Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.10.2016 N Ф07-9143/2016 по делу N А26-3054/2015
Требование: О признании недействительным решения управления ПФ РФ.
Обстоятельства: Судоходная компания привлечена к ответственности в виде штрафов за неуплату страховых взносов и отказ от представления документов в рамках камеральной проверки, компании доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу.
Решение: Требование удовлетворено частично в связи со снижением размера штрафов, поскольку компания необоснованно не уплатила страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат и вознаграждений работникам плавсостава.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Карелия



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу в„– А26-3054/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., рассмотрев 20.10.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2016 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 (судьи Будылева М.В., Дмитриева И.А., Лущаев С.В.) по делу в„– А26-3054/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания", место нахождения: 185035, Республика Карелия, Петрозаводск, Коммунальная улица, дом 9а, ОГРН 1031000044074, ИНН 1001148587 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия, место нахождения: 185910, Республика Карелия, Петрозаводск, Лыжная улица, дом 26, ОГРН 1021000511344, ИНН 1001042774 (далее - Фонд), о признании недействительным решения Фонда от 19.12.2014 в„– 00900114РК0002407.
Решением суда от 20.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.05.2016, решение от 19.12.2014 в„– 00900114РК0002407 признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности по части 2 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб., по статье 48 Закона в„– 212-ФЗ в виде штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения Фонда и удовлетворить его требования в полном объеме. Общество настаивает на применении положений Федерального закона от 28.12.2013 в„– 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон в„– 426-ФЗ), считает неправомерным требование Фонда о представлении документов в рамках проводимой им камеральной проверки.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в отношении расчета Общества по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1 за полугодие 2014 года, представленного Обществом 01.08.2014 (первичный), 13.08.2014 (корректировочный в„– 1) и 06.11.2014 (корректировочный в„– 2) была проведена проверка. По результатам проверки составлен акт от 10.11.2014 в„– 900130001955.
Согласно указанному акту Обществом не исчислены и не уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу страховых взносов, предусмотренному частью 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ, с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ). Кроме этого, в акте камеральной проверки зафиксирован факт непредставления страхователем документов в соответствии с требованием от 10.09.2014 в„– 00900114ИД0000323.
На основании материалов проверки Фондом принято решение от 19.12.2014 в„– 00900114РК0002407 о привлечении Общества к ответственности по части 2 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ за неуплату (неполную) уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 112 955 руб. 39 коп., по статье 48 Закона в„– 212-ФЗ за отказ (непредставление) документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, в виде штрафа в сумме 100 600 руб. Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам по дополнительному тарифу в сумме 282 388 руб. 47 коп., а также пени в сумме 11 710 руб. 29 коп. и штрафы.
Общество, не согласившись с доначислением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, начислением соответствующих сумм пеней и штрафов, обратилось в суд с заявлением о признании решения недействительным.
Суды пришли к выводу о том, что заявитель необоснованно не уплатил страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат и вознаграждений работникам плавсостава, признали доначисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в проверяемом периоде правомерным. Суды также признали, что Общество обоснованно привлечено к ответственности по статье 48 Закона в„– 212-ФЗ за отказ от представления документов, необходимых для проведения проверки и по части 2 статьи 47 Закона в„– 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов. При этом суд первой инстанции уменьшил размер штрафов до 10 000 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению ввиду следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5, статье 18 Закона в„– 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с пунктом 9 части 1, частью 3.3 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ Общество как плательщик страховых взносов, производящий выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, в переходный период 2011-2027 годов применяет пониженный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отношении указанных выплат и вознаграждений - 0 процентов.
Согласно части 6 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ в 2011 - 2027 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 данной статьи, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 указанного Федерального закона, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частями 2, 3, 3.1 - 3.5 данной статьи, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом от 03.12.2012 в„– 243-ФЗ Закон в„– 212-ФЗ дополнен статьей 58.3, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ, применяется с 1 января 2013 года на период 2014 года дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации - 4 процента (часть 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ).
К виду работ, указанных в статье 58.3 Закона в„– 212-ФЗ, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ относится работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности за исключением судов, предусмотренных данной нормой.
Судами установлено, что Общество на основании лицензии серии МТ 1001 в„– 019601 от 06.03.2009 осуществляет перевозки грузов морским транспортом. В Российском международном реестре судов зарегистрированы суда "Беломорье", "Канопус", "Сириус", собственником которых является Общество (свидетельства о регистрации судна МС-VII в„– 000766, МС-VII в„– 000765, МС-VII в„– 000764).
