Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2016 N Ф07-5591/2016 по делу N А52-2399/2015
Требование: Об отмене постановления таможенного органа о привлечении предприятия к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за ввоз на территорию РФ товара , включенного в Перечень сельскохозяйственной продукции и продовольствия, страной происхождения которых являются США, Канада, Австралия, страны Европейского союза и Королевство Норвегия и которые запрещены к ввозу в РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку страной происхождения спорного товара является Польша и перемещение через таможенную границу РФ товаров, запрещенных к ввозу, не допускается.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Псковской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу в„– А52-2399/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Александровой Е.Н., рассмотрев 18.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Себежской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.01.2016 (судья Циттель С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 (судьи Мурахина Н.В., Виноградова Т.В., Осокина Н.Н.) по делу в„– А52-2399/2015,

установил:

Частное транспортное унитарное предприятие "АннаАвтоЛайн", место нахождения: 223034, Республика Беларусь, Минская область, Минский район, город Заславль, Заводская улица, дом 8, офис 6 (далее - ЧТУП "АннаАвтоЛайн", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Себежской таможни, место нахождения: 182250, Псковская область, город Себеж, улица Марго, дом 62а, ОГРН 1026002944439, ИНН 6022002002 (далее - Таможня), от 11.03.2015 по делу об административном правонарушении в„– 10225000-1028/2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 101 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016, заявленное требование Предприятия удовлетворено. Оспариваемое постановление Таможни признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе таможенный орган ссылается на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит указанные судебные акты отменить и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления ЧТУП "АннаАвтоЛайн". Таможня настаивает на том, что в рассматриваемом случае она обоснованно привлекла Предприятие к административной ответственности на основании части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом ходатайства Таможни о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, перевозчиком в лице ЧТУП "АннаАвтоЛайн" (Республика Беларусь) через границу Российской Федерации (в деревне Долосцы Себежского района Псковской области) 28.11.2014 на транспортном средстве марки DAF (регистрационный номер АМ8112-5) был ввезен импортный товар - "груши свежие", код ТН ВЭД ТС 08083090; количество - 1272 картонные коробки; общий вес - брутто 16 850 кг; страна происхождения - Польша.
В качестве уведомления о прибытии данного товара перевозчик на государственной границе Российской Федерации представил товаросопроводительные документы, согласно которым отправителем ввезенного товара является индивидуальный предприниматель Агородник Руслан Аликович (Республика Беларусь), а получателем - ТОО "Муниципальный базар" (Республика Казахстан).
По результатам проведенных Таможней проверочных мероприятий в отношении указанного товара было установлено, что последний включен в "Перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 в„– 778 (далее - Постановление в„– 778) "О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 в„– 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ в„– 560), а потому к данному товару применимы меры по контролю за запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукцией.
Полагая, что в действиях Предприятия имеются нарушения запретов и ограничений, введенных Постановлением в„– 778, уполномоченное должностное лицо Таможни 28.01.2015 составило протокол в„– 10225000-1028/2014 об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 11.03.2015 Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, за что перевозчику назначено наказание в виде 101 000 руб. штрафа.
Не согласившись с законностью указанного постановления таможенного органа, ЧТУП "АннаАвтоЛайн" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций установили наличие в действиях Предприятия как объективной, так и субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. Однако суды пришли к выводу, что ЧТУП "АннаАвтоЛайн" не является субъектом ответственности вменяемого ему правонарушения. Суды указали, что по смыслу пункта 1 Указа в„– 560 запреты и ограничения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации. Суды двух инстанций посчитали, что Предприятие являясь иностранным лицом, не относится к числу лиц, перечисленных в названном Указе в„– 560, а следовательно действие Указа в„– 560 не распространяется на заявителя. Ввиду изложенного суды пришли к выводу о том, что ЧТУП "АннаАвтоЛайн" не может быть субъектом вменяемого ему правонарушения, и как следствие - признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Таможни.
Несогласие с названными выводами судов послужило Таможне основанием для подачи кассационной жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает жалобу Таможни подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1 и частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 в„– 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций применяются специальные экономические меры.
Согласно "пункту а)" статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 в„– 390-ФЗ "О безопасности" Президент России принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с нормами вышеназванных федеральных законов в целях защиты национальных интересов Российской Федерации Президентом Российской Федерации издан Указ в„– 560, пунктом 1 которого органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности надлежит исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.Согласно пункту 2 Указа в„– 560 на Правительство РФ возложена обязанность определить "перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", названных в пункте 1 Указа (предусмотрев возможность его корректировки с учетом положений подпункта "в" того же пункта 1), и "перечень конкретных действий, необходимых для реализации настоящего Указа".
Во исполнение Указа в„– 560 Правительство Российской Федерации определило ряд мероприятий организационного характера, в том числе возложение контроля за соблюдением введенных ограничительных мер на Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России).
В целях соблюдения вышеуказанных ограничений начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, приказано обеспечить определение страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в установленном порядке, в том числе при необходимости путем проведения фактического контроля в рамках системы управления рисками (подпункт 3 пункт 1 приказа ФТС России от 07.08.2014 в„– 1496 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. в„– 560").
Запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, по "Перечню" (согласно "Приложению) введен с 06.08.2014 вышеупомянутым Постановлением в„– 778.
Указанный запрет носит публичный характер и адресован неограниченному кругу лиц, в том числе осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию продукции, поименованной в упомянутом "Приложении" к Постановлению в„– 778.
Указание в пункте 1 Указа в„– 560 на то, что органы государственной власти Российской Федерации, организации и физические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности должны исходить из наличия запретов и ограничений, установленных настоящим Указом, не свидетельствует об установлении каких-либо исключений по кругу лиц, обязанных соблюдать требования нормативных актов в регулируемой сфере правоотношений.
Как усматривается из материалов рассматриваемого дела, основанием для привлечения ЧТУП "АннаАвтоЛайн" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, послужил выявленный Таможней факт ввоза Предприятием 28.11.2014 на таможенную территорию Российской Федерации товара, запрещенного к ввозу на основании Постановления в„– 778 ("груши свежие", страной происхождения которых является Польша - член Европейского союза).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (часть 1 статьи 2.6 КоАП РФ).
ЧТУП "АннаАвтоЛайн", являясь иностранным юридическим лицом, совершило на территории Российской Федерации административное правонарушение (несоблюдение установленных запретов), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, что послужило Таможне законным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.
Ввиду изложенного оснований для удовлетворения требования Предприятия у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные ими решение и постановление, а также принять новый судебный акт - об отказе ЧТУП "АннаАвтоЛайн" в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 25.01.2016 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 по делу в„– А52-2399/2015 отменить.
В удовлетворении заявленного требования частному транспортному унитарному предприятию "АннаАвтоЛайн" отказать.

Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА


------------------------------------------------------------------