Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.11.2016 по делу N А56-14640/2016
Требование: О признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной региональным законодательством, за невосстановление в установленный срок нарушенного благоустройства территории в зоне производства земляных работ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку совершенное обществом деяние не относится к категории длящихся правонарушений и срок давности привлечения общества к административной ответственности истек.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу в„– А56-14640/2016

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кудина А.Г., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Герц Инжиниринг" Вербицкого А.С. (доверенность от 25.10.2016) и Хиловой Н.С. (доверенность от 25.10.2016), от Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга Валдаевой Ю.В. (доверенность от 30.12.2015 в„– 01-04-4928/15-0-0), рассмотрев 02.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Герц Инжиниринг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016 (судья Калайджян А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 (судьи Толкунов В.М., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу в„– А56-14640/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Герц Инжиниринг", место нахождения: 197372, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 59, корпус 1, офис 48, ОГРН 1107847301770, ИНН 7814477934 (далее - ООО "Герц Инжиниринг", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера "А", ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - ГАТИ, Инспекция), от 26.02.2016 в„– 569 "о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в„– 58013 от 22.01.2016". Данным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 в„– 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон в„– 273-70), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 20.04.2016 и постановление от 25.07.2016 и принять новый судебный акт, которым требования удовлетворить - признать незаконным и отменить оспариваемое постановление ГАТИ, ссылаясь при этом на пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 в„– 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума в„– 5) относительно разграничения правонарушения на длящиеся и оконченные.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, сославшись при этом на аналогичное дело в„– А56-14648/2016, разрешенное судом кассационной инстанции 26.10.2016 в пользу Общества; представитель ГАТИ просил оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 подлежат отмене, а постановление ГАТИ от 26.02.2016 в„– 569 - признанию незаконным и подлежащим отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 21.01.2016 и 22.01.2016 специалистом ГАТИ был проведен осмотр зоны производства работ по ордеру ГАТИ от 15.10.2015 в„– К-4834, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, ул. Грибакиных, д. 2, корп. 3, лит. К, ул. Бабушкина, уч. в„– 64 (севернее д. 94, лит. А, по ул. Бабушкина).
В ходе осмотра установлено, что срок действия ордера от 15.10.2015 в„– К-4834 истек 30.10.2015, земляные работы по прокладке электрического кабеля и установке опор освещения не производятся, на территории объекта техника и работающий персонал отсутствуют. Выявленное нарушение зафиксировано в протоколах осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 21.01.2016, от 22.01.2016 с применением фотосъемки и составлением схемы осмотра.
Производителем работ по указанному ордеру является Общество.
Поскольку после завершения работ и окончания срока действия ордера нарушенное благоустройство территории не было восстановлено, 22.01.2016 должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол в„– 58013 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 Закона в„– 273-70.
Постановлением от 26.02.2016 в„– 569 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона в„– 273-70 и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона в„– 273-70 нарушение порядка продления (закрытия) ордера на производство земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, а также производство работ после окончания срока действия указанного ордера, нарушение промежуточных сроков производства указанных работ, невосстановление благоустройства территории, объекта недвижимости, объекта благоустройства после завершения работ и окончания срока действия указанного ордера влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения может выражаться, в том числе в невосстановлении благоустройства территории в предусмотренный в ордере срок.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 в„– 223 "О государственной административно-технической инспекции" предусмотрено, что ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в полномочия которой, в том числе, входит обязанность по проведению государственной политики в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ.
Реализуя свои полномочия, распоряжением от 22.01.2008 в„– 4 ГАТИ утвердила Правила производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми установлены единые требования к организации земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга (далее - Правила в„– 4).
Согласно пункту 1.4 Правил в„– 4 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
В соответствии с пунктом 3.2.17 Правил в„– 4 после завершения работ с временным нарушением благоустройства производитель работ обязан в пределах срока ордера выполнить полное восстановление благоустройства территории, если проектом не предусмотрено поэтапное его восстановление после каждого вида работ. В соответствие с пунктом 14.1 Правил в„– 4 после проведения работ производится восстановление нарушенного благоустройства в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.
В случае окончания работ и невозможности восстановления нарушенного благоустройства в сроки, указанные в ордере, производитель работ обязан обратиться в ГАТИ за продлением сроков производства работ в соответствии с разделом 10 Правил либо переоформить ордер на новый вид работ - работы по благоустройству в соответствии с разделом 9 Правил (пункт 14.8.2 Правил).
Как следует из материалов дела, Обществу (заказчик - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ленсвет") был выдан ордер ГАТИ от 15.10.2015 в„– К-4834 на производство земляных работ по вышеуказанному адресу участка работ. Срок действия ордера с 16.10.2015 до 07.11.2015 (12.11.2015 срок действия ордера продлен до 30.11.2015).
На дату рассмотрения материалов административного дела срок действия ордера истек, ордер не продлен и не переоформлен в установленном порядке, нарушенное благоустройство не восстановлено (заявки, поданные 27.11.2015 и 23.12.2015, были отклонены ГАТИ и данные отказы заявителем не оспорены), что является нарушением требований пунктов 3.2.17, 14.1 Правил в„– 4 и образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона в„– 273-70. Доказательства, опровергающие данные обстоятельства, не представлены заявителем ни в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, ни в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 14 Закона в„– 273-70, которое является длящимся.
Доводы Общества о вынесении постановления за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены как несостоятельные.
Однако при вынесении судебных актов судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума в„– 5 разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока и такое правонарушение не является длящимся.
Следовательно, правонарушение, выразившееся в невосстановлении в установленный срок нарушенного благоустройства в зоне производства земляных работ, не может относиться к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока производства работ по ордеру, так как в силу требований пунктов 3.2.17 и 14.1 Правил в„– 4 восстановление нарушенного благоустройства организовывается и(или) производится в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.
В связи с этим, поскольку Правилами в„– 4 предусмотрен срок, в течение которого ООО "Герц Инжиниринг" обязано было выполнить возложенную на него обязанность по восстановлению благоустройства (до 30.10.2015), срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае следует исчислять с момента истечения срока производства работ, указанного в ордере ГАТИ от 15.10.2015 в„– К-4834.
Доводы Инспекции о том, что Правилами в„– 4 предусмотрена возможность продления срока действия ордера ГАТИ и с истечением срока действия ордера обязанность Общества восстановить благоустройство не прекращается, с учетом разъяснений, приведенных в пункте 14 Постановления Пленума в„– 5, на порядок исчисления срока давности не влияют, вменяемое Обществу правонарушение является оконченным с момента истечения срока производства работ, не выполненных до 30.10.2015, и соответственно не относится к категории длящегося правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что срок производства работ по ордеру ГАТИ от 15.10.2015 в„– К-4834 истек 30.10.2015, соответственно, Общество должно было восстановить благоустройство также в срок до 30.10.2015, между тем, оспариваемое постановление вынесено административным органом 26.02.2016, то есть, с пропуском установленного статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, который истек 01.02.2016.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 в„– 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
Поскольку в рассматриваемом случае на момент вынесения Инспекцией оспариваемого постановления срок давности привлечения ООО "Герц Инжиниринг" к административной ответственности истек, а в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и с учетом приведенных разъяснений постановление ГАТИ от 26.02.2016 в„– 569 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 по делу в„– А56-14640/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 26.02.2016 в„– 569 "о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в„– 58013 от 22.01.2016", которым общество с ограниченной ответственностью "Герц Инжиниринг" привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 в„– 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
А.Г.КУДИН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------