеет статус действующего для Российской Федерации заключенного ею международного договора.
Согласно пункту 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 при перемещении товаров через таможенную границу Союза, в том числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Комиссией или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Союза, определяются международным договором в рамках Союза. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).
Согласно пункту 6 Приложения в„– 9 (Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза) к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Изображение единого знака обращения продукции на рынке Союза и порядок его применения утверждаются Комиссией.
При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.
Технический регламент ТР ТС 022/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 2 Предисловия к ТР ТС 022/2011).
Технический регламент ТР ТС 022/2011 распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки (пункт 1 статьи 1 названного Технического регламента).
Указанный технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции (пункт 3 статьи 1 ТР ТС 022/2011).
При этом в пунктах 4.1 и 4.2 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011 установлены требования к маркировке пищевой продукции.
Общие требования к маркировке упакованной пищевой продукции приведены в пункте 4.1 статьи 4 Технического регламента 022/2011.
Такая маркировка должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Общие требования к маркировке пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, приведены в пункте 4.2 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011.
Маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
В случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 4.2 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 022/2011).
Подпунктом 2 пункта 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что предусмотренная пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку, должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи.
Из приведенных в статье 2 Технического регламента 022/2011 определений следует, что маркировка пищевой продукции - это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним.
В соответствии со статьей 3 Технического регламента ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Таким образом, в силу вышеуказанного пункта 6 Приложения в„– 9 (Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза) к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ввозимый товар должен иметь маркировку в соответствии с установленными требованиями Технического регламента ТР ТС 022/2011 на момент пересечения государственной границы - страны участника Евразийского экономического союза.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела при проведении таможенного досмотра Таможней установлено отсутствие на товаре, ввозимым ООО "Ладторг", единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и маркировки на русском языке "ЕАС".
Поскольку оценка (подтверждение) соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение, отсутствие обязательной информации на русском языке на упаковке товара, самой продукции, ярлыках, прикрепленных к ней, а также отсутствие обозначения единым знаком обращения "ЕАС", влечет за собой отказ в выпуске товара в связи несоблюдением декларантом обязательных требований к маркировке ввозимой продукции единым знаком обращения, оспариваемое решение таможенного органа об отказе в выпуске товара по ДТ в„– 10012190/100915/0009768 является законным и обоснованным.
Согласно разделу 2 "Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 в„– 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения", маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза, в связи с чем довод Общества о том, что единым знаком обращения должен быть проставлен на товаре при направлении его непосредственно на реализацию, то есть в торговлю, а не перед таможенным оформлением, противоречит вышеназванным нормам права и является ошибочным.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 03.08.2016 является законным и обоснованным.
При обращении с кассационной жалобой Общество излишне уплатило государственную пошлину в размере 1500 руб., в связи с чем в силу статьи 104 АПК РФ, пункта 12 части 1 статьи 333.21 и пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату ООО "Ладторг" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 по делу в„– А21-9015/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ладторг" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ладторг" (место нахождения: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, ул. Калужская, д. 8, офис 8, ОГРН 1043902826461, ИНН 3906124748) из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по пл. поручению от 23.09.2016 в„– 80 при подаче кассационной жалобы.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------