Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.2016 N Ф07-8896/2016 по делу N А05-280/2016
Требование: Об оспаривании решения управления Ространснадзора об отказе в переоформлении лицензии.
Обстоятельства: Обществу выдана лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах. Оспариваемый отказ мотивирован тем, что план общества по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку план, необходимый для получения лицензии, не является объектом государственной экологической экспертизы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2016 г. по делу в„– А05-280/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г., при участии от Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Елисеенкова А.А. (доверенность от 12.01.2016 в„– 5), от общества с ограниченной ответственностью "НК-флот" Тырина П.А. (доверенность от 01.03.2016), рассмотрев 07.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2016 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу в„– А05-280/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НК-флот", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 52, оф. 908, ОГРН 1122901026984, ИНН 2901232466 (далее - ООО "НК-флот", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным уведомления Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Поморская ул., д. 2, ОГРН 1072901004230, ИНН 2901161840 (далее - Управление), от 11.01.2016 в„– СУГМРН-04-03/23 о принятии решения об отказе в переоформлении лицензии и о возложении на Управление обязанности переоформить приложение в„– 1 к лицензии от 30.05.2013 серии МР-4 в„– 000783, дополнительно указав в нем нефтеналивное судно "Луга" и нефтеучасток причала в„– 78 по адресу: г. Архангельск, Мосеев остров, 20, корп. 9.
Решением от 10.05.2016 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 18.07.2016 апелляционный суд оставил решение от 10.05.2016 без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Обществу выдана лицензия от 30.05.2013 серии МР-4 в„– 000783 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. В приложении в„– 1 к данной лицензии содержится перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, - нефтеналивное судно "Кама", место осуществления лицензируемого вида деятельности - акватория морского порта Архангельск для объектов, указанных в приложении к лицензии.
Общество 23.10.2015 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении приложения к лицензии, а именно, добавлении в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, нефтеучастка причала в„– 78.
Управление письмом от 27.10.2015 направило в адрес Общества уведомление о несоответствиях, выявленных при проверке представленных с заявлением документов, и необходимости устранения выявленных несоответствий в тридцатидневный срок.
Общество 11.11.2015 вновь направило в Управление заявление о переоформлении приложения к лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и недостающие документы с устранением замечаний, указанных в уведомлении от 27.10.2015. Согласно данному заявлению Общество просило добавить в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, причал в„– 78, Мосеев остров, морской порт Архангельск; нефтеналивное судно "Луга" - акватория портов: Архангельск, Нарьян-Мар, Онега.
Управление письмом от 19.11.2015 направило в адрес заявителя уведомление о несоответствиях, выявленных при проверке представленных с заявлением документов, и необходимости устранить выявленные несоответствия.
Общество 25.11.2015 вновь направило в адрес Управления заявление о переоформлении приложения к лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и недостающие документы с устранением замечаний, указанных в уведомлении от 19.11.2015. В качестве основания для переоформления лицензии (приложения к лицензии), как указано в заявлении ООО "НК-флот", названы дополнительные объекты: нефтеучасток причала в„– 78, Мосеев остров, морской порт Архангельск; нефтеналивное судно "Луга" - акватория портов: Архангельск, Нарьян-Мар, Онега. Заявленный вид работ - работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
Управлением на основании приказа от 30.11.2015 в„– 542/П проведена внеплановая предлицензионная проверка Общества, по результатам которой составлен акт проверки от 29.12.2015 в„– 29/12/2015.
Управление направило в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) запрос от 29.10.2015 о предоставлении сведений о государственной экологической экспертизе "Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО "НК-флот" для портов Архангельск, Онега и Нарьян-Мар, Архангельск - 2015", утвержденного генеральным директором ООО "НК-флот". Также Управлением в адрес Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот) направлен запрос от 18.12.2015 о предоставлении сведений об утверждении в установленном порядке данного плана.
Согласно сообщению Росприроднадзора от 09.11.2015 государственная экологическая экспертиза названного плана не проводилась. Росморречфлот 28.12.2015 сообщил о непоступлении уведомления об утверждении плана.
