Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2016 N Ф07-8300/2016, Ф07-8172/2016 по делу N А05-15590/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Признаны незаконными действия уполномоченного органа , выразившиеся в утверждении аукционной документации на право заключения контрактов на поставку бензина и дизельного топлива, не соответствующей закону.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в документацию включены требования к участнику аукциона о наличии у него автозаправочных станций, что запрещено законом, уполномоченный орган искусственно укрупнил лот аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Архангельской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу в„– А05-15590/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Александровой Е.Н., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" Платовой Т.В. (доверенность от 01.04.2016 в„– 160/д), от закрытого акционерного общества "Северная империя" Ефремовой Р.И. (доверенность от 15.10.2016 в„– 29/СИ), от Контрактного агентства Архангельской области Панова О.И. (доверенность от 30.06.2016 в„– 07-д), рассмотрев 26.10.2016 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу в„– А05-15590/2015,

установил:

Контрактное агентство Архангельской области, место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555 (далее - Агентство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление, УФАС), от 04.12.2015 по делу в„– 551оз-15 в части признания жалобы закрытого акционерного общества "Северная империя" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа нарушившим часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2016 указанное заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу в„– А05-15590/2015.
Также Агентство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Управления от 04.12.2015 по делу в„– 548оз-15 в части признания жалобы общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2016 заявление принято к производству с присвоением делу номера А05-15589/2015.
В соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением суда первой инстанции от 11.01.2016 дела в„– А05-15589/2015 и в„– А05-15590/2015 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения. Делу присвоен номер А05-15590/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
1) общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад", место нахождения: 119602, город Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1, ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687 (далее - ООО "Татнефть-АЗС-Запад"),
2) закрытое акционерное общество "Северная империя", место нахождения: 164517, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 102 "А", ОГРН 1022900843350, ИНН 2902001775 (далее - ЗАО "Северная империя"),
3) государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Комсомольская улица, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900527902, ИНН 2900000511 (далее - ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"),
4) государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Региональная транспортная служба", место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 14, офис 210, ОГРН 1022900524316, ИНН 2921005920 (далее - ГБУ АО "Региональная транспортная служба"),
5) государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 2", место нахождения: 163044, Архангельская область, город Архангельск, улица Лочехина, дом 13, ОГРН 1032900000231, ИНН 2901042257 (далее - ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 2"),
6) государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 1" (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 15; ОГРН 1022900525009, ИНН 2901011989; далее - ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 1"),
7) государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда", место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 43, ОГРН 1072901008740, ИНН 2901165410 (далее - ГБУ АО "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда"),
8) государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Североонежский детский дом", место нахождения: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рп. Североонежск, микрорайон 1-й, дом 11, ОГРН 1022901467390, ИНН 2920006825 (далее - ГБОУ АО "Североонежский детский дом"),
9) государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Северодвинский детский дом", место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Макаренко, дом 20, ОГРН 1022900839851, ИНН 2902040929 (далее - ГБОУ АО "Северодвинский детский дом"),
10) государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка", место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица 1 Мая, дом 77, ОГРН 1102907000680, ИНН 2907013929 (далее - ГБКУ АО "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка"),
11) государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 51, корпус 1, ОГРН 1022900547790, ИНН 2901069964 (далее - ГБУ АО "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"),
12) государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии", место нахождения: 164903, Архангельская область, город Новодвинск, Пролетарская улица, дом 59, ОГРН 1022901005566, ИНН 2903002901 (далее - ГБСУСОСС АО "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии"),
13) государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания", место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица имени Дыбцына, дом 5, ОГРН 1022901140833, ИНН 2905003876 (далее - ГБУСОН АО "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания"),
14) государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Котласский комплексный центр социального обслуживания", место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Урицкого, дом 9, ОГРН 1022901025070, ИНН 2904003288 (далее - ГБУСОН АО "Котласский комплексный центр социального обслуживания"),
15) государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Няндомский комплексный центр социального обслуживания", место нахождения: 165300, Архангельская область, город Няндома, улица Фадеева, дом 2 "А", корпус 2 ОГРН 1022901415624, ИНН 2918006190 (далее - ГБУСОН АО "Няндомский комплексный центр социального обслуживания"),
16) государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица 70 лет Октября, дом 34, ОГРН 1112904000637, ИНН 2904023260 (далее - ГБУ АО "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"),
17) государственное бюджетное учреждение Архангельской области Центр реабилитации "Родник", место нахождения: 163009, Архангельская область, город Архангельск, улица Прокопия Галушина, дом 6, ОГРН 1022900530388, ИНН 2901068939 (далее - ГБУ АО "Родник"),
18) государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Производственно-технический центр", место нахождения: 163045, Архангельская область, город Архангельск, Окружное шоссе, дом 1, ОГРН 1032900005005, ИНН 2901110919 (далее - ГБУ АО "Производственно-технический центр"),
19) государственное казенное учреждение Архангельской области "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты", место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Свободы, дом 27, ОГРН 1022900540860, ИНН 2926002087 (далее - ГБУ АО "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты"),
20) государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Служба спасения имени И.А.Поливаного", место нахождения: 163002, Архангельская область, город Архангельск, Ленинградский проспект, дом 10, ОГРН 1022900531906, ИНН 2926004550 (далее - ГБУ АО "Служба спасения имени И.А.Поливаного"),
21) государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы в„– 7", место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица Кутузова, дом 43 "А", ОГРН 1022901142901, ИНН 1022901142901 (далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 7"),
22) государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы в„– 12", место нахождения: 165650, Архангельская область, город Няндома, переулок Совхозный, дом 24, ОГРН 1032901980561, ИНН 2918006497 (далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 12"),
23) государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы в„– 15", место нахождения: 164262, Архангельская область, поселок Плесецк, улица Ленина, дом 37, ОГРН 1022901468380, ИНН 2920007579 (далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 15"),
24) государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы в„– 17", место нахождения: 165210, Архангельская область, поселок Октябрьский, Заводская улица, дом 19, ОГРН 1032902140083, ИНН 2922006010 (далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 17"),
25) государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы в„– 21", место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 6, ОГРН 1052904004988, ИНН 2904014900 (далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 21"),
26) государственное казенное учреждение Архангельской области "Автопарк Администрации Архангельской области", место нахождения: 163001, Архангельская область, город Архангельск, Вологодская улица, дом 61, ОГРН 1022900518750, ИНН 2901070007 (далее - ГКУ АО "Автопарк Администрации Архангельской области").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2016 (судья Козьмина С.В.) в удовлетворении заявления Агентству отказано полностью.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2016 отменено. Апелляционный суд признал недействительными и не соответствующими нормам Закона в„– 44-ФЗ решение УФАС от 04.12.2015 по делу в„– 548оз-15 в части признания жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Агентства нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ, и решение УФАС от 04.12.2015 по делу в„– 551оз-15 в части признания жалобы ЗАО "Северная империя" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Агентства нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ.
В кассационной жалобе ООО "Татнефть-АЗС-Запад" просит отменить постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 и оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2016. По мнению подателя жалобы, постановление апелляционного суда от 14.06.2016 не соответствует нормам материального права, а выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В кассационной жалобе УФАС также просит отменить постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 и оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2016. Управление считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, судом неверно истолкованы и неправильно применены нормы материального права - часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд сделал ошибочный вывод о том, что документацией об аукционе установлены требования к месту поставки топлива, а не к наличию оборудования у участников аукциона, в то время как в действительности в документацию об аукционе включены требования к участнику закупки о наличии у него автозаправочных станций.
В отзыве Агентство просит в удовлетворении кассационных жалоб ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и Управления отказать, а постановление апелляционного суда от 14.06.2016 оставить без изменения. Также Агентство ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Рассмотрение кассационной жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" было определением от 12.10.2016 отложено с 12.10.2016 по 26.10.2016, лица, участвующие в деле, в судебное заседание 12.10.2016 не явились.
Определением заместителя председателя суда Родина Ю.А. от 26.10.2016 в соответствие с положениями статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Савицкой И.Г. на судью Подвального И.О. в связи с отпуском судьи Савицкой И.Г.
