Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2016 N Ф07-8823/2016 по делу N А42-7042/2014
Требование: Об оспаривании в части решения налогового органа.
Обстоятельства: ТСЖ доначислены: 1) единый налог по УСН; 2) налог на прибыль.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку: 1) все поступившие на счет ТСЖ платежи от собственников помещений за оказанные услуги не могут считаться целевыми поступлениями, являются выручкой от реализации работ ТСЖ создан формальный документооборот для получения налоговой выгоды в виде неправомерного увеличения своих расходных обязательств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А42-7042/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., при участии от товарищества собственников жилья "Маяк" Кокшарова А.В. (доверенность от 21.10.2016), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области Непочатова А.Н. (доверенность от 06.10.2015 в„– 14-16/40), Сорокиной Е.А. (доверенность от 29.02.2016 в„– 14-16/54), Лякиной Е.Н. (доверенность от 27.10.2015 в„– 14-16/46), рассмотрев 24.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Маяк" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2016 (судья Муратшаев Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 (судей Загараевой Л.П., Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.) по делу в„– А42-7042/2014,

установил:

Товарищество собственников жилья "Маяк", место нахождения: 184056, Мурманская область, город Кандалакша, Набережная улица, дом 117, квартира 3, ОГРН 1085102000686, ИНН 5102014675 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 1 по Мурманской области, место нахождения: 184042, Мурманская область, город Кандалакша, улица Пронина, дом 4, ОГРН 1045100023143, ИНН 5102007251 (далее - Инспекция, налоговый орган), от 25.03.2014 в„– 6 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль), начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, а также привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.08.2015, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда кассационной инстанции от 25.12.2015 решение от 28.04.2015 и постановление от 20.08.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.07.2016, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 29.04.2016 и постановление от 11.07.2016, оставить в силе решение от 28.04.2015 и постановление от 20.08.2015 по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Товарищества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы жалобы, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция по результатам выездной налоговой проверки Товарищества за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 Инспекция составила акт от 31.12.2013 в„– 39-дсп и приняла решение от 25.03.2014 в„– 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с указанным решением Товариществу доначислено 321 813 руб. единого налога, 1 128 354 руб. налога на прибыль, 3 459 760 руб. НДС, начислено 912 612 руб. 68 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц. Кроме того, Товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктом 3 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания 260 801 руб. 32 коп. штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 09.07.2014 в„– 231 оставило без удовлетворения апелляционную жалобу налогоплательщика на названное решение налогового органа.
В судебном порядке Товарищество оспорило решение Инспекции в части доначисления единого налога, налога на прибыль и НДС, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа.
Как следует из материалов налоговой проверки, Товарищество создано для управления многоквартирными домами в„– 36, 38 и 40 по Первомайской улице, в„– 113, 115, 117, 123 и 125 по Набережной улице в городе Кандалакше.
Товарищество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями (на предоставление коммунальных услуг) и организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги; работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов выполняло собственными силами, получало от собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, в том числе не являющихся членами Товарищества, плату за коммунальные услуги и услуги по ремонту и обслуживанию.
В 2010 году Товарищество применяло УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и в соответствии со статьей 346.12 НК РФ являлось плательщиком единого налога, в 2011-2012 годах - общую систему налогообложения и являлось плательщиком налога на прибыль и НДС.
В представленных в налоговый орган декларациях по единому налогу и налогу на прибыль доходы от реализации и расходы, учитываемые при налогообложении, отражены в сумме 0 руб.
Основанием доначисления 321 813 руб. единого налога за 2010 год, начисления 98 758 руб. 13 коп. пеней и 16 090 руб. 65 коп. штрафа послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщик неправомерно не включил в налоговую базу суммы, полученные за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилых домов и придомовой территории, по содержанию, техническому обслуживанию, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также плату за коммунальные услуги. Как указал налоговый орган, все поступившие на счет заявителя суммы являются выручкой от реализации работ (услуг) и должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по единому налогу.
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки Инспекция установила, что Товарищество в нарушение статьи 271 НК РФ занизило на 40 263 664 руб. и 42 325 197 руб. соответственно доходы от реализации за 2011-2012 годы для целей налогообложения налогом на прибыль. При определении налоговых обязательств Товарищества по налогу на прибыль налоговым органом учтены уменьшающие сумму доходов от реализации расходы (36 365 490 руб. и 40 581 602 руб. соответственно), определенные по данным бухгалтерского учета. По итогам проверки Товариществу доначислено 1 128 354 руб. налога на прибыль, начислено 189 485 руб. 52 коп. пеней, налогоплательщик также привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 120 НК РФ в виде взыскания 50 775 руб. 90 коп. штрафа.
В ходе нового рассмотрения настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций по эпизодам, касающимся НДС и налога на прибыль, пришли к выводу, что Товарищество является плательщиком данных налогов на основании положений статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 143 и 251 НК РФ, а Инспекция правомерно начислила заявителю 1 128 354 руб. налога на прибыль и 1 154 212 руб. НДС; доначисление Инспекцией заявителю единого налога за 2010 год суды также признали правомерным.
Кассационная инстанция, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из норм жилищного законодательства суды пришли к правомерному выводу о том, что Товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирных домах, организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, и подрядчиками; его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя таких услуг.
В силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, по выбору налогоплательщика признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 2 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Статьей 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают, в том числе, доходы от реализации, которыми признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 названного Кодекса). Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 названного Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Как следует из материалов дела, при доначислении единого налога за 2010 год Инспекцией было установлено, что с учетом поступлений от оказания жилищно-коммунальных услуг доход Товарищества за 2010 год составил 32 181 314 руб. Расходы, уменьшающие доходы, по данным проверки составили 329 720 020 руб.. Таким образом, поскольку расходы превысили установленные Инспекцией доходы, суды пришли к правомерному выводу, о возникновении у Товарищества обязанности исчислить за 2010 год по правилам абзаца 2 пункта 6 статьи 346.18 НК РФ минимальный налог в размере 1 процента от дохода в сумме 321 813 руб.
В связи с неисчислением налогоплательщиком по итогам 2010 года единого налога, доначисление Инспекцией 321 813 руб. этого налога является правомерным.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
К доходам в целях указанной главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (пункт 1 статьи 248 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 271 НК РФ определено, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные, членские, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 данного Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 в„– 235-ФЗ) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, согласно которому в рассматриваемом случае денежные средства, поступившие Товариществу от собственников помещений за оказанные услуги, не могут считаться целевыми поступлениями, поскольку Товарищество является исполнителем услуг. Таким образом, платежи за коммунальные услуги, содержание, обслуживание и ремонт жилого фонда, поступившие от собственников помещений в многоквартирных домах Товариществу, должны учитываться в целях налогообложения прибыли.
Суды признали обоснованным выполненный Инспекцией расчет налога на прибыль, в котором, налоговая база по этому налогу определена как положительная разница между стоимостью реализованных коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и расходами на их приобретение.
Суды признали правомерным вывод Инспекции об исключении из состава расходов, уменьшающих доходы, суммы в размере 1 175 246 руб. 64 коп. по хозяйственным операциям с гражданином Ивановым Д.С., поскольку в ходе проверки было установлено и нашло свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела в суде, что хозяйственные операции по договорам, представленным налоговому органу для проверки, не отвечают признакам реальности, а Товариществом создан формальный документооборот для получения налоговой выгоды в виде неправомерного увеличения своих расходных обязательств.
Ввиду изложенных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу об обоснованности оспариваемого решения Инспекции в части доначисления Обществу 1 128 354 руб. налога на прибыль.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Операции, не подлежащие обложению НДС, перечислены в статье 149 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющие (оказывающих) данные работы (услуги).
От налогообложения НДС освобождаются коммунальные услуги, предоставленные товариществами собственников жилья по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
От налогообложения НДС также освобождается реализация работ (услуг) по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемая товариществами собственников жилья по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положений, освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, по управлению многоквартирными домами и другие, выполняемые (оказываемые) собственными силами товарищества собственников жилья, подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит.
Как следует из материалов дела, Товарищество выполняет работы (оказывает услуги) по управлению многоквартирными домами, в том числе предоставляет жильцам коммунальные услуги, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций, а также осуществляет как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций, содержание и ремонт общего имущества жилых домов.
В 2011-2012 годах Товарищество являлось плательщиком НДС и представляло в Инспекцию налоговые декларации по данному налогу с "нулевыми" показателями.
Неправомерное занижение налоговой базы при исчислении НДС послужило основанием для доначисления 3 459 760 руб. НДС.
Довод кассационной жалобы о том, что Товарищество не может быть признано плательщиком НДС, поскольку в соответствии с уставом является некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на достижение общественных благ и которая не занимается реализацией товаров, работ или услуг, был предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен ими.
Согласно пункту 5 статьи 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом, с момента его государственной регистрации имеет права и несет обязанности, установленные статьями 137 - 138 Кодекса, а также является равноправным участником правоотношений, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации в пределах компетенции, связанной с уставной деятельностью.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Пунктом 1 статьи 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Исходя из положений статьи 143 НК РФ плательщиками НДС признаются все организации, за исключением лиц, прямо указанных в пунктах 2, 3 статьи 143 НК РФ. При этом товарищества собственников жилья не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС.
Таким образом, поскольку статья 143 НК РФ не содержит ограничений, согласно которым налогоплательщиком НДС является только коммерческая организация, то любая организация, имеющая статус юридического лица, независимо от организационно-правовой формы, в которой она создана, признается налогоплательщиком НДС.
Согласно уставу Товарищества его целями и задачами являются предоставление собственникам помещений в многоквартирных домах коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, по капитальному ремонту; обеспечение надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилых домов и придомовых территорий.
Судами установлено и не оспаривается заявителем, что деятельность по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществлялась налогоплательщиком собственными силами и с привлечением подрядных организаций и индивидуальных предпринимателей. Часть услуг (работ) по содержанию и ремонту жилфонда производилась подрядчиками, а часть (управление, техобслуживание коммуникаций, уборка территории) - собственными силами. Для осуществления деятельности Товарищество привлекает наемных работников, которые состоят с ним в трудовых отношениях, заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.
Таким образом, как верно установлено судами и подтверждается материалами дела, у Товарищества возникла обязанность исчислять и уплачивать НДС.
Доводов, связанных с неправильным расчетом доначисленных сумм НДС, кассационная жалоба не содержит.
Доводы подателя жалобы, по существу направленные на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Несогласие подателя жалобы с правовой оценкой доказательств, изложенной судами в принятых по делу судебных актах, не является достаточным основанием для их отмены либо изменения в кассационном порядке.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2016 по делу в„– А42-7042/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Маяк" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Ю.А.РОДИН


------------------------------------------------------------------