Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.11.2016 N Ф07-10188/2016 по делу N А66-446/2016
Требование: О признании недействительным отказа департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект недвижимости заявителя.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок находится в общественно-деловой и рекреационных зонах и на нем планируется разместить многофункциональный общественный центр и зеленые насаждения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку вывод о том, что заявитель обратился с заявлением о выкупе участка к неуполномоченному лицу, ошибочен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тверской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2016 г. по делу в„– А66-446/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Захаровой М.В. и Сапоткиной Т.И., при участии от индивидуального предпринимателя Аббасова А.У. - Сидорука А.В. (доверенность от 02.06.2016), от администрации города Твери Родина Н.Н. (доверенность от 17.09.2015), от департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Ивановой Е.А. (доверенность от 07.10.2016), рассмотрев 09.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аббасова Амираслана Усуб-оглы на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.06.2016 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 (судьи Чередина Н.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу в„– А66-446/2016,

установил:

Индивидуальный предприниматель Аббасов Амираслан Усуб-оглы, ОГРНИП 307695216500025, обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным отказа департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), оформленного письмом от 28.12.2015 в„– 30/9308, в предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 912,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300111:31, расположенного по адресу: г. Тверь, бул. Профсоюзов, д. 2, лит. А, обязании Департамента в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подготовку, подписание и направление заявителю в трех экземплярах проекта договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Стамплевский Антон Владимирович, администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), департамент архитектуры и строительства Администрации, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788.
Решением от 01.06.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, вывод судов об обращении предпринимателя с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание, к неуполномоченному лицу - Департаменту, тогда как полномочиями на заключение договоров купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, обладает Администрация, является неверным; судами не учтено, что Департамент является структурным подразделением Администрации, неверно истолкованы нормы пунктов 2.2 и 3.1.29 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением главы Администрации от 23.01.2007 в„– 198 (далее - Положение), и необоснованно не приняты во внимание изменения, внесенные постановлением Администрации от 16.09.2015 в„– 1509 в реестр муниципальных услуг в городе Твери, утвержденный постановлением Администрации от 18.04.2012 в„– 778 (далее - Реестр).
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Администрации и Департамента - в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Аббасову А.У. принадлежит на праве собственности здание магазина площадью 323,8 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300111:43 (условный номер 69:40:03:00:111:0031:1\020803\37:10000\А), расположенное на земельном участке площадью 912,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300111:31 по адресу: г. Тверь, бул. Профсоюзов, д. 2, лит. А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2003 серии 69-АА в„– 434472 и кадастровым паспортом здания от 27.11.2014 в„– 02-69/14-1-473787.
Указанный земельный участок, находящийся в государственной собственности, предоставлен предпринимателю в аренду по договору от 06.05.2003, заключенному с Администрацией, сроком до 31.12.2051 для размещения магазина с аптечным пунктом.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.10.2003.
Предприниматель 11.12.2015 обратился в Департамент с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300111:31, указав, что на нем расположено принадлежащее ему здание.
Письмом от 28.12.2015 в„– 30/9308 Департамент отказал предпринимателю в приватизации указанного земельного участка, сославшись на его нахождение в соответствии с генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской думы от 25.12.2012 в„– 193 (394), в общественно-деловой и рекреационных зонах, и планируемое размещение на нем многофункционального общественного центра и зеленых насаждений общего пользования с формированием улично-дорожной сети (магистральной улицы районного значения), а также указав, что в силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа спорного участка осуществляется Администрацией.
Предприниматель, считая отказ Департамента не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, нарушающим его право на приватизацию земельного участка, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о том, что в силу положений земельного законодательства полномочиями на заключение договора купли-продажи спорного участка обладает только Администрация, в связи с чем с заявлением о выкупе предприниматель должен был обратиться к ней, а не Департаменту, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе в собственность за плату на основании договора купли-продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ (подпункт 6 пункта 2 той же статьи).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок уже образован и поставлен на государственный кадастровый учет, процедура его предоставления в собственность без торгов предусматривает подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка и дальнейшее заключение договора купли-продажи (подпункты 6 и 7 пункта 1 указанной статьи).
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом.
Согласно статье 28 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 в„– 68 (далее - Устав), структуру органов местного самоуправления города Твери составляет, в том числе, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация, которая в соответствии с пунктом 12 статьи 46 Устава в пределах своей компетенции в области использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды уполномочена принимать решения о предоставлении земельных участков.
В силу статьи 39 Устава в структуру Администрации, утверждаемую Тверской городской Думой по представлению главы города Твери, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы, структура, полномочия и порядок деятельности которых определяются положениями об этих органах.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения Департамент является структурным подразделением Администрации, созданным для реализации задач, направленных на эффективное управление муниципальным имуществом города Твери, в том числе на принятие оптимальных управленческих решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных ему полномочий.
К функциям Департамента относится обеспечение реализации уполномоченным органом местного самоуправления полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Твери, а также по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми осуществляют органы местного самоуправления города Твери (за исключением полномочий по предоставлению земельных участков для комплексного освоения территории и осуществлению выдачи разрешений на использование земельных участков без предоставления земельного участка и установления сервитута), в том числе подготовка, включая правовую экспертизу, соответствующих правовых актов и договоров (соглашений) в сфере земельных отношений (пункт 3.1.29 Положения).
Кроме того, Департамент в рамках своих полномочий и компетенции осуществляет служебное взаимодействие со всеми структурными и территориальными подразделениями Администрации, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и иными структурами (раздел 7 Положения).
Согласно пункту 36 Реестра органом Администрации, ответственным за предоставление в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания и (или) сооружения, является Департамент.
По смыслу приведенных норм и разъяснений именно Департамент как структурное подразделение Администрации уполномочен на рассмотрение заявления предпринимателя о предоставлении ему в собственность арендуемого земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300111:31, находящегося по сведениям государственного кадастра недвижимости в государственной собственности с 10.01.2003 (кадастровый паспорт земельного участка от 06.05.2016 в„– 02-69/16-1-182862), а также обеспечение подготовки проекта договора купли-продажи.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований Аббасова А.У. ввиду того, что он с заявлением о выкупе земельного участка обратился к неуполномоченному лицу, основан на неверном толковании норм материального права и сделан без учета положений Реестра.
Поскольку при принятии решения судами неправильно применены нормы материального права и по существу не исследовалась возможность выкупа земельного участка, занятого принадлежащим предпринимателю на праве собственности зданием, обжалуемые судебные акты в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон, после чего принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 01.06.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2016 по делу в„– А66-446/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.

Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Т.И.САПОТКИНА


------------------------------------------------------------------