Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 N Ф07-9575/2016 по делу N А56-49210/2015
Требование: Об обязании администрации муниципального образования принять по акту приема-передачи квартиры в многоквартирных домах.
Обстоятельства: Администрация уклоняется от совершения действий по принятию объектов жилищного фонда в муниципальную собственность. Встречное требование: Об обязании выполнить капитальный ремонт кровель, разработать техническую документацию на дома, оформить акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку квартиры подлежат передаче в муниципальную собственность; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку у общества отсутствует обязанность по содержанию спорного имущества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу в„– А56-49210/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., при участии от закрытого акционерного общества "Осьминское" Колесника Т.Н. (доверенность от 10.10.2016), от администрации муниципального образования "Старопольское сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области - главы администрации Гуляки А.В. (служебное удостоверенное), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Старопольское сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2016 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Горбик В.М., Барканова Я.В., Старовойтова О.Р.) по делу в„– А56-49210/2015,

установил:

Закрытое акционерное общество "Осьминское" (место нахождения: 188553, Ленинградская область, Сланцевский р-н, деревня Овсище, д. 70, ОГРН 1024701706380, ИНН 4713000770; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Старопольское сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: 188550, Ленинградская область, р-н Сланцевский, дер. Старополье, д. 8, ОГРН 1054700454962, ИНН 4713008112; далее - Администрация) об обязании принять по акту приема-передачи жилые многоквартирные дома в„– 18 и в„– 20, расположенные в дер. Поречье Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области, а также жилой многоквартирный дом в„– 11, расположенный в деревне Морди Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.
Общество, уточнив предмет исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило обязать Администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять по акту приема-передачи квартиры, находящиеся в жилом многоквартирном доме в„– 18, по адресу: д. Поречье Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области, а именно квартиры: в„– 1, общей площадью 32,9 кв. м, в„– 2, общей площадью 41,4 кв. м, в„– 3, общей площадью 41,4 кв. м, в„– 4, общей площадью 41,5 кв. м, в„– 5, общей площадью 33,7 кв. м, в„– 6, общей площадью 84,4 кв. м, в„– 8, общей площадью 39,2 кв. м, в„– 9, общей площадью 42,3 кв. м, в„– 10, общей площадью 41,3 кв. м, в„– 11, общей площадью 40,2 кв. м, в„– 14, общей площадью 41,3 кв. м, в„– 15, общей площадью 41,5 кв. м, в„– 16, общей площадью 31,5 кв. м, а также квартиры, расположенные в жилом многоквартирном доме в„– 20 по адресу: д. Поречье Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области: в„– 1, общей площадью 40,2 кв. м, в„– 2, общей площадью 40,1 кв. м, в„– 3, общей площадью 31,3 кв. м, в„– 4, общей площадью 42,4 кв. м, в„– 5, общей площадью 31,3 кв. м, в„– 6, общей площадью 40,5 кв. м, в„– 10, общей площадью 42,6 кв. м, в„– 11, общей площадью 42,9 кв. м, в„– 12, общей площадью 42,7 кв. м, в„– 14, общей площадью 41,2 кв. м, в„– 15, общей площадью 42,1 кв. м, а также многоквартирный дом в„– 11, расположенный по адресу: дер. Морди, Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.
К рассмотрению принят встречный иск Администрации об обязании Общества, как балансодержателя в ведении которого находится жилищный фонд, указанный в исковом заявлении, до принятия решения действующего трудового коллектива (акционеров) о передаче в муниципальную собственность жилищного фонда провести следующие работы в домах в„– 18, 20 д. Поречье и д. 11 в деревне Морди: разработать техническую документацию на дома с поквартирными и поэтажными планами на каждый дом; оформить акты разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности электроснабжения на каждый дом; оформить акт о технологическом присоединении на каждый дом; установить отсутствующие оконные рамы (либо заделать с утеплением оконные проемы) в каждом доме; выполнить капитальный ремонт электрического ввода с установкой узла учета электроэнергии в каждом доме; провести капитальный ремонт кровель в каждом доме; поставить на инвентарный учет дом в„– 11 в деревне Морди (требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.07.2016, исковые требования Общества удовлетворены полностью, в удовлетворении встречного иска Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, встречный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на балансе Общества находятся жилые многоквартирные дома в„– 18 и в„– 20, расположенные в деревне Поречье Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области; жилой многоквартирный дом в„– 11, расположенный в деревне Морди Старопольского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в 1992 году постановлением конференции уполномоченных представителей трудового коллектива от 15.06.1992 было принято решение о реорганизации совхоза "Осьминский" в АОЗТ "Осьминское", а также постановлением конференции уполномоченных трудового коллектива от 20.06.1992 было принято решение об утверждении перечня имущества передаваемого муниципальным органам.
Указанный перечень имущества был включен в решение внутрихозяйственной комиссии совхоза "Осьминский", утвержденный распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 13.07.1992 в„– 78. Согласно указанным документам, спорные дома включены в перечень объектов, подлежащих передаче муниципальным органам, и не входили в состав имущества, переданного АОЗТ "Осьминское" в коллективно-долевую собственность при приватизации совхоза.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 в„– 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Из материалов дела следует, что Общество неоднократно обращалось к Администрации, как органу местного самоуправления поселения, в котором расположены спорные объекты, с целью их передачи в муниципальную собственность. Учитывая длительное бездействие Администрации в решении данного вопроса, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Администрация, указывая на обязанность Общества принять незамедлительные меры по приведению жилищного фонда в состояние, соответствующее нормам содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, с оформлением всей технической документации на дома, предъявила встречные требования к Обществу.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Общества, признав их обоснованными по праву, в удовлетворении встречного иска отказал, сославшись на отсутствие правовых оснований для его удовлетворения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция считает, что жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Оценив фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что спорные жилые дома в процессе приватизации совхоза "Осьминский" не вошли в состав имущества, переданного в собственность АОЗТ "Осьминское", а подлежали передаче в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах у Общества отсутствует обязанность по содержанию спорного имущества, а уклонение органов местного самоуправления от принятия данного имущества в муниципальную собственность нарушает права и законные интересы Общества. Понуждение Администрации к принятию спорного имущества в муниципальную собственность является надлежащим способом защиты прав Общества.
При этом встречные исковые требования о возложении на Общество обязанности привести спорное имущество в определенное Администрацией состояние не основаны на законе, поскольку закон не связывает приемку-передачу в муниципальную собственность жилищного фонда сельскохозяйственных организаций с его состоянием.
При таком положении суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования Общества, а в удовлетворении встречного иска отказали.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права при этом применены правильно, а доводы подателя жалобы по своей сути направлены на иную оценку представленных и исследованных доказательств, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 по делу в„– А56-49210/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Старопольское сельское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.КАДУЛИН

Судьи
Г.М.РУДНИЦКИЙ
И.В.СЕРГЕЕВА


------------------------------------------------------------------