В судебном заседании 26.10.2016 представители ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя" поддержали доводы жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и согласились с доводами жалобы УФАС, а представитель Агентства просил отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
УФАС, а также не явившиеся третьи лица, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда от 14.06.2016 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 09.03.2016 - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права и несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 20.11.2015 Агентство как уполномоченный орган (организатор совместного аукциона) разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещение в„– 0124200000615006478 о проведении электронного аукциона и Документацию об аукционе в электронной форме на право заключения государственных контрактов, контрактов на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (далее - Документация).
Заказчики закупки - ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", ГБУ АО "Региональная транспортная служба", ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 2", ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат в„– 1", ГБУ АО "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда", ГБОУ АО "Североонежский детский дом", ГБОУ АО "Северодвинский детский дом", ГБКУ АО "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка", ГБУ АО "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБСУСОСС АО "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии", ГБУСОН АО "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания", ГБУСОН АО "Котласский комплексный центр социального обслуживания", ГБУ СОН АО "Няндомский комплексный центр социального обслуживания", ГБУ АО "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУ АО "Центр реабилитации "Родник", ГБУ АО "Производственно-технический центр", ГКУ АО "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты", ГБУ АО области "Служба спасения имени И.А.Поливаного", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 7", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 12", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 15", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 17", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы в„– 21", ГКУ АО "Автопарк Администрации Архангельской области" (далее - Заказчики в количестве 24).
Общая начальная (максимальная) цена закупки - 24 924 902 руб. 64 коп.
27.11.2015 в Управление обратилось ООО "Татнефть-АЗС-Запад" с жалобой от 27.11.2015 в„– 281 (вх. в„– 9097) на действия уполномоченного органа при проведении указанного аукциона. Обжалуемые действия выразились в утверждении Документации, не соответствующей требованиям Закона в„– 44-ФЗ.
30.11.2015 в Управление поступила аналогичная жалоба ЗАО "Северная империя" от 27.11.2015 в„– 312 (вх. в„– 9153).
Управление рассмотрело жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя" в порядке части 15 статьи 99 Закона в„– 44-ФЗ и 04.12.2015 вынесло решения.
Решением Управления от 04.12.2015 по делу в„– 548оз-15 (рег. в„– 04-05/6943) жалоба ООО "Татнефть-АЗС-Запад" признана обоснованной (пункт 1). Уполномоченный орган признан нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ (пункт 2). Заказчикам, уполномоченному органу, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 18.12.2015 путем аннулирования аукциона (извещение в„– 0124200000615006478) посредством отмены всех документов, составленных в ходе определения поставщика, и обеспечения участия в открытых аукционах в электронной форме участникам закупки, подавшим заявки на аукцион, в том числе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки (пункт 3). Материалы дела переданы должностному лицу УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 4).
Также решением антимонопольного органа от 04.12.2015 по делу в„– 551оз-15 (рег. в„– 04-05/6944) признана обоснованной жалоба ЗАО "Северная империя"; уполномоченный орган признан нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ; Заказчикам, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписано в срок до 18.12.2015 аннулировать электронный аукцион (извещение в„– 0124200000615006478); материалы дела решено передать должностному лицу УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Посчитав указанные решения УФАС (в части признания жалоб ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя" обоснованными, а уполномоченного органа - нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ) незаконными, Агентство обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, согласился с выводами Управления о нарушении уполномоченным органом части 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ и решением от 09.03.2016 отказал заявителю в удовлетворении требований полностью.
Суд апелляционной инстанции, придя к противоположным выводам, постановлением от 14.06.2016 отменил решение суда первой инстанции от 09.03.2016 и признал решения УФАС в оспариваемой части незаконными.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобах, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что постановление апелляционного суда от 14.06.2016 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 09.03.2016 - оставлению в силе в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права и несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из пункта 1 статьи 25 Закона в„– 44-ФЗ, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона в„– 44-ФЗ организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 названного Закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
В Архангельской области совместные закупки проводятся в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 08.07.2014 в„– 272-пп "Об утверждении Порядка взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, главных распорядителей средств областного бюджета, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области при проведении совместных конкурсов и аукционов" (далее - Порядок).
