Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2016 N Ф07-9297/2016 по делу N А26-8170/2014
Требование: Об обязании администрации муниципального образования принять в собственность объекты недвижимого имущества военного городка.
Обстоятельства: Учреждение ссылается на несовершение действий по принятию объектов в муниципальную собственность.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учтено отсутствие волеизъявления муниципального образования на принятие объектов в собственность, а также то, что часть объектов полностью разрушена и фактически отсутствует, а другая часть по причине аварийности и ветхости непригодна для использования по назначению.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. по делу в„– А26-8170/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г., при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Романовской А.Б. (доверенность от 30.12.2015 в„– 78), от Министерства обороны Российской Федерации Минкевича Ю.Б. (доверенность от 25.02.2015 в„– 212/2/213), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.03.2016 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу в„– А26-8170/2014,

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Луусалмского сельского поселения, место нахождения: 186918, Республика Карелия, Калевальский р-н, пос. Луусалми, Советская ул., д. 11А, ОГРН 1051001675922, ИНН 1017001766 (далее - Администрация), об обязании ответчика принять в муниципальную собственность семнадцать объектов недвижимого имущества военного городка в„– 3, включая земельный участок площадью 60 500 кв. м с кадастровым номером 10:17:020101:012, расположенных по адресу: Республика Карелия, Калевальский р-н, п. Войница; подписать акты приема-передачи данных объектов и отразить их на балансе муниципального образования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Красная ул., д. 31, ОГРН 1041000051784, ИНН 1001048543.
Решением от 02.03.2015 (судья Погорелов В.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) данное решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.09.2015 (судьи Сергеева И.В., Гафиатуллина Т.С., Сапоткина Т.И.) решение от 02.03.2015 и постановление от 21.05.2015 отменены; дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением от 31.03.2016, принятым по результатам нового рассмотрения дела, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 данное решение оставлено без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 31.03.2016 и постановление от 05.07.2016, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ) предусмотрен упрощенный порядок передачи военного недвижимого имущества соответствующему публичному образованию независимо от технического состояния имущества, согласия и финансовых возможностей муниципального образования; в силу положений названного Федерального закона решение о передаче военного имущества в муниципальную собственность является основанием прекращения права собственности Российской Федерации и возникновения права муниципальной собственности с даты принятия такого решения, если права на передаваемое имущество ранее не регистрировались; суды необоснованно отказали в удовлетворении иска в части передачи земельного участка с кадастровым номером 10:17:020101:012, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что судебные инстанции, отказывая в иске, обоснованно исходили из недоказанности истцом фактического существования подлежащих передаче объектов недвижимости, их пригодности для дальнейшего использования и отсутствия волеизъявления Администрации на их принятие, ненадлежащей индивидуализации земельного участка для передачи его Администрации. В отзыве Администрация также просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу указало, что поддерживает ее доводы в полном объеме.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Министерства поддержал позицию истца.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Администрации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства от 12.08.2013 в„– 646 (в редакции приказа от 22.01.2014 в„– 43) в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Луусалмское сельское поселение" передано шестнадцать объектов недвижимого имущества военного городка в„– 3 с земельным участком согласно приложениям в„– 1, 2 к приказу.
Во исполнение названного приказа Учреждение письмом от 20.11.2013 в„– 141/2-29985 направило главе Луусалмского сельского поселения Республики Карелия для подписания акты приема-передачи объектов недвижимости.
Письмом от 06.05.2014 в„– 141/2-4577 Учреждение повторно направило Администрации акты приема-передачи объектов недвижимого имущества военного городка в„– 3.
Учреждение, ссылаясь на неполучение ответа от Администрации, уклонение Администрации от подписания актов приема-передачи и несовершение действий по принятию объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, а именно зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также земельных участков (в том числе незастроенных), находящихся в границах военных городков и в границах земельных участков, используемых для нужд обороны страны, в части, занятой жилыми помещениями, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ.
С учетом абзаца 39 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенного Федеральным законом от 08.12.2011 в„– 423-ФЗ, к указанным выше отношениям по передаче военного недвижимого имущества не применяется порядок безвозмездной передачи имущества из одного уровня собственности в другой, установленный Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований Учреждения, суды обоснованно исходя из положений статей 128, 129, 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации приняли во внимание отсутствие волеизъявления муниципального образования на принятие объектов в муниципальную собственность, а также состояние предполагаемых к передаче объектов, часть которых полностью разрушена и фактически отсутствует, а другая часть по причине аварийности и ветхости не пригодна для использования по назначению и как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Довод подателя жалобы о незаконности отказа в удовлетворении требований в отношении земельного участка правомерно отклонен апелляционным судом со ссылкой на подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку, как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 10:17:020101:012, на котором расположены объекты недвижимого имущества военного городка в„– 3, предполагался к передаче в связи с нахождением на нем объектов недвижимого имущества, а не как свободный от застройки земельный участок.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Учреждение не представило документы в подтверждение уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе. Поскольку рассмотрение кассационной жалобы завершено принятием судебного акта не в пользу Учреждения, с него следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 в„– 307-ЭС15-9175).
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.03.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2016 по делу в„– А26-8170/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА


------------------------------------------------------------------