Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2016 N Ф07-10296/2016 по делу N А26-1686/2016
Требование: О признании недействительным решения управления ПФ РФ.
Обстоятельства: Учреждение привлечено к ответственности в виде штрафа в связи с неправомерным применением в проверяемый период льготного тарифа при исчислении страховых взносов.
Решение: Требование удовлетворено частично, оспариваемое решение признано недействительным в части размера начисленного штрафа с учетом принципов справедливости и соразмерности наказания.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2016 г. по делу в„– А26-1686/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А., при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия Маркиной Е.В. (доверенность от 15.04.2016 в„– 12), рассмотрев 10.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономного учреждения Республики Карелия "Центр культуры "Премьер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2016 (судья Ильющенко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу в„– А26-1686/2016,

установил:

Автономное учреждение Республики Карелия "Центр культуры "Премьер", место нахождения: 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 38-в, ОГРН 1051000026450 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия, место нахождения: 185910, г. Петрозаводск, Лыжная ул., д. 2Б, ОГРН 1021000511344 (далее - Фонд), от 26.01.2016 в„– 5.
Решением суда первой инстанции от 06.05.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.08.2016, решение Фонда признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме, превышающей 6000 руб.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и полностью удовлетворить его заявление. Учреждение считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ). Податель жалобы указывает на соблюдение им всех требований, установленных пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ, в целях применения льготного тарифа.
В судебном заседании представитель Фонда возражала против удовлетворения жалобы.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы без его участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 17.12.2015 в„– 119. В ходе проверки установлено, что Учреждение в проверяемом периоде неправомерно применяло льготный тариф, установленный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ.
На основании акта проверки с учетом рассмотренных возражений Фондом принято решение от 26.01.2016 в„– 5 о привлечении к ответственности.
Указанным решением Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 498 035,02 руб., 68 904,59 руб. пеней и 67 118,96 руб. штрафа по части 1 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу о том, что заявитель необоснованно применил при исчислении страховых взносов льготный тариф, установленный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ, в связи с чем признали правомерным начисление недоимки, пеней, а также привлечение к ответственности по части 1 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ. При этом суд первой инстанции посчитал возможным с учетом обстоятельств дела уменьшить размер штрафа до 6000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 18 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 58 Закона в„– 212-ФЗ определены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов.
В силу части 3.4 статьи 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ в течение 2012-2014 годов тариф страховых взносов в льготном размере применялся для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 8, 10 - 12 части 1 указанной статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ право на применение пониженных тарифов предоставлено организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, осуществляющим как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в названном пункте статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ.
При этом частью 1.4 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ определено, что соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.
Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Положения подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль исключают возможность учета в объеме доходов доходы в виде имущества, полученного хозяйствующим субъектом в рамках целевого финансирования.Учреждение в 2012 - 2014 годах находилось на упрощенной системе налогообложения. Основной вид деятельности Учреждения в проверяемом периоде показ фильмов (ОКВЭД - 92.13), дополнительные виды деятельности - прокат фильмов (ОКВЭД - 92.13) и деятельность баров. Фондом подтверждено соблюдение условий пункта 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ по видам деятельности.
В расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды 2012, 2013, 2014 годов Учреждение применяло пониженные тарифы на основании подпункта "я.3" пункта 8 части 1, части 3.4 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ.
В ходе проверки Фондом установлено, что Министерством культуры Республики Карелия из бюджета Республики Карелия в проверяемом периоде Учреждению были предоставлены субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг, в общей сумме 13 113 945 руб.
Доходы Учреждения от показа и проката фильмов, деятельности бара в 2012 - 2014 годах составили 14 505 214 руб., в том числе от показа и проката фильмов - 12 952 533 руб.
Как установлено проверкой и подтверждено в ходе судебного разбирательства, в целях применения пониженного тарифа при определении базы по страховым взносам Учреждение учитывало только доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой на платной основе, средства целевого финансирования в сумму дохода не были включены. При этом пониженный тариф применен Учреждением к общему фонду оплаты труда - как к фонду оплаты труда, финансируемому из средств целевого бюджетного финансирования, так и к фонду оплаты труда, финансируемому из иных доходов.
Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с получением Учреждением средств целевого финансирования на осуществление его деятельности, суды правильно указали на то, что льготный тариф, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ, применяется только при исчислении страховых взносов на фонд оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта.
Судами принято во внимание, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.10.2014 в„– 2335-О, нормативно-правовое регулирование в сфере освобождения от уплаты страховых взносов учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 в„– 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Что же касается иных доходов, получаемых автономным учреждением от осуществления им своей деятельности, то указанные доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей с учетом обязанности уплаты всех законно установленных налогов и сборов (статьи 7 - 9 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Также необходимо учитывать, что применение пониженного тарифа страховых взносов некоммерческими организациями стало возможным с 01.01.2012, с введением в действие Федеральным законом от 03.12.2011 в„– 379-ФЗ подпункта 11 пункта 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ. При этом действие названной нормы не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения в силу их организационно-правового статуса, что является самостоятельным основанием для отказа в применении Учреждением пониженных тарифов страховых взносов.
Доводов относительно произведенных Фондом расчетов страховых взносов на основании данных самого Учреждения о доходах жалоба не содержит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об условиях применения льготного тарифа, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. При этом иное толкование заявителем законодательства Российской Федерации, как и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Исходя из изложенного, суды обоснованно не усмотрели правовых оснований для признания оспариваемого решения Фонда незаконным в полном объеме. Размер начисленного Учреждению штрафа снижен судами с учетом значимых обстоятельств по делу, с соблюдением принципов справедливости и соразмерности наказания. Решение суда в части снижения штрафа Фондом не оспорено.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами правильно, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется.
При подаче кассационной жалобы Учреждение уплатило 3000 руб. государственной пошлины вместо 1500 руб. В соответствии со статьей 333.40 НК РФ излишне уплаченная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.05.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 по делу в„– А26-1686/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономного учреждения Республики Карелия "Центр культуры "Премьер" - без удовлетворения.
Возвратить автономному учреждению Республики Карелия "Центр культуры "Премьер", место нахождения: 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 38-в, ОГРН 1051000026450, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 22.09.2016 в„– 331.

Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Н.А.МОРОЗОВА


------------------------------------------------------------------