Поскольку Заказчики закупали один и тот же товар, то в соответствии со статьей 25 Закона в„– 44-ФЗ вправе провести совместные торги.
Согласно указанному Порядку заказчики направляют главным распорядителям средств областного бюджета заявки на осуществление закупки способом электронного аукциона (пункт 2 Порядка), главные распорядители рассматривают заявки Заказчиков и принимают решение, в том числе, о разработке сводной заявки на осуществление закупки (пункты 6, 7 Порядка), после чего в течение 10 дней разрабатывает сводную заявку, подписывает ее и направляет в уполномоченный орган (пункты 10, 11 Порядка). Уполномоченный орган проверяет сводные заявки и принимает решение, в том числе о разработке документации о закупке (пункты 15, 16 Порядка).
В соответствии с пунктами 19 и 20 Порядка уполномоченный орган разрабатывает документацию об электронном аукционе, подписывает и направляет заказчикам соглашения о проведении совместного электронного аукциона в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о разработке документации об электронном аукционе, а также документацию об электронном аукционе в течение пяти рабочих дней со дня разработки документации об электронном аукционе.
Таким образом, обязанность по разработке Документации, а также принятию решения о проведении совместной закупки в виде электронного аукциона в данном случае возлагается на уполномоченный орган.
Как установлено судом первой инстанции, реализация нефтепродуктов через автозаправочные станции (АЗС) в Архангельской области осуществляется преимущественно 4 компаниями: ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург", ООО "Татнефть-АЗС-Запад", ЗАО "Северная империя" и ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" как самыми крупными участниками данного рынка.
Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург" в сети Интернет http://www.m-card.ru, эта компания имеет 41 АЗС в Архангельской области, находящихся по следующим адресам:
1. г. Архангельск, ул. Советская, 30,
2. п. Плесецк, (176 км а/д Каргополь - Архангельск),
3. г. Вельск, ул. Попова, 19а,
4. г. Каргополь, ул. Семенковская, 89,
5. г. Котлас, ул. Чиркова, 41,
6. г. Няндома, на выезде из Няндомы в сторону Долматово 128 км,
7. Архангельская обл., Плесецкий р-н, п. Савинский,
8. Верхнетоемский р-н, 90 км трассы Усть-Вага - Ядриха, на выезде из села Вознесенское,
9. г. Котлас, пр. Мира, 17а,
10. г. Котлас, а/д Усть-Вага - Ядриха 297+650 км,
11. г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д. 28,
12. Устьянский р-н, п. Октябрьский, ул. Заводская, 35А,
13. г. Северодвинск, Архангельское шоссе,
14. г. Вельск, ул. Климовского, 49,
15. п. Коноша, Советская, 99,
16. г. Архангельск, п. Талаги, 30,
17. г. Архангельск, пр. Московский, 23,
18. Архангельская область, Шенкурский р-н, с. Ровдино, 780-й км трассы М8,
19. г. Архангельск, Окружное шоссе, 3,
20. с. Красноборск, ул. Гагарина, 121а,
21. г. Няндома, ул. Урицкого, 5,
22. г. Котлас, ул. Ленина, 182,
23. с. Верхняя Тойма, ул. Аэродромная,
24. п. Плесецк, ул. Юбилейная, 57,
25. г. Коряжма, ул. Магистральное шоссе, 13,
26. Вилегодский р-н, д. Воронцово,
27. Лешуконский р-н, с. Лешуконское, Ущельская дорога, после поворота на переправу,
28. г. Архангельск, ул. Адмирала Кузнецова, д. 2, стр. 1,
29. Виноградовский р-н, п. Двинской Березник, п/о Пянда, п. Новый,
30. г. Северодвинск, Ягринское шоссе,
31. Виноградовский р-н, п. Двинской Березник, массив придорожный в„– 4а,
32. г. Вельск, ул. Дзержинского, 98а,
33. г. Онега, ул. Хайнозерская, 25,
34. Плесецкий р-н, г. Североонежск, 2 мкр., 25,
35. п. Брин - Наволок,
36. г. Шенкурск, д. Бобыкинская усадьба СХТ,
37. г. Архангельск, ул. Гайдара, 63,
38. Архангельская область, с. Карпогоры, ул. Авиаторов, д. 18, стр. Б,
39. г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 37, корпус 1,
40. г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 9, корп. 1, стр. 4,
41. г. Мезень, ул. Паюсова, д. 10, стр. А.