В расчете РСВ-1 ПФР за полугодие 2014 года заявителем отражены следующие выплаты:
- выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Закона в„– 212-ФЗ; страховые взносы начислены исходя из следующих тарифов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 22%, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 5,1%;
- выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна (раздел 2.1.2 с кодом тарифа "15"); страховые взносы исчислены исходя из следующих тарифов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 0%, страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 0%.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий плательщиков, предусмотренным частью 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ с выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ, Обществом не исчислены, подраздел 2.3 раздела 2 расчета не заполнен.
В отношении каждого работника в сведениях по форме СЗВ-6-4 указаны код категории застрахованного лица ЧЭС - член экипажа судна, периоды работы и код особых условий труда 27-9 - работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данных работников.
Указанные в сведениях по форме СЗВ-6-4 периоды работы данных работников включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ.
По смыслу определения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленному статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 в„– 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", назначением дополнительных страховых взносов, предусмотренных статьей 58.3 Закона в„– 212-ФЗ, является обеспечение права работников плавсоставов судов на получение досрочной пенсии.
Согласно части 1 статьи 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Следовательно, объектом обложения дополнительными страховыми взносами в рассматриваемом случае являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников плавсостава на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в рамках трудовых отношений, независимо от вида работ, выполняемых работниками плавсоставов.
Как установлено в ходе проверки, Общество выплатило в пользу работников плавсостава, в отношении которых указало код особых условий труда 27-9, в период с апреля по июнь 2014 года 7 149 474 руб. 17 коп., база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу составляет 7 059 711 руб. 71 коп.
Размер выплат, указанный в акте проверки, подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспаривается заявителем.
Из материалов дела усматривается, что специальная оценка условий труда по состоянию на 2 квартал 2014 года в Обществе не проводилась, доказательства иного суду не представлены. Документы, подтверждающие наличие оснований для применения заявителем тарифа 0%, установленного в части 2.1 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ в отношении классов условий труда "допустимый" и "оптимальный", Общество суду также не представило.
Таким образом, как правильно указали суды, Фонд обоснованно доначислил Обществу страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу и начислил соответствующие пени.
Доводы кассационной жалобы Общества относительно того, что у него в проверяемый период отсутствовал объект обложения дополнительными страховыми взносами, установленными статьей 58.3 Закона в„– 212-ФЗ, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ при определении круга плательщиков страховых взносов, которым надлежит уплачивать также дополнительные страховые взносы, предусмотренные данной нормой, следует руководствоваться пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона в„– 212-ФЗ и подпунктами 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона в„– 173-ФЗ.
Ссылки подателя жалобы на применение положений Закона в„– 426-ФЗ апелляционный суд обоснованно отклонил, поскольку предметом регулирования названного закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Закон в„– 426-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Суды правильно исходили из того, что часть 2 статьи 58.3 Закона в„– 212-ФЗ содержит четкое указание на нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям. Именно эти нормы обоснованно применены судами при разрешении настоящего спора. Основания для применения иных норм для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам отсутствуют.
Оценив представленные доказательства по делу, доводы Общества, суды обоснованно заключили, что Общество не имело оснований для неприменения в спорном периоде дополнительного тарифа.
Судами также правомерно установлены основания для привлечения Общества к ответственности по части 2 статьи 47 и статье 48 Закона в„– 212-ФЗ.
По результатам исследования имеющихся в материалах дела доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих вину Общества в совершенных правонарушениях.
Между тем суды приняли во внимание в качестве смягчающих вину Общества обстоятельств его социальную значимость, сложное финансовое положение, а также то, что вменяемые ему правонарушения совершены Обществом вследствие неправильного толкования положений Закона в„– 212-ФЗ. Указанные обстоятельства послужили основанием для уменьшения штрафов до 10 000 руб. В этой части принятые по делу судебные акты Фондом в кассационном порядке не обжалованы.
Таким образом, суды правомерно признали оспариваемое решение Фонда недействительным только в части.
Доводы Общества относительно того, что при проведении камеральной проверки Фонд не вправе истребовать документы, предусмотренные статьей 37 Закона в„– 212-ФЗ являются несостоятельными, поскольку и для камеральной, и для выездной проверки органами контроля уплаты страховых взносов законом предусмотрен общий порядок истребования документов, который Фондом не нарушен.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 по делу в„– А26-3054/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Карельская Судоходная Компания", место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Коммунальная ул., д. 9А, ОГРН 1031000044074, ИНН 1001148587, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.08.2016 в„– 1513.

Председательствующий
Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА


------------------------------------------------------------------