Типы документов



Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.07.2016 N Ф07-5075/2016 по делу N А42-7291/2015
Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.
Обстоятельства: По результатам проверки инспекция выдала ТСЖ предписание об устранении выявленного нарушения путем восстановления исправного технического состояния загрузочных клапанов мусоропровода многоквартирного дома.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ТСЖ не представило доказательства соблюдения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Мурманской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. по делу в„– А42-7291/2015

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Асмыковича А.В., Савицкой И.Г., рассмотрев 18.07.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Кольском 104" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2015 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу в„– А42-7291/2015,

установил:

Товарищество собственников жилья "На Кольском 104", место нахождения: 183008, г. Мурманск, Кольский пр., д. 104, корп. 3, кв. 56, ОГРН 1105190004512, ИНН 5190916856 (далее - Товарищество, ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области, место нахождения: 183008, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26, ОГРН 1025100849850, ИНН 5190109281 (далее - Инспекция, ГЖИ), от 21.05.2015 в„– 464/08 об обязании Товарищества восстановить исправное техническое состояние загрузочных клапанов мусоропровода многоквартирного жилого дома.
Решением от 18.11.2015 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 26.04.2016 апелляционный суд оставил решение от 18.11.2015 без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании обращения Джежула О.А., проживающей в обслуживаемом Товариществом доме по адресу: г. Мурманск, Кольский пр., д. 104, корп. 2, Инспекцией издано распоряжение от 19.05.2015 в„– 922 о проведении в отношении ТСЖ внеплановой выездной проверки. Сотрудниками ГЖИ проведена проверка, о чем составлен акт от 21.05.2015 в„– 913.
В ходе проверки установлено, что в доме по вышеуказанному адресу проектом предусмотрен внутренний мусоропровод, однако ковши загрузочных клапанов мусоропровода заварены, что исключает возможность использования мусоропровода по функциональному назначению. При проведении проверки присутствовал председатель правления ТСЖ "На Кольском 104" Трошкова М.Г.
По результатам проверки ГЖИ выдала Товариществу предписание от 21.05.2015 в„– 464/08, в котором, ссылаясь на нарушение Товариществом пункта 5.9.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 в„– 170 (далее - Правила в„– 170), потребовала устранить в срок до 15.06.2015 выявленное нарушение путем восстановления исправного технического состояния загрузочных клапанов мусоропровода.
ТСЖ оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, отметив, что указанное предписание является законным.
При этом суд первой инстанции, ссылаясь на статьи 44, 143 - 145 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), исходил из того, что общее собрание членов Товарищества не вправе разрешать вопрос пользования общим имуществом (мусоропроводом).
Данная позиция отражена в решении от 15.10.2015 по делу в„– 12-358/2015 Первомайского районного суда г. Мурманска.
Суд апелляционной инстанции не согласился с судом первой инстанции в части компетенции общего собрания членов ТСЖ при принятии решения по названному вопросу, указав на наличие полномочий у членов ТСЖ для принятия решения о порядке пользования общим имуществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Протоколом от 19.03.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома был выбран способ управления многоквартирным домом в форме ТСЖ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, в отношении которого собственники осуществляют права владения, пользования и в установленных законодателем пределах распоряжения.
В соответствии со статьей 138 ЖК РФ и пунктом 8.1.4 Устава в обязанности товарищества собственников жилья входит, в том числе, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил в„– 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами в„– 170.
Согласно пункту 1.7.2 Правил в„– 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В силу пункта 5.9.3 Правил в„– 170 загрузочный клапан мусоропровода должен удовлетворять таким требованиям: а) размеры ковша клапана должны исключать возможность выбрасывания в мусоропровод предметов, габариты которых больше внутреннего диаметра ствола; б) ковш должен быть съемным, легко открываться и закрываться и иметь в крайних положениях плотный притвор с упругими прокладками, обеспечивающими дымо- и воздухонепроницаемость загрузочного клапана; в) ковш должен иметь блокировку в закрытом положении; г) в любом положении ковш не должен перекрывать внутреннее сечение ствола мусоропровода; д) при открытом ковше его загрузочное отверстие фиксируется в положении, близком к горизонтальному; е) загрузочные клапан и ковш должны обеспечивать свободное перемещение ТБО в ствол мусоропровода; ж) внутренняя поверхность ковша должна быть гладкой и иметь стойкое антикоррозионное покрытие.
Кроме того, разделом 8.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 в„– 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10), установлены требования к удалению бытовых отходов и мусора.
Так, пунктом 8.2.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусмотрено, что при наличии мусоропровода в жилом здании люки мусоропроводов должны располагаться на лестничных площадках. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками. Располагать мусоропроводы в стенах, ограждающих жилые комнаты, не допускается.
В силу пункта 8.2.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
Согласно пункту 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае нарушены требования части 1 статьи 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
ТСЖ ссылается на наличие доказательств, подтверждающих существование мест для установки контейнеров, и договоров на вывоз твердых бытовых отходов.
Между тем в нарушение статьи 65 АПК РФ Товарищество не представило в материалы дела доказательства, подтверждающие соблюдение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим суды правомерно отказали в признании недействительным предписания ГЖИ от 21.05.2015 в„– 464/08.
Учитывая изложенное судебные акты не подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2016 по делу в„– А42-7291/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Кольском 104" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА

Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ


------------------------------------------------------------------