Согласно информации, представленной ООО "Татнефть-АЗС-Запад", у него имеется 8 АЗС на территории Архангельской области только в городах Архангельск и Северодвинск (по 4 в каждом городе).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" в сети Интернет http://\vww. sznp.lukoil.com, названная компания имеет 21 АЗС в Архангельской области, находящихся по следующим адресам:
в городе Архангельске:
1. Окружное шоссе, 15, стр. 3,
2. пр. Обводный канал, 9, стр. 3,
3. ул. Воронина, 38,
4. Талажское шоссе, 3,
5. ул. Кировская, 1, стр. 5,
6. ул. Советская, 91,
7. Ленинградский пр., 6, к. 1,
8. ул. Адмирала Кузнецова,
9. Окружное шоссе, 15,
и в Архангельской области:
10. Виноградовский р-н, массив Быстрое, 1, 294-й км а/д М-8,
11. г. Коряжма, ул. Складская,
12. Ленский р-н, п. Яренск,
13. г. Новодвинск, Ширшинское шоссе, 2,
14. Пинежский р-н, 1-й км а/д Пинега - д. Кривые озера,
15. Приморский р-н, д. Большая Корзиха (слева),
16. Приморский р-н, д. Большая Корзиха (справа),
17. г. Северодвинск, пр. Морской, (пересечение с ул. Юбилейной),
18. г. Северодвинск, Архангельское ш., д. 76,
19. Холмогорский р-н, с. Емецк (М-8),
20. Холмогорский р-н, 81-й км а/д Архангельск - Вологда (М-8),
21. Шенкурский р-н, 8 81-й км а/д Москва - Архангельск (М-8).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ЗАО "Северная империя" в сети Интернет http://www.sevimp.ru названная компания имеет 4 АЗС в Архангельской области (3 в городе Северодвинск и 1 - в городе Архангельске).
Как установлено Заказчиками в Документации, а именно в пункте 3 ("Место доставки товара, срок поставки товара") раздела II ("Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта"), передача товара осуществляется на автозаправочных станциях поставщика по мере необходимости, с даты заключения контракта по 31 декабря 2016 года круглосуточно, без выходных и праздничных дней.
Место доставки: автозаправочные станции поставщика, расположенные на территории Архангельской области, в соответствии с разнарядкой на поставку товара, приведенной в табличной форме по каждому из 24 Заказчиков.
Таким образом, установленное в Документации требование о наличии АЗС, расположенных на определенном удалении от места нахождения конкретного Заказчика, предполагает наличие у участника закупки соответствующего имущества в месте доставки.
Так, для указанных в разнарядке Заказчиков под порядковыми номерами 1, 2, 6, 8, 13, 16, 17, 19 - 24 необходимо наличие АЗС на территории всей Архангельской области или на территории определенного муниципального района, для остальных Заказчиков требуется наличие АЗС в конкретных населенных пунктах Архангельской области, например: для нужд ГБУ АО "Опорно-экспериментальный РЦ" требуется АЗС в черте города Архангельска на расстоянии не более 5 км от места стоянки автотранспорта Заказчика (г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 51, корп. 1) в рассматриваемом примере возможно заключение контракта всеми представителями рынка АЗС, указанными в решении УФАС.
Комиссия УФАС по материалам дела, а также суд первой инстанции установил, что все поставщики автомобильного бензина и дизельного топлива, кроме ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург", не имеют производственных мощностей (сети АЗС) на территории всей Архангельской области и не могут поставить товар в соответствии с требованиями разнарядки на поставку всего товара, При этом многие поставщики имеют возможность выполнить эту разнарядку частично.
В соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ (далее - Закон в„– 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Наряду с установленными частью 1 указанной статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона в„– 135-ФЗ).
