Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2016 N Ф07-9505/2016 по делу N А56-76665/2015
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в отказе выдать свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, об обязании выдать свидетельство.
Обстоятельства: Общество ссылается на нарушение своих прав и законных интересов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, общество аттестовано на проведение аварийно-спасательных работ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу в„– А56-76665/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.11.2016.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Асмыковича А.В., при участии от Правительства Ленинградской области Кочоровой Е.В. (доверенность от 29.12.2015 в„– 60-3949/15), от общества с ограниченной ответственностью "Аварийно - спасательное формирование "ЕвроСпас" директора Булкина В.В. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.10.2015), рассмотрев 01.11.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2016 (судья Радынов С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу в„– А56-76665/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аварийно - спасательное формирование "ЕвроСпас", место нахождения: 188452, Ленинградская область, Кингисеппский район, Большелуцкая волость, промышленная зона "ФОСФОРИТ", ОГРН 1074707002754 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Ленинградской области (далее - Комиссия), выразившихся в отказе выдать свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а также об обязании выдать Обществу свидетельство установленного образца об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ в течение определенного срока после вступления в законную силу решения по настоящему делу.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Правительство Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 67 (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 08.04.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.08.2016, требования Общества удовлетворены, действия Комиссии признаны незаконными, на последнюю возложена обязанность выдать Обществу свидетельство установленного образца об аттестации на право ведения аварийно - спасательных работ в течение 20 дней после вступления решения в законную силу. Также с Правительства в пользу Общества взыскана пошлина в размере 3000 руб.
В кассационной жалобе Правительство, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 12.02.2015 обратилось в Комиссию с заявлением о периодической аттестации с приложением необходимого пакета документов в связи с истечением 04.04.2015 срока действия выданного Комиссией свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ.
Комиссия в отношении Общества провела проверку, по результатам которой Общество было аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ, что подтверждается протоколом Комиссии от 10.02.2015 в„– 3, а также составлен акт от 27.02.2015 проверки аварийно-спасательного формирования.
Общество 10.04.2015 внесено в регистрационный реестр аттестованных аварийно-спасательных служб (формирований) Ленинградской области за в„– 0-107-197.
Комиссия не выдала Обществу свидетельство установленного образца об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, исходя из несоответствия действий Комиссии требованиям законодательства и нарушения ими прав и законных интересов Общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, требования Общества удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 в„– 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон в„– 151-ФЗ) предусмотрено, что все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 12 и 24 Закона в„– 151-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено "Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" от 22.12.2011 в„– 1091 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что в отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных названным Положением, может проводиться внеочередная аттестация.
В пункте 5 Положения установлено, что аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии) в том числе аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.
Постановление Правительства Ленинградской области от 03.02.2015 в„– 16 утверждено "Положения о комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на территории Ленинградской области" (далее - Положение в„– 16).
В разделе 2 Положения в„– 16 перечислены полномочия, функции и права аттестационной комиссии.
В пункте 2.2 Положения в„– 16 закреплены функции аттестационной комиссии.
При поступлении в аттестационную комиссию заявления аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, о проведении аттестации осуществляет рассмотрение документов для проведения аттестации.
Проводит проверку соответствия аттестуемых аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, установленным пунктами 12 и 22 Положения предъявляемым при их аттестации, и определяет готовность к выполнению задач, возложенных на аварийно-спасательные службы (формирования) и спасателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимает решения об аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей или граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения аварийно-спасательных работ, о присвоении или подтверждении статуса спасателя, а также присвоении, подтверждении или понижении класса квалификации спасателя.
Присваивает аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) и спасателям регистрационные номера и ведет регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей.
Оформляет и выдает аттестованным аварийно-спасательным службам (формированиям) свидетельства установленного образца об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, а также дубликаты таких свидетельств, в случае отрицательных результатов внеочередной аттестации - отзывает ранее выданные свидетельства.
Полномочия комиссии о выдаче свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ также закреплено в пункте 18 Положения.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что Общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) от 15.04.2014 в„– 2-А/00040, ранее Комиссией ему было выдано свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от 04.04.2012 в„– 0-107-98, решением Комиссии, принятым по заявлению Общества и оформленным протоколом от 10.02.2015 в„– 3, Общество аттестовано на проведение аварийно-спасательных работ, что также подтверждается составленным Комиссией актом от 27.02.2015 проверки аварийно-спасательного формирования.
Ввиду изложенного суды пришли к выводу обязать Комиссию выдать Обществу свидетельство установленного образца об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворили требования Общества в полном объеме.
В кассационной жалобе Правительство ссылается на то, что суд первой инстанции не правомерно привлек его в качестве заинтересованного лица. Податель жалобы полагает, что именно Комиссия должна быть заинтересованным лицом, поскольку она принимает решение о выдаче свидетельства об аттестации на право ведения аварийно - спасательных работ.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод, ввиду следующего.
Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В данном случае в силу пункта 1.2 Положения в„– 16 аттестационная комиссия создана при Правительстве Ленинградской области.
Аттестационная комиссия имеет круглую печать, содержащую полное наименование аттестационной комиссии (пункт 1.4 Положения в„– 16).
Пунктом 3.1. Положения в„– 16 предусмотрено, что аттестационная комиссия образуется нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.
Из материалов дела не усматривается, что Комиссия отвечает признакам юридического лица.
В силу статьи 35 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 в„– 6-оз "Устав Ленинградской области" (далее - Закон в„– 6-оз) правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области. Правительство Ленинградской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 38 Закона в„– 6-оз Правительство Ленинградской области формирует отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области.
Отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области формируются Правительством Ленинградской области в целях осуществления закрепленных за ними полномочий и функций на всей территории Ленинградской области. Положения об отраслевых, территориальных и иных органах исполнительной власти утверждает Правительство Ленинградской области, если иное не предусмотрено федеральными законами (статья 40 Закона в„– 6-оз).
В рассматриваемом деле государственная пошлина в размере 3000 руб. взыскана с Правительства в пользу Общества на основании положений статьи 38 Закона в„– 6-оз.
В силу пункта 4.12 Положения в„– 16 организационно-техническое обеспечение деятельности аттестационной комиссии осуществляет Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области. В свою очередь названный Комитет выступает отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области как это предусмотрено статьей 40 Закона в„– 6-оз и пунктом 1.1 "Положения о Комитете правопорядка и безопасности Ленинградской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 30.06.2014 в„– 275.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно взыскал с Правительства государственную пошлину, предусмотренную статьей 110 АПК РФ, а довод Правительства о неправомерном взыскании с него государственной пошлины судом первой инстанции отклоняется как необоснованный.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2016 по делу в„– А56-76665/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
А.В.АСМЫКОВИЧ


------------------------------------------------------------------