По результатам проверки Управление сделало вывод о соответствии заявленных Обществом объектов лицензионным требованиям. При этом Управление на основании подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 в„– 193 (далее - Положение в„– 193), сделало вывод о несоответствии лицензиата возможности выполнения лицензионной деятельности, поскольку план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО "НК-флот" для портов Архангельск, Онега и Нарьян-Мар, Архангельск - 2015, не утвержден в установленном порядке - отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В связи с этим Управление направило в адрес Общества уведомление от 11.01.2016 в„– СУГМРН-04-03/23 о принятии решения об отказе в переоформлении лицензии.
ООО "НК-флот" оспорило данное уведомление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что указанное уведомление является незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон в„– 99-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 13 Закона в„– 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем.
В силу пунктов 2, 4 части 3 статьи 13 Закона в„– 99-ФЗ к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона в„– 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 данной статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 этой же статьи.
Согласно части 1 статьи 18 Закона в„– 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В силу пункта 2 части 7 статьи 14 Закона в„– 99-ФЗ одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Пунктом 3 Положения в„– 193 предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.
В пункте 5 Положения в„– 193 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, которыми являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 в„– 620; б) наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов); в) наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; г) в случае использования для выполнения работ плавучих кранов и судов (включая суда-бункеровщики): наличие на каждом судне судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней); наличие на каждом судне и на иных плавучих средствах документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с пунктом 2 статьи 60 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке; д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.
Согласно пункту 7 Положения в„– 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона в„– 99-ФЗ, а также следующие документы: а) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке; б) копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке; в) перечень судов, которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; г) перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности; д) копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды) и производственные объекты; е) копия судового плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью, предусмотренного Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, для морских судов и судов смешанного (река-море) плавания; ж) копии договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей; з) копия плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия); и) копия плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В подпункте 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 в„– 160 (далее - Административный регламент), предусмотрено, что для получения лицензии заявитель направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением 3 к данному Административному регламенту, с приложением, в том числе копии плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (план ЛАРН) (с указанием района и срока действия).
Согласно пункту 21 Административного регламента для переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, перечню работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанному в лицензии, а также изменении в перечне используемых производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением в„– 4 к Административному регламенту, с приложением следующих документов: оригинал действующей лицензии; сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), сведения о судах, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждый производственный объект или судно (зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды); сведения о страховании жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей с приложением копий соответствующих договоров.
Как предусмотрено в пункте 27 Административного регламента, Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
На основании материалов дела суды установили, что Общество при подаче заявления на переоформление приложения к лицензии представило необходимые документы в том числе приложило план ЛАРН.
Податель жалобы исходит из того, что представленный Обществом план ЛАРН не прошел государственную экологическую экспертизу и не имеет положительного заключения данной экспертизы.
Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 в„– 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон в„– 155-ФЗ) государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Согласно пункту 4 статьи 34 Закона в„– 155-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 настоящего Закона. В случае, если данный план является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется.
В силу пункта 2 статьи 16.1 Закона в„– 155-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.1 Закона в„– 155-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под искусственными островами понимаются стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Для целей настоящего Федерального закона под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).
Погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.
Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона в„– 155-ФЗ, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1 Закона в„– 155-ФЗ.
План ЛАРН, необходимый для получения лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, не является объектом государственной экологической экспертизы.
Доказательств осуществления организацией эксплуатации, использования искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море Управлением вопреки части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Кассационная инстанция не принимает утверждение Управление о том, что наличие причала в„– 78 свидетельствует о необходимости проведения государственной экологической экспертизы плана ЛАРН.
Как правильно указали суды, причал в„– 78 не соответствует понятиям искусственных островов, установок и сооружений во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, приведенным в статье 4.1 Закона в„– 155-ФЗ. Из писем Росприроднадзора от 17.09.2015, от 27.11.2015 следует, что ему известно о причале в„– 78, тем не менее, он не считает план ЛАРН объектом государственной экологической экспертизы.
Ссылка подателя жалобы на статью 4 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отклоняется судом, поскольку приведенный в ней перечень сооружений не соотносится с требованиями, указанными в части 2 статьи 4.1 Закона в„– 155-ФЗ.
Суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку этому доводу.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
В связи с этим суды правомерно удовлетворили заявленные требования Общества.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.05.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2016 по делу в„– А05-280/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------