Статьей 8 Закона в„– 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона в„– 44-ФЗ).
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными в части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ, из пункта 1 которой следует, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме этого, в силу части 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требования, в том числе, к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования.
Как следует из материалов дела, предмет рассматриваемой закупки - автомобильный бензин и дизельное топливо. Указанные товары имеет различные коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности и не являются взаимозаменяемыми (АИ-92, АИ-95, дизельное топливо).
Из материалов дела следует, что доводами жалоб, поданных в УФАС ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя", являлось искусственное, по мнению подателей жалоб, укрупнение лота электронного аукциона за счет Заказчиков, потребности которых в топливе удовлетворяются в различных муниципальных образованиях Архангельской области, что приводит к ограничению конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в электронном аукционе, и приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств.
При проверке, проведенной в ходе рассмотрения жалоб ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя", УФАС установило, что в рассматриваемом случае все поставщики автомобильного бензина и дизельного топлива, кроме ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург", не имели производственных мощностей (сети АЗС) на территории всей Архангельской области и не могли поставить товар в соответствии с требованиями всей разнарядки на поставку товара. Однако, многие поставщики имели возможность выполнить эту разнарядку частично.
При размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона в„– 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 Закона в„– 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Как следует из решения суда первой инстанции, в ходе судебного разбирательства уполномоченный орган не смог пояснить, какие цели и задачи Закона в„– 44-ФЗ были выполнены объединением заявок заказчиков в единый лот, что было предложено сделать заявителю определением суда от 11.01.2016. Не представил заявитель и пояснений об обеспечении эффективности закупки (эффективного использования источников финансирования) путем объединения заявок двадцати четырех Заказчиков в единый лот. При этом согласно пояснениям ООО "Татнефть-АЗС-Запад" в результате проведения участниками аннулированного совместного аукциона новых (раздельных) аукционов ООО "Татнефть-АЗС-Запад" заключило контракты на поставку топлива на общую сумму 1 476 682 руб., экономия бюджетных средств по которым составила 256 314 руб. при общей начальной цене контрактов 1 741 996 руб.
Вывод апелляционного суда о том, что документацией об аукционе установлены требования к месту поставки товара, а не к наличию какого-либо оборудования, имеющегося у участников аукциона, является ошибочным, поскольку, как правильно установил суд первой инстанции по материалам дела, в документацию об аукционе в действительности включены требования к участнику аукциона о наличии у него АЗС ("осуществляется на автозаправочных станциях поставщика, расположенных на территории Архангельской области, в соответствии с Разнарядкой на поставку товара"), что прямо запрещено положениями части 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ.
Следует отметить, что уполномоченный орган представил информацию, что после отмены совместных торгов по предписанию УФАС и проведения отдельных аукционов по каждому Заказчику, ГБКУ Архангельской области общего типа "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка" заключен контракт с ООО "Велком", экономия бюджетных средств по которому составила 47 250 руб. при начальной цене контракта 446 250 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уполномоченный орган искусственно (в отсутствие объективных причин) укрупнил лот электронного аукциона за счет заказчиков, потребности которых в топливе удовлетворяются в различных муниципальных образованиях Архангельской области, в связи с чем Управление правомерно признало жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя" обоснованными, а Агентство - нарушившим часть 3 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ.
Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требований о признании недействительными решений антимонопольного органа в обжалуемой части и у апелляционного суда не было оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. В связи с этим, в силу пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
При подаче жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" излишне уплатило по платежному поручению от 28.07.2016 в„– 991594 1500 руб. государственной пошлины, подлежащей возврату из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ). Кроме того, в связи с удовлетворением кассационной жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад", с Агентства в пользу Общества подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 1500 руб. (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 5 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 по делу в„– А05-15590/2015 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.03.2016 по делу в„– А05-15590/2015.
Взыскать с контрактного агентства Архангельской области (место нахождения: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (место нахождения: 119602, город Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1; ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687) 1500 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (место нахождения: 119602, город Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1; ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687) из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе по платежному поручению от 28.07.2016 в„– 991594.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ


------------------------------------